МААМ-картинки

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования (5 фото)

Ольга Терентьева
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Обоснование актуальности и перспектива опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему – то, прекращается в раннем возрасте.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах

Как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В процессе всех видов изобразительной деятельности ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысляет новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Развивать творческие способности дошкольника - задача взрослого. А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Вывод: Изобразительная деятельность, в частности рисование,- вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использовала традиционные способы рисования и придерживалась стандартного набора изобразительных материалов. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивает творческие способности.

Теоретическая база опыта. Изодеятельность для ребёнка - это игра. А жизнь, особенно детство, должно быть красочным и счастливым. Художественное творчество играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Оно находится в тесном взаимодействии с общим развитием дошкольника. Художественно-эстетическое направление развивает у детей восприятие красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которые играют большую роль, в общем, и творческом развитии ребёнка. Недаром выдающийся русский педагог – новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям…»

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография –2. : Издательство «Скрипторий

2003», 2008.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-«Детство», 2004;

5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

6. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.

9. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002

10. Белобрыкина О. А. "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству", Новосибирск,НГПИ-1993г;

11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М: "Издательство Скрипторий 2003", 2008 г;

12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва,2007 г;

13. Комарова Т. С, Антонова А. В, Программа эстетического воспитания дошкольников. М : Педагогическое сообщество России, 2005 г;

14. Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду", "Карапуз- дидактика" творческий центр СФЕРА, М-2009 ;

15. "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015 г;

16. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие. М. :ТЦ СФЕРА,2008 г;

17. Субботина Л. Ю. "Учимся играя. Развивающие игры для детей", Екатеринбург, У-Фактория;

18. Терещук М. Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей. Журнал "Воспитатель ДОУ", №8-2010 г;

19. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. : ТЦ Сфера, 2007 г

Эти источники помогли мне при составлении программы кружка по нетрадиционному рисованию «Весёлая палитра».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:

- обогащать эмоционально-интеллектуальный опыт детей;

- развивать восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и формировать обобщённые способы восприятия (обследования);

- обучать изобразительным умениям: передаче формы, строения предмета, цвета, композиции, формировать при этом обобщённые способы изображения;

- создавать условия для активизации самостоятельной изобразительной (художественной) деятельности;

- привлекать внимание родителей к значимости изобразительной деятельности в развитии ребёнка (через индивидуальные консультации, проектную деятельность, выступления, наглядную информацию).

Свою работу над этими задачами я строила через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни группы, так и в ведении кружка «Весёлая палитра».

В своей работе я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

1. Принцип наглядности.

2. Принцип доступности материала.

3. Принцип построения программы от простого к сложному.

4. Принцип повторности материала.

Организуя работу в кружке, я стараюсь создать благоприятную среду для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

В нашей творческой совместной деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых. Все мы увлечены процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радостными совместными удачами и утешаем друг друга в неудачах.

Моя задача, как воспитателя - научить детей использовать в своем творчестве разнообразные по качеству и свойству материалов, а так - же нетрадиционные способы изображения.

Свою работу я начала с детьми с младшей группы, где обучала детей самым простым приёмам рисования, использовала карандаши, краски, восковые мелки, нетрадиционные техники : размазывание краски пальцами, рисование ладошкой, пальчиками.

В средней группе я продолжаю работу с детьми, где планирую выполнять более сложные работы: в техники набрызг, тонирования, печатания природным материалом, с использованием крупы, нитей, осенней листвы и т. д.

Анализ результативности. Анализируя свою работу с детьми, я могу с уверенностью сказать, что изобразительное творчество способствует развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе.

Нет детей, которые не любят рисовать, так как рисование - естественная потребность ребёнка. Рисуют все дети, ведь они - творцы от природы, даже когда размазывают краску прямо на обоях. Поэтому очень важно поддерживать интерес ребёнка к изобразительной деятельности, так как любые достижения детей всегда зависят от взрослых.

Работы детей младшей группы кружка «Весёлая палитра»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через Нетрадиционные техники рисования нетрадиционные техники рисования Обоснование актуальности и перспектива опыта Его значение для совершенствования учебно воспитательного процесса

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Современным родителям стало проще посадить ребенка перед телевизором или дать гаджет и заниматься непосредственно своими делами, нежели уделять время для творчества с ним. Моя задача была разъяснить родителям, что воспитание любви к творчеству и развития творческой личности, зависит не только от работы педагога, но и от семьи. Работе с родителями я уделяю большое внимание. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель - воспитать целеустремленных, добрых, уравновешенных и ответственных людей не равнодушных к прекрасному.

Для достижения этой цели я организовывала и проводила выставки детских работ, консультации: «Каждый ребёнок талантлив», «Как развивать интерес ребёнка к рисованию, «Как организовать рабочее место для детского творчества?», давать советы и рекомендации «Запретить или разрешить?» и другие виды работ с родителями.

Стараюсь познавательно проводить родительские собрания, используя нетрадиционные формы проведения. В младшей группе был проведен мастер –класс по нетрадиционному рисованию «Мыльные пузыри». В индивидуальных беседах с родителями рекомендую заниматься с ребенком рисованием, закрепляя пройденный материал. Увидев положительный результат работы с детьми, родители помогут и поддержат меня в моей педагогической деятельности.

Адресные рекомендации по использованию опыта. Мой опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» был распространен среди педагогов детского сада и района:

1. Мастер-класс «Золотая хохлома» / Семинар-практикум для воспитателей «Русское народное декоративно-прикладное искусство», 25.11.2015г. /

2. Мастер – класс росписи по ткани «Волшебный узелок», Районная секция для воспитателей старших и подготовительных групп/07.09.2016 г. /

3. «Нетрадиционная аппликация», Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные виды аппликаций как средство развития творчества дошкольников»/20.11.2017 г. /

4. Мастер – класс по нетрадиционному рисованию «Мыльные пузыри», Групповое родительское собрание «Художественно-эстетическое воспитание младших дошкольников»/17.03.2018 г. /

5. «Влияние нетрадиционных методов рисования на развитие ребёнка дошкольного возраста», Районная секция для воспитателей младших групп/06.09.2018 г. /

Публикую конспекты занятий на сайте ДОУ и образовательном портале https://www.maam.ru/users/com26

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования 1. Актуальность. На всех этапах жизни ребёнка.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников через ДИ и нетрадиционные техники рисования»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников через ДИ и нетрадиционные техники рисования» Конспект консультации для родителей во второй младшей группе «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством дидактических.

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» 1. Паспорт проекта Название проекта: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Руководитель.

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Подготовила: Воспитатель Панахова Р. К..

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Дошкольное детство – очень важный и значимый этап в жизни детей. Движение рук в жизни ребенка играют большую роль. Ученные доказали, что.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 17:58
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД