Наталия Черкасова
Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
средствами музыкальной деятельности
«ЛЮБИМЫЙ САД!»
Актуальность (проблема)
Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Адаптация малышей к условиям детского сада – одна из главных задач для педагогов ДОУ. Процесс привыкания ребёнка к детскому саду может занимать длительное время и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, ведь адаптивные возможности ребёнка в раннем возрасте ограничены, его привязанность к дому и родителям пока слишком сильна. Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития ребёнка.
Мой проект направлен на улучшение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Средством данной помощи является музыкальная деятельность, поскольку именно музыка всегда оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека.
Цель: создание благоприятных условий для социальной и психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду средствами музыкальной деятельности.
Задачи
1. Помощь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Развитие у детей навыков общения со взрослыми;
3. Развитие у детей игровых навыков и произвольного поведения;
4. Приобщение детей к музыкальной культуре;
5. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей, направленной на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, новые уровни взаимодействия и формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
6. Подготовка, публикация и распространение опыта работы.
Тип проекта : краткосрочный (творческий, практико-ориентированный, групповой.
Срок реализации проекта : 3 месяца (сентябрь-ноябрь)
База реализации: Московская область, Дмитровский район, МОУ Синьковская СОШ № 2 (Дошкольное отделение «Колосок»)
Целевая группа: воспитанники раннего возраста (1,5 – 2 лет, их воспитатели.
Этапы реализации проекта (технология)
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
• Наблюдение за обучающимися: их поведением, реакциями на помещение, окружение.
• Беседа с воспитателями обучающихся с целью получения информации о психо-физическом и социально-психологическом развитии каждого ребёнка.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
• Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата;
• Разработка конспектов адаптационных занятий с участием воспитатлями и консультаций для родителей;
3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
• Подбор и изучение необходимой литературы, музыкального репертуара;
• Подбор подходящих методик;
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
• Согласование и уточнение даты и времени проведения мероприятий;
• Пополнение предметно-развивающей среды группы раннего возраста.
5. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
• Проведение мероприятий по графику утверждённого плана работы.
6. КОНТРОЛЬНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ
• Контроль реализации проекта на всех этапах и по всем направлениям;
• Анализ динамики уровня адаптации детей средствами бесед с воспитателями и родителями.
Приложение 1
Примерная программа работы
Вводное мероприятие «Консультация с воспитателями». Обсуждаются социально-психологические и психофизические особенности каждого ребёнка.
Наблюдение за детьми в группе (их реакции, поведение, настроение). Дети должны визуально привыкнуть к музыкальному руководителю.
Вводится музыкальное сопровождение во время утреннего приёма детей – музыка радостная, добрая, в формате знакомых детских мелодий и песен.
Знакомство с детьми до начала проведения музыкальных занятий. Вводится ежедневная утренняя музыкальная зарядка, которую проводят воспитатель, совместно с музыкальным руководителем.
С родителями проводятся беседы в индивидуальном формате.
Музыкальный репертуар для встречи детей : «Топ-топ ножки», сборник песен «Синий трактор», «Акуленок ту-ру-ру», Детский хор Великан «Бим-бом», сборник песен «Буренка Даша», Я маленький чайник, сборник песен «Котенок Котэ», сборник «Фиксипелки».
Музыкальный репертуар для зарядки: песни Е. и С. Железновых «У жирафа.», «Мы похлопаем», «Червячки», «Туки-ток» и другие.
Первое занятие «Зайка в гости к нам пришёл». Приветствие малышей хлопками, улыбкой, топаньем ногами. Цель: вызвать эмоциональный отклик, доверие, заинтересовать.
Общение с детьми строится в игровой форме. Начинать знакомство детей с героями лучше с зайчика – доброго, пушистого и безобидного. Педагог использует игровые приёмы, такие как общение через игрушку с помощью касания и поглаживание, ласковую интонацию, улыбку. звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д. В первый месяц на музыкальных занятиях, помимо зайца, могут присутствовать кошка, птичка, мышка, петушок – поочерёдно (одно занятие-один герой). Каждое занятие должно быть систематически выстроено. Каждое занятие имеет примерно следующий план.
1. Приветствие
2. Знакомство с героем
3. Разминка с героем, согласно его образу и характеру
4. Танец с героем
5. Пальчиковая гимнастика
6. Слушание и подпевание песенки героя
7. Игра
8. Прощание с героем и педагогом
Музыкальный репертуар для первого месяца занятий: Попевка «Здравствуйте ладошки»; песни «Заинька, зайка…», «Серенькая кошечка», «Киска к детям подошла», «Петушок», разминка «Да! Да! Да!», «Ножками затопали», «Побегали», «Зайка прыгает», «Птички летают и клюют зёрнышки», игра «Солнышко и дождик», игра «Где же наши ручки?» и другие.
Второй месяц занятий (октябрь)
Со следующего месяца педагог знакомит малышей с музыкальным инструментом- погремушкой и другими шумелками. Он объясняет, что это за инструмент, как его держать и как на нём играть. Сперва дети просто берут погремушку, изучают её тактильно, учатся правильно держать, затем, учатся с ней ходить в рассыпную и по кругу, прятать её за спину, вовремя показывать её всем и правильно играть.
С погремушками к обучающимся могут придти новые герои: мишка или собачка. При знакомстве нового героя с детьми важно, чтобы дети его не боялись и быстро к нему привыкли. Герой должен «подойти» к каждому, пошутить с ним, пожать ручку или слегка коснуться ребёнка.
Занятия также полезно стороить на контрастах, например: птичка маленькая и лёгкая, она быстро летает, поёт тоненьким голоском, а медведь – большой и тяжёлый, он шагает широко, вперевалочку и рычит низко. При таком контрастном восприятии у малышей быстрей и лучше формируется наглядно-образное мышление, восприятие понятий: большой-маленький, тяжёлый-лёгкий, медленный-быстрый.
Контрасты могут составлять герои: кошка-птичка, заяц-медведь, петушок-синичка, солнышко-дождик, кошка и котята и др.
Педагог использует игровые приёмы, такие как общение через игрушку с помощью касания и поглаживание. Педагог продолжет развивать тему звукоподражания в попевках, изображает танцевальные движения под известные песни с помощью игрушек, дети повторяют их, подражая педагогу и «игрушке».
Во время игры «Солнышко и дождик» малыши учатся понимать, что они-это коллектив, и должны держаться вместе, играть-вместе, прятаться-вместе.
На встречах с детьми вводится новое музыкальное приветствие : «Здравствуйте, ладошки, ножки, щёчки и т. п», Педагог продолжает развивать тему звукоподражания в попевках.
Музыкальный репертуар во втором месяце.
Песни и попевки: «Петушок» РНП, «Ладушки» попевка, «Зайка» РНП, «Дождик», «Заинька, зайка» РНП, «Птичка» Раухверга, «Собачка» Раухверга. Разминка: «Ловкие ручки» Тиличеевой, «Ходим-бегаем» Тиличеевой, «Ай-да!» Ильиной. Танцы: «Гуляем и пляшем» Раухверга, «Сапожки» РНП, «Зайка серенький сидит». Игры: «Солнышко и дождик», «Догони зайчика» Тиличеевой, «Кошка и котята» Витлиной. Игра на ДМИ: «Стуколка» Укр. нар. мелодия, «Упражнение с погремушками» Казакевича.
Музыкальные занятия третьего месяца адаптации (ноябрь)
Каждое последующее музыкальное занятие начинается с приветствия. Приветствие начинает педагог, выходя навстречу обучающимся. Он должен добрым радостным тоном здороваться с детьми, смотря в их глаза. Полезно подходить к малышам, здороваться за ручки или просить их, чтобы они похлопали по вашим ладошкам, ведь для малышей очень важен тактильный контакт.
На третьем месяце адаптации к детям на занятия «приходят» новые герои: лиса, лошадка, чередуясь с уже известными детям героями. Между 2 героями во время занятия можно выстраивать сценарные диалоги, например-между мишкой и зацем (Кто лучше прыгает? Кто сильнее) Также, между лисой и зайцем (Как им подружиться) в связи с этим добавляются новые игры «Лиса и зайцы», «Зайчики и лисичка» и др.
Помимо новых героев, добавляются новые предметы для танцев, например, бутафорские осенние листья, флажки, султанчики.
Третий месяц (ноябрь) направлен на подготовку к праздникам «Осень» и «Мамин праздник», поэтому в сценарии занятий полезно вводить семейные группы: курочка-цыплёнок, кошка-котёнок или котята. Можно самих малышей просить быть цыплятами и котятами, которые будут выполнять действия вместе со своими мамами (взрослыми).
При знакомстве с новыми героями, детей следует обучить примерным манерам данных героев, например тому, как ходит лиса, каким голосом она «разговариевает», или как скачет лошадка, как она цокает копытцами и др.
Музыкальный репертуар
Песни и попевки: «Колыбельная зайчонка» РНП, «Мишка» Раухверга, «Пирожки» Филиппенко, «Я на лошади скачу» Филиппенко, «Бобик» Попатенко, «Осенняя песенка» Александровой. Пляски: «Пальчики-ручки» Раухвергера, «Пляска с листочками» Филиппенко, «Весёлая пляска» РНП, «Гопачок» Укр. НМ Раухвергера, «Пляска с погремушками» Антоновой. Разминка: «Большие и маленькие ноги» Агафонниковой, «Вот так вот» Фрида, «Разминка» Макшанцевой, «Полянка» РНМ. Игры: «Синички и ворона», «Игра с погремушкой» Филиппенко, «Жмурка с бубном» РНМ, «Две лошадки».
Для развития межполушарной работы мозга, что положительно влияет на интеллект, координацию и повышение эмоционального фона у малышей, необходимо на занятии применять пальчиковые игры, логоритмические упражнения, гимнастики. Желательно, чтобы данные музыкальные упражнения соответствовали героям занятий.
Репертуар логоритмических игр и упражнений
«Сорока-белобока», «Мишка испугался» О. Андроненко, «Прилетели гули», «Киска-брысь», «Ладушки».
К середине третьего месяца адаптации дети уже получили некоторый запас музыкальных впечатлений и игровых умений. У них должна быть развита эмоциональная отзывчивость и музыкальная активность. Дети с удовольствием идут на музыкальные занятия. Пришло время закрепить первые навыки - провести праздник или развлечение.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В ДОУ
Осенний досуг для детей ясельной группы
«Друзьям помогай! Урожай собирай!»
Автор: Черкасова Наталия Анатольевна, муз. руководитель МДОУ № 65 «Колосок».
Цель: развитие у детей младшего возраста эмоционально-образного восприятия средствами их участия в музыкально-театральном досуге.
Задачи: воспитание эмпатии у малышей к окружающим и животным, Развитие интереса к природе и культуре своего края, развитие творческих способностей через танцы, игру на ДМИ, развитие мелкой моторики и сенсорной чувствительности.
Герои: Ведущий, актёр за ширмой с куклами зайца, ёжика, мишки. Корзинка с муляжами грибов, корзинка с шишками, ведёрко с бутафорской морковью, погремушки по количеству детей, листики для танцев по количеству детей.
Ведущий (под музыку) :
За окном у нас, друзья
Осень-раскрасавица!
Листья разные кружат
И деткам очень нравятся.
Сегодня у нас праздник Осени. И к нам пришли лесные гости. Давайте посмотрим, кто к нам пожаловал?
Раздаётся стук из-за ширмы
Ведущий: Ой, кто-то нам идет…
Появляется Зайка
Зайчик: Здравствуйте, ребятишки! Я – Зайка - попрыгайка, со мною поиграй-ка!
Ведущий: Зайка, а наши детки тоже прыгать имеют как и ты. Попрыгаем с зайчиком?
Разминка с зайкой «Зайчики – девочки и мальчики»
Дети под весёлую музыку прыгают с зайчиком и хлопают в ладоши
Зайчик: Ой, ребята, я шёл, шёл, шёл, а морковки не нашёл! А я кушать хочу! (Плачет)
Пока заяц разговаривает, едущий незаметно раскладывает на коврике морковки
Ведущий: Ой, смотрите, ребята, а у нас тут морковка выросла! Давайте соберём для зайчика морковку и накормим его!
Под музыку малыши собирают для зайчика морковку в ведёрко. Затем ведущий отдаёт морковку зайке
Ведущий: Кушай, зайка! И больше морковку не теряй! (Зайка говорит «спасибо» и убегает).
Из-за ширмы появляется Ёжик
Ё жик: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! А я – Ёжик, с головы до ножек. Вот и осень в нашем лесу. Я собираю опавшие листочки и выстилаю ими свою норку, чтобы зимой мне было тепло спать.
Пока ёжик говорит, ведущий раскладывает на полу листочки
для танца
Ведущий: А листочки летят, летят, кружатся. Давайте мы превратимся в листочки и потанцуем, как они. Берите по листочку в руки и сейчас мы станцуем танец осенних листочков.
«Танец с листочками»
Ведущий: Раз-два-повернись, снова в деток превратись!
Ё жик: Как красиво танцевали наши ребята! Ну а мне домой пора! Ой, как же я пойду домой, если я грибов не собрал? Помогите мне, друзья! Без грибочков мне нельзя!
Пока говорит ёжик, ведущий расставляет на коврике грибы
Ведущий: Посмотрите, малыши! У нас выросли грибы! Вкусные, хрустящие! Самые настоящие! Давайте соберём грибочки для ёжика, поможем ему заготовиться на зиму!
Малыши под музыку собирают в корзинку игрушечные грибы. Ведущий отдаёт корзинку ёжику.
Ё жик: Ой, спасибо вам, ребята! Буду на грибы богатым. Мне теперь домой пора! До свидания, детвора! (Уходит)
Ведущий (раскрывая зонтик) :
Ребятишки, кажется, дождик начинается! Как капает дождик на ладошку? (Дети показывают, как дождик капает на ладошку). А вы боитесь дождика? (ответы малышей).
Ведущий: Раз вы не боитесь - тогда споём песенку про дождик.
ПЕСНЯ «ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП ДА КАП…»
Кап! Кап! кап! Кап!
Кап! Кап! Кап!
Дождик, дождик — как да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.
Кап! Кап! кап! Кап!
Кап! Кап! кап! Кап!
Кап!
Ведущий:
Светит солнышко в окошко-
Снова можно нам гулять!
Мы захлопаем в ладошки-
Будем с музыкой играть.
Игра «Дождик и солнышко»
Из-за ширмы появляется Медведь
Мишка: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я мишка-топтышка! Весёлый шалунишка! Люблю я шишки и орешки! Но где же взять мне их, детишки?
Пока говорит белки, ведущий раскладывает на полу шишки
Ведущий: Посмотрите, что за чудо! Шишки здесь лежат повсюду. Мы скорей их соберём и Мишутке отнесём!
Малыши под музыку собирают шишки в корзину. Ведущий отдаёт корзинку Мишке
Белочка: Вот спасибо вам, детишки! Помогли собрать мне шишки! А за шишечки, друзья, погремушки дам вам я! В погремушки поиграйте, и меня поразвлекайте!
Медведь передаёт ведущему корзинку с погремушками. Ведущий раздаёт детям погремушки
Игра-танец с погремушками
Ведущий: Славно мы поиграли. Молодцы, ребятки. А сейчас я угощу вас яблочками, которые передала мне Хозяйка-осень.
Ведущий раздаёт яблоки детям
Звучит «Песня кота Леопольда», муз. Б. Савельева
Контрольно-аналитический этап проекта заключается в обсуждении с воспитателями группы результатов реализации проекта : какое количество детей из группы успешно адаптировались к условиям ДОУ? Как быстро осуществлялась адаптация? Какие из видов музыкальной деятельности у детей вызывали наибольший отклик? Как помочь тем детям, адаптация которых затруднена по определённым причинам? Какие причины затрудняют адаптацию? Также с воспитателями и старшим воспитателем обсуждаются дальнейшие направления работы с детьми раннего возраста, направленные на развитие коммуникативных навыков в группе и межличностных отношений.
По желанию родителей, с ними педагог может провести консультации: как индивидуальные, так и групповую по вопросам адаптации детей в ДОУ.
Литература: 1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006. 2. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2006. 3. Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких. – М. : Школьная Пресса, 2007. 4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. под ред. Ветлугиной Н. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии. – Ростов-н/ Дону: Феникс, 2008. 5. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2006. 6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (посл. ред, «Ясельки» Санкт-.Каплунова и И. Новоскольцева – Планирование и репертуа
р музыкальных занятий - Санкт-Петербург, 2010.