Получи документы

Педагогический опыт «Приобщение к истокам русской культуры»

Наталья Бушуева
Педагогический опыт «Приобщение к истокам русской культуры»

АННОТАЦИЯ

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Публикация «Педагогический опыт „Приобщение к истокам русской культуры“» размещена в разделах

Работа в этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Формирование устойчивого интереса к истокам русской культуры происходит через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

Таким образом, отторжение подрастающего поколения от русской культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Актуальность

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Некоторые семьи оказались обездоленными духовно.

А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом.

Считаю, что приобщение детей к народной культуре с ранних лет является средством развития у них патриотических чувств и духовности. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, пестушки, заклички – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Всё, что пришло к нам из глубины веков мы теперь называем народным творчеством.

Интерес к отечественной культуре и актуальность её изучения в наши дни повлияло на выбор мной темы нравственно-патриотического воспитания детей, над которой работаю в течение нескольких лет. Главным ориентиром для меня в практической деятельности с детьми стала парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны Маханёвой. А приоритетом - формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого и создание особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться. В связи с этим была поставлена основная цель:

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности. А также определены следующие задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

2. Познакомить детей с предметами старинного быта и их назначением.

3. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

4. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.

5. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми;

6. Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.

7. Развивать фантазию, творческие способности дошкольников, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

8. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

9. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусств

10. В уголках для родителей постоянно помещать материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.

Для реализации данной образовательной программы был составлен перспективный план совместной деятельности с детьми, выбраны эффективные методы, приё мы и формы работы по ознакомлению детей с народным творчеством :

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование пословиц, загадок, приговорок.

• Чтение художественной литературы.

• Использование русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций о русском быте.

• Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми.

• Организованная непосредственно образовательная деятельность.

• Совместная деятельность.

• Праздники и развлечения.

• Наблюдения в быту и природе.

• Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

• Организация конкурсов рисунков и поделок

• Посещение тематических выставок

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

• Встреча с интересными людьми.

Предполагаемый результат.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет способствовать лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет придаваться индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов, что позволит сплотить коллектив воспитанников

В группе планируется создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту: приобрести CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Будет создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности.

• Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Первое знакомство ребенка с народным творчеством начиналось с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Фольклорные произведения помогают при организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, еда, укладывание спать. Звучность, ритмичность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Интерес малышей к потешкам, загадкам помогал мне «разговорить» детей. После коротких обыгрываний они легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с малыми фольклорными формами начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

В предварительной беседе объясняла значение новых образных слов, встречающихся в произведениях устного народного творчества. Приятно было наблюдать, как дети использовали полученный опыт во время самостоятельных игр, таких как «Дочки- матери», «Идем в гости», День рождения куклы Кати» и др.

По мере взросления детей подбирался фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того, о чем песня, потешка, закличка и др.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества детям предлагалось поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь им найти выход из трудной ситуации, реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику, что очень важно для понимания ребенком содержания сказки и его отношения к действующим персонажам.

Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Часто использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума - это загадки: "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты отгадай", "Подскажи словечко". Поначалу непросто было научить детей отгадывать загадки. Но при внесении игрушек, при наблюдениях, при использовании загадок - рифмовок дети полюбили их.

Важное значение в работе придавала обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, я знакомила их с обрядовыми, досуговыми и театрализованными играми с предметами и изделиями русского народного творчества. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывала национальными обычаями, фольклором. Рассказывала о сюжете игры, поясняла роль водящего, применяла считалки.

Дети узнали множество различных игр: «Карусель», «У Маланьи у старушки», «Ой, что за народ за матрешкою идёт» и многие другие.

В ходе любой игры я привлекала внимание детей к ее содержанию, следила за физической нагрузкой, поддерживала эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремилась научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Для поддержания интереса у детей, побуждения их к участию в играх, к труду, изготовлению поделок; развития эмоциональной отзывчивости, тесно взаимодействовала с музыкальным руководителем.

Обращение к народной культуре помогло в сближении с родителями. «Взаимодействие с родителями – основа повышения качества образовательного процесса», поэтому провожу просветительскую работу с родителями, направленную на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Использование фольклора в воспитании детей», «Русские народные игры», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным, праздничным традициям на информационных стендах. Родители принимают активное участие в жизни группы: готовят костюмы, атрибуты для праздников и развлечений, изготавливают поделки, участвуют в организации и проведении праздников. Практика показала, что знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурой своего народа в игровой форме способствует пробуждению их познавательной, речевой и творческой активности, самостоятельности, яркой индивидуальности каждого ребёнка. Усвоение же детьми совокупности культурных ценностей - развитию их духовности.

Дети участвуют в календарных праздниках. На празднике «Проводы русской зимы» дети играли в русские народные игры, катались на санках, зазывали Весну. Родители принимали активное участие по изготовлению чучела, пекли блины. На Святках они славили Иисуса, пели песни. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.

Праздники и развлечения, которые поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение. Но значение праздников и развлечений не только в том, чтобы приносить радость: они являются средством всестороннего воспитания; пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, своему народу уважения к людям, чувство дружбы. Знакомлю детей с русскими народными костюмами. Многообразие форм, типов и многосоставность каждого комплекса одежды, яркая декоративность художественного решения, самобытность орнаментации и техник ее исполнения - характерные черты русского народного костюма. Рассматривая образы русской одежды, дети видят красоту крестьянского костюма, выразительность его составных частей - головных уборов, ювелирных украшений, обуви.

Стараюсь приобщать детей к творчеству русских умельцев. Сейчас уже накопился опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи созданы пособия. Я оформила альбом с потешками, приговорками, пословицами «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит». Дети познакомились со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: ковш, чаша, бочонок, бокалы, деревянные ложки, тарелки, вазы, кружки. На них они рассматривали затейливый узор. Знакомлю детей с народно- прикладным искусством родного поселка. Посещаем выставки в музее.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызвали у моих воспитанников яркие матрешки. Малышам я рассказывала о красоте, яркости, особенностях игрушки, постепенно подводя к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с ее мастерами, историей возникновения, пробовали составлять небольшие рассказы с персонажем — матрешкой, любимые дидактические и хороводные игры с участием матрешки. Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров — все это игрушки мастеров Городца! Дети с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, на панно с изображением сказочных птиц. Я приглашаю детей такими присказками: «Есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы, увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».

Чудо-ремесло — дымковская глиняная игрушка. Детей привлекают яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Знакомство с дымковской игрушкой начинаю с младшей группы. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента — посильная задача для младших. В старшей группе — осваиваем дымковскую роспись и лепку игрушек. В подготовительной группе — лепка и роспись дымковских игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол. Знакомлю детей с народным ремеслом - плетением из бересты»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых, но порой бесполезных а иногда и вредных с точки зрения воспитания игрушек. Они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. И поэтому я посчитала нужным, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, которые кушают и плачут одновременно, но предметы которые можно изготовить своими руками.

Сама я занимаюсь плетением из бересты, изготавливаю игрушки из атласных ленточек, которые использую в своей работе.

Исходя из своего опыта, я в первую очередь создала условия для развивающей среды, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно, как дома. В приёмной комнате детей встречает рыжая лисичка, по её хитрым глазкам можно заметить, что она приготовила для детей что-то очень интересное. Оформила стенды для выставок работ детей. В группе организовала для детей уголок театрализованной деятельности, где ребята могут самостоятельно показать понравившуюся им сказку, инсценировать потешки, сочиняю сама сказки, загадки для детей. Уголок «Русской избы», где провожу тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы, знакомим с народным фольклором

Я всегда охотно делюсь своими знаниями и опытом с воспитателями ДОУ. Для них были проведены консультации: - «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами»; провела семинар – практикум для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. Дети знакомятся с ярким и выразительным народным языком. Они принимали участие в конкурсах, праздниках. Многие хорошо танцуют, поют, выразительно читают стихи. Я считаю, что мои труды не прошли даром. Сейчас мои выпускники посещают театральные кружи в Доме детского творчества, играют в ансамбле ложкарей, занимаются в школе искусств. И я надеюсь, что будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры»Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания,.

Конспект НОД «Масленица пришла!» из цикла «Приобщение к истокам русской народной культуры» Непосредственная образовательная деятельность из цикла «Приобщение к истокам русской народной культуры" «Масленица пришла!" МКДОУ «Детский.

«Праздник русской березки». Обобщение опыта «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» Праздник русской берёзки. Цель: актуализировать знания учащихся о березе как одной из самых распространенных деревьев нашей местности.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.

Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыОпыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработали статью в соавторстве Колесникова Марина Викторовна, Каньшина Ольга Ивановна, Молодых Евгения Викторовна. Проблема освоения.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропоганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Презентация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста» В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем.

Программа кружка по приобщение детей к истокам русской народной культуры «СВЕТЛЯЧОК» (приобщение детей к истокам русской народной культуры) Руководитель: Митрошина И. Н. МАДОУ д/с «Колосок» д. Гришина Слобода Жуковского.

Заметка «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Заметка"Приобщение детей к истокам русской,народной культуры" Воспитание у детей любви к своей родине,приобщение детей к истокам русской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Приобщение к истокам русской культуры»
Опубликовано: 5 октября 2018 в 18:45
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД