Приложение МААМ

Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности» (3 фото)

Наталия Черкасова
Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

средствами музыкальной деятельности

«ЛЮБИМЫЙ САД!»

Актуальность (проблема)

Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности“» размещена в разделах

Адаптация малышей к условиям детского сада – одна из главных задач для педагогов ДОУ. Процесс привыкания ребёнка к детскому саду может занимать длительное время и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, ведь адаптивные возможности ребёнка в раннем возрасте ограничены, его привязанность к дому и родителям пока слишком сильна. Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития ребёнка.

Мой проект направлен на улучшение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Средством данной помощи является музыкальная деятельность, поскольку именно музыка всегда оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека.

Цель: создание благоприятных условий для социальной и психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду средствами музыкальной деятельности.

Задачи

1. Помощь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Развитие у детей навыков общения со взрослыми;

3. Развитие у детей игровых навыков и произвольного поведения;

4. Приобщение детей к музыкальной культуре;

5. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей, направленной на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, новые уровни взаимодействия и формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

6. Подготовка, публикация и распространение опыта работы.

Тип проекта : краткосрочный (творческий, практико-ориентированный, групповой.

Срок реализации проекта : 3 месяца (сентябрь-ноябрь)

База реализации: Московская область, Дмитровский район, МОУ Синьковская СОШ № 2 (Дошкольное отделение «Колосок»)

Целевая группа: воспитанники раннего возраста (1,5 – 2 лет, их воспитатели.

Этапы реализации проекта (технология)

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Наблюдение за обучающимися: их поведением, реакциями на помещение, окружение.

• Беседа с воспитателями обучающихся с целью получения информации о психо-физическом и социально-психологическом развитии каждого ребёнка.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

• Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата;

• Разработка конспектов адаптационных занятий с участием воспитатлями и консультаций для родителей;

3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

• Подбор и изучение необходимой литературы, музыкального репертуара;

• Подбор подходящих методик;

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

• Согласование и уточнение даты и времени проведения мероприятий;

• Пополнение предметно-развивающей среды группы раннего возраста.

5. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ

• Проведение мероприятий по графику утверждённого плана работы.

6. КОНТРОЛЬНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

• Контроль реализации проекта на всех этапах и по всем направлениям;

• Анализ динамики уровня адаптации детей средствами бесед с воспитателями и родителями.

Приложение 1

Примерная программа работы

Вводное мероприятие «Консультация с воспитателями». Обсуждаются социально-психологические и психофизические особенности каждого ребёнка.

Наблюдение за детьми в группе (их реакции, поведение, настроение). Дети должны визуально привыкнуть к музыкальному руководителю.

Вводится музыкальное сопровождение во время утреннего приёма детей – музыка радостная, добрая, в формате знакомых детских мелодий и песен.

Знакомство с детьми до начала проведения музыкальных занятий. Вводится ежедневная утренняя музыкальная зарядка, которую проводят воспитатель, совместно с музыкальным руководителем.

С родителями проводятся беседы в индивидуальном формате.

Музыкальный репертуар для встречи детей : «Топ-топ ножки», сборник песен «Синий трактор», «Акуленок ту-ру-ру», Детский хор Великан «Бим-бом», сборник песен «Буренка Даша», Я маленький чайник, сборник песен «Котенок Котэ», сборник «Фиксипелки».

Музыкальный репертуар для зарядки: песни Е. и С. Железновых «У жирафа.», «Мы похлопаем», «Червячки», «Туки-ток» и другие.

Первое занятие «Зайка в гости к нам пришёл». Приветствие малышей хлопками, улыбкой, топаньем ногами. Цель: вызвать эмоциональный отклик, доверие, заинтересовать.

Общение с детьми строится в игровой форме. Начинать знакомство детей с героями лучше с зайчика – доброго, пушистого и безобидного. Педагог использует игровые приёмы, такие как общение через игрушку с помощью касания и поглаживание, ласковую интонацию, улыбку. звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д. В первый месяц на музыкальных занятиях, помимо зайца, могут присутствовать кошка, птичка, мышка, петушок – поочерёдно (одно занятие-один герой). Каждое занятие должно быть систематически выстроено. Каждое занятие имеет примерно следующий план.

1. Приветствие

2. Знакомство с героем

3. Разминка с героем, согласно его образу и характеру

4. Танец с героем

5. Пальчиковая гимнастика

6. Слушание и подпевание песенки героя

7. Игра

8. Прощание с героем и педагогом

Музыкальный репертуар для первого месяца занятий: Попевка «Здравствуйте ладошки»; песни «Заинька, зайка…», «Серенькая кошечка», «Киска к детям подошла», «Петушок», разминка «Да! Да! Да!», «Ножками затопали», «Побегали», «Зайка прыгает», «Птички летают и клюют зёрнышки», игра «Солнышко и дождик», игра «Где же наши ручки?» и другие.

Второй месяц занятий (октябрь)

Со следующего месяца педагог знакомит малышей с музыкальным инструментом- погремушкой и другими шумелками. Он объясняет, что это за инструмент, как его держать и как на нём играть. Сперва дети просто берут погремушку, изучают её тактильно, учатся правильно держать, затем, учатся с ней ходить в рассыпную и по кругу, прятать её за спину, вовремя показывать её всем и правильно играть.

С погремушками к обучающимся могут придти новые герои: мишка или собачка. При знакомстве нового героя с детьми важно, чтобы дети его не боялись и быстро к нему привыкли. Герой должен «подойти» к каждому, пошутить с ним, пожать ручку или слегка коснуться ребёнка.

Занятия также полезно стороить на контрастах, например: птичка маленькая и лёгкая, она быстро летает, поёт тоненьким голоском, а медведь – большой и тяжёлый, он шагает широко, вперевалочку и рычит низко. При таком контрастном восприятии у малышей быстрей и лучше формируется наглядно-образное мышление, восприятие понятий: большой-маленький, тяжёлый-лёгкий, медленный-быстрый.

Контрасты могут составлять герои: кошка-птичка, заяц-медведь, петушок-синичка, солнышко-дождик, кошка и котята и др.

Педагог использует игровые приёмы, такие как общение через игрушку с помощью касания и поглаживание. Педагог продолжет развивать тему звукоподражания в попевках, изображает танцевальные движения под известные песни с помощью игрушек, дети повторяют их, подражая педагогу и «игрушке».

Во время игры «Солнышко и дождик» малыши учатся понимать, что они-это коллектив, и должны держаться вместе, играть-вместе, прятаться-вместе.

На встречах с детьми вводится новое музыкальное приветствие : «Здравствуйте, ладошки, ножки, щёчки и т. п», Педагог продолжает развивать тему звукоподражания в попевках.

Музыкальный репертуар во втором месяце.

Песни и попевки: «Петушок» РНП, «Ладушки» попевка, «Зайка» РНП, «Дождик», «Заинька, зайка» РНП, «Птичка» Раухверга, «Собачка» Раухверга. Разминка: «Ловкие ручки» Тиличеевой, «Ходим-бегаем» Тиличеевой, «Ай-да!» Ильиной. Танцы: «Гуляем и пляшем» Раухверга, «Сапожки» РНП, «Зайка серенький сидит». Игры: «Солнышко и дождик», «Догони зайчика» Тиличеевой, «Кошка и котята» Витлиной. Игра на ДМИ: «Стуколка» Укр. нар. мелодия, «Упражнение с погремушками» Казакевича.

Музыкальные занятия третьего месяца адаптации (ноябрь)

Каждое последующее музыкальное занятие начинается с приветствия. Приветствие начинает педагог, выходя навстречу обучающимся. Он должен добрым радостным тоном здороваться с детьми, смотря в их глаза. Полезно подходить к малышам, здороваться за ручки или просить их, чтобы они похлопали по вашим ладошкам, ведь для малышей очень важен тактильный контакт.

На третьем месяце адаптации к детям на занятия «приходят» новые герои: лиса, лошадка, чередуясь с уже известными детям героями. Между 2 героями во время занятия можно выстраивать сценарные диалоги, например-между мишкой и зацем (Кто лучше прыгает? Кто сильнее) Также, между лисой и зайцем (Как им подружиться) в связи с этим добавляются новые игры «Лиса и зайцы», «Зайчики и лисичка» и др.

Помимо новых героев, добавляются новые предметы для танцев, например, бутафорские осенние листья, флажки, султанчики.

Третий месяц (ноябрь) направлен на подготовку к праздникам «Осень» и «Мамин праздник», поэтому в сценарии занятий полезно вводить семейные группы: курочка-цыплёнок, кошка-котёнок или котята. Можно самих малышей просить быть цыплятами и котятами, которые будут выполнять действия вместе со своими мамами (взрослыми).

При знакомстве с новыми героями, детей следует обучить примерным манерам данных героев, например тому, как ходит лиса, каким голосом она «разговариевает», или как скачет лошадка, как она цокает копытцами и др.

Музыкальный репертуар

Песни и попевки: «Колыбельная зайчонка» РНП, «Мишка» Раухверга, «Пирожки» Филиппенко, «Я на лошади скачу» Филиппенко, «Бобик» Попатенко, «Осенняя песенка» Александровой. Пляски: «Пальчики-ручки» Раухвергера, «Пляска с листочками» Филиппенко, «Весёлая пляска» РНП, «Гопачок» Укр. НМ Раухвергера, «Пляска с погремушками» Антоновой. Разминка: «Большие и маленькие ноги» Агафонниковой, «Вот так вот» Фрида, «Разминка» Макшанцевой, «Полянка» РНМ. Игры: «Синички и ворона», «Игра с погремушкой» Филиппенко, «Жмурка с бубном» РНМ, «Две лошадки».

Для развития межполушарной работы мозга, что положительно влияет на интеллект, координацию и повышение эмоционального фона у малышей, необходимо на занятии применять пальчиковые игры, логоритмические упражнения, гимнастики. Желательно, чтобы данные музыкальные упражнения соответствовали героям занятий.

Репертуар логоритмических игр и упражнений

«Сорока-белобока», «Мишка испугался» О. Андроненко, «Прилетели гули», «Киска-брысь», «Ладушки».

К середине третьего месяца адаптации дети уже получили некоторый запас музыкальных впечатлений и игровых умений. У них должна быть развита эмоциональная отзывчивость и музыкальная активность. Дети с удовольствием идут на музыкальные занятия. Пришло время закрепить первые навыки - провести праздник или развлечение.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В ДОУ

Осенний досуг для детей ясельной группы

«Друзьям помогай! Урожай собирай!»

Автор: Черкасова Наталия Анатольевна, муз. руководитель МДОУ № 65 «Колосок».

Цель: развитие у детей младшего возраста эмоционально-образного восприятия средствами их участия в музыкально-театральном досуге.

Задачи: воспитание эмпатии у малышей к окружающим и животным, Развитие интереса к природе и культуре своего края, развитие творческих способностей через танцы, игру на ДМИ, развитие мелкой моторики и сенсорной чувствительности.

Герои: Ведущий, актёр за ширмой с куклами зайца, ёжика, мишки. Корзинка с муляжами грибов, корзинка с шишками, ведёрко с бутафорской морковью, погремушки по количеству детей, листики для танцев по количеству детей.

Ведущий (под музыку) :

За окном у нас, друзья

Осень-раскрасавица!

Листья разные кружат

И деткам очень нравятся.

Сегодня у нас праздник Осени. И к нам пришли лесные гости. Давайте посмотрим, кто к нам пожаловал?

Раздаётся стук из-за ширмы

Ведущий: Ой, кто-то нам идет…

Появляется Зайка

Зайчик: Здравствуйте, ребятишки! Я – Зайка - попрыгайка, со мною поиграй-ка!

Ведущий: Зайка, а наши детки тоже прыгать имеют как и ты. Попрыгаем с зайчиком?

Разминка с зайкой «Зайчики – девочки и мальчики»

Дети под весёлую музыку прыгают с зайчиком и хлопают в ладоши

Зайчик: Ой, ребята, я шёл, шёл, шёл, а морковки не нашёл! А я кушать хочу! (Плачет)

Пока заяц разговаривает, едущий незаметно раскладывает на коврике морковки

Ведущий: Ой, смотрите, ребята, а у нас тут морковка выросла! Давайте соберём для зайчика морковку и накормим его!

Под музыку малыши собирают для зайчика морковку в ведёрко. Затем ведущий отдаёт морковку зайке

Ведущий: Кушай, зайка! И больше морковку не теряй! (Зайка говорит «спасибо» и убегает).

Из-за ширмы появляется Ёжик

Ё жик: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! А я – Ёжик, с головы до ножек. Вот и осень в нашем лесу. Я собираю опавшие листочки и выстилаю ими свою норку, чтобы зимой мне было тепло спать.

Пока ёжик говорит, ведущий раскладывает на полу листочки

для танца

Ведущий: А листочки летят, летят, кружатся. Давайте мы превратимся в листочки и потанцуем, как они. Берите по листочку в руки и сейчас мы станцуем танец осенних листочков.

«Танец с листочками»

Ведущий: Раз-два-повернись, снова в деток превратись!

Ё жик: Как красиво танцевали наши ребята! Ну а мне домой пора! Ой, как же я пойду домой, если я грибов не собрал? Помогите мне, друзья! Без грибочков мне нельзя!

Пока говорит ёжик, ведущий расставляет на коврике грибы

Ведущий: Посмотрите, малыши! У нас выросли грибы! Вкусные, хрустящие! Самые настоящие! Давайте соберём грибочки для ёжика, поможем ему заготовиться на зиму!

Малыши под музыку собирают в корзинку игрушечные грибы. Ведущий отдаёт корзинку ёжику.

Ё жик: Ой, спасибо вам, ребята! Буду на грибы богатым. Мне теперь домой пора! До свидания, детвора! (Уходит)

Ведущий (раскрывая зонтик) :

Ребятишки, кажется, дождик начинается! Как капает дождик на ладошку? (Дети показывают, как дождик капает на ладошку). А вы боитесь дождика? (ответы малышей).

Ведущий: Раз вы не боитесь - тогда споём песенку про дождик.

ПЕСНЯ «ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП ДА КАП…»

Кап! Кап! кап! Кап!

Кап! Кап! Кап!

Дождик, дождик — как да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять —

Мы промочим ножки.

Кап! Кап! кап! Кап!

Кап! Кап! кап! Кап!

Кап!

Ведущий:

Светит солнышко в окошко-

Снова можно нам гулять!

Мы захлопаем в ладошки-

Будем с музыкой играть.

Игра «Дождик и солнышко»

Из-за ширмы появляется Медведь

Мишка: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я мишка-топтышка! Весёлый шалунишка! Люблю я шишки и орешки! Но где же взять мне их, детишки?

Пока говорит белки, ведущий раскладывает на полу шишки

Ведущий: Посмотрите, что за чудо! Шишки здесь лежат повсюду. Мы скорей их соберём и Мишутке отнесём!

Малыши под музыку собирают шишки в корзину. Ведущий отдаёт корзинку Мишке

Белочка: Вот спасибо вам, детишки! Помогли собрать мне шишки! А за шишечки, друзья, погремушки дам вам я! В погремушки поиграйте, и меня поразвлекайте!

Медведь передаёт ведущему корзинку с погремушками. Ведущий раздаёт детям погремушки

Игра-танец с погремушками

Ведущий: Славно мы поиграли. Молодцы, ребятки. А сейчас я угощу вас яблочками, которые передала мне Хозяйка-осень.

Ведущий раздаёт яблоки детям

Звучит «Песня кота Леопольда», муз. Б. Савельева

Контрольно-аналитический этап проекта заключается в обсуждении с воспитателями группы результатов реализации проекта : какое количество детей из группы успешно адаптировались к условиям ДОУ? Как быстро осуществлялась адаптация? Какие из видов музыкальной деятельности у детей вызывали наибольший отклик? Как помочь тем детям, адаптация которых затруднена по определённым причинам? Какие причины затрудняют адаптацию? Также с воспитателями и старшим воспитателем обсуждаются дальнейшие направления работы с детьми раннего возраста, направленные на развитие коммуникативных навыков в группе и межличностных отношений.

По желанию родителей, с ними педагог может провести консультации: как индивидуальные, так и групповую по вопросам адаптации детей в ДОУ.

Литература: 1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006. 2. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2006. 3. Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких. – М. : Школьная Пресса, 2007. 4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. под ред. Ветлугиной Н. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии. – Ростов-н/ Дону: Феникс, 2008. 5. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2006. 6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (посл. ред, «Ясельки» Санкт-.Каплунова и И. Новоскольцева – Планирование и репертуа

Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности»
Фото «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности»
Педагогический проект - фото

р музыкальных занятий - Санкт-Петербург, 2010.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Период адаптации является очень важным для детей раннего дошкольного возраста. Вновь поступающие дети имеют разную степень социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности»
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 14:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыкальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Черкасова (УИ 3038912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД