Елена Коптева
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знать каждому положено»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая работа слушателей курсов повышения квалификации Выборгского района 2016-17г.
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста
(старшая и подготовительная группа)
Руководитель Березина Татьяна Анатольевна, канд пед наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Интститута Детства РГПУ им. А. И. Герцена
Проект разработали :
Горюченкова Ирина Сергеевна – воспитатель ГБДОУ № 110
Коптева Елена Александровна – воспитатель ГБДОУ № 110
Публикация «Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста „Правила дорожные знать каждому положено“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Ивлева Наталья Григорьевна – воспитатель ГБДОУ № 110
Актуальность проекта
Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок.
Исследования показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями:
- неустойчивость нервной системы;
- быстрое образование и быстрое исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над торможением;
-потребность в движении сильнее осторожности;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- переоценка своих возможностей.
- поле зрения (сектор обзора) ребёнка гораздо уже, чем у взрослого.
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Находясь на проезжей части, дошкольники не понимают опасности транспорта, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Взрослые – педагоги в содружестве с родителями должны сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице. Реализовать эту задачу можно только через активную деятельность всех участников проекта.
Тип проекта
Информационно-практический, межгрупповой, среднесрочный – 3 месяца.
Участники проекта :
Воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель проекта
Создать условия, обеспечивающие процесс усвоения дошкольниками правил дорожного движения и закрепления необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.
Задачи
1. Расширять, обобщать, систематизировать представления детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, о труде сотрудников ГиБДД.
2. Обогащать и активизировать словарь детей по дорожной лексике. Развивать связную речь.
3. Развивать умение предвидеть опасную ситуацию на дороге, понимать, как её избежать, действовать в случае её возникновения.
4. Способствовать развитию познавательной активности, внимания, самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и осторожности.
5. Закреплять навыки безопасного поведения на улице.
6. Воспитывать: осознанное отношение к проблеме,
поддерживать стремление делиться своими знаниями и опытом с другими детьми и взрослыми, развивать коммуникативные навыки.
Для достижения цели и решения задач проекта возникает необходимость объединить усилия педагогов : воспитателей и специалистов, а так же привлечь родителей к процессу ознакомления детей с правилами дорожного движения и соблюдения их в жизни.
Этапы работы
I. этап – подготовительный:
- диагностика уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения, умения применять их на практике;
(слайд 1);
- анализ семейного воспитания по данному вопросу;
- анкетирование родителей «Мой ребенок на дороге» (слайд 1);
- оформление стенда для родителей по Правилам дорожного движения, папки передвижки (слайд 3);
- подбор дидактического материала, пособий и литературы по ПДД (детской и методической) (слайд 4);
- привлечение родителей к сбору материала по данной теме, а так же к сотрудничеству с педагогами;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- постановка проблемы перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?», принятие задач.
II. этап – основной:
Организация работы по решению задач проекта осуществляется по двум направлениям :
1 направление – взаимодействие педагогов с детьми, по областям:
Познавательное развитие:
Непосредственно-образовательная деятельность:
Знакомство детей с новыми, незнакомыми им дорожными знаками («железнодорожный переезд», «Движение пешеходов запрещено», «Скользкая дорога», «Дорожные работы», «Выезд на набережную» и т. д.)
Знакомство с новыми понятиями: проезжая часть, разделительная полоса, островок безопасности, полоса для движения общественного транспорта, траектория движения и т. д.
Наблюдения за движением транспорта и пешеходами на улице.
Экскурсии (к светофору, автобусной остановке, пешеходному переходу, к перекрёстку).
Беседы:
«Какие дорожные знаки вы знаете»,
«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых»,
«Для кого необходим «говорящий» светофор»,
«Как перевозить детей в автомобиле? (в автокресле)»,
«Что вы знаете о работе инспекторов ГиБДД»,
«Кто такой регулировщик»,
«Как надо вести себя в общественном транспорте»,
«Дорога не знает выходных»;
«Какие правила дорожного движения нужно соблюдать за городом»;
Рассматривание картин и иллюстраций, плакатов:
«Улица города», «Перекрёсток», «Дорожные знаки», «Транспорт на дорогах», «Опасности на улице» и др.
Опытно- экспериментальная и поисковая деятельность:
«Опасные сумерки» (светоотражатели);
«Дорожное покрытие» - выявление особенностей движения игрушек на колёсах по разным поверхностям (мокрой, шероховатой, скользкой, вязкой, рыхлой).
Составление рассказов по картинам, иллюстрациям, по серии картинок, творческие, из личного опыта:
«Твой маршрут от дома до детского сада»,
«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»,
«Истории в транспорте»,
«В гостях у малышей» - рассказ детям младшей (средней) группы о правилах дорожного движения.
Разучивание стихотворений.
Использование плана, схемы, моделей (найти дорогу по словесному описанию, рисунку или схеме).
Совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей :
Дидактические игры:
«Весёлый светофор», «Угадай, какой знак», «Узнай по описанию»,
«Четвертый - лишний», «Собери дорожную аптечку», «Виды перекрестков», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Собери дорожный знак», «Найди ошибку», «Автошкола», «Да, нет», «Мы - пассажиры», «Найди безопасный путь», «Это я, это я, это – это все мои друзья!»
Отгадывание загадок
Разгадывание кроссвордов.
Викторина по правилам дорожного движения «Маша и медведь в гостях у будущих первоклассников».
Конкурс «Лучший пешеход» - совместное мероприятие с детьми старшей и подготовительной групп.
Настольно-печатные игры:
лото, домино, пазлы, «В городе» (на классификацию, игры-передвижения по игровому полю (с фишками и кубиком).
Ситуативно- имитационное моделирование: «Перекрёсток», «Наш микрорайон».
Тематические погружения по теме проекта : просмотр фильмов «Смешарики и дорожная азбука», «Уроки тетушки совы», слайдов «Перекрестки нашего микрорайона».
Создание проблемных и игровых ситуаций:
«Что нужно знать, если находишься на улице один?»,
«Игры на проезжей части»,
«Как правильно перейти через дорогу?»,
«Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,
«Найди ошибку».
Социально-коммуникативное
Сюжетно-ролевые игры: «В автобусе», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Поездка на дачу».
Совместные игры на прогулке (старшая и подготовительная группа).
Режиссёрские игры.
Художественно-эстетическое
Чтение художественной литературы:
Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»;
Иванов А. «Азбука безопасности»;
Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»,
Серяков И. «Улица полна неожиданностей»;
Б. Житков «Светофор»; «Про правила дорожного движения»; С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; «Дядя Стёпа – милиционер»
Н. Кончаловская «Самокат», Д. Хурманек «Перекресток» и другие.
Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Посмотрите, постовой».
Инсценирование детьми произведений, или отдельных эпизодов.
Музыкальное развитие:
Прослушивание «Попутная песня» М. Глинки;
шумов (автомобильного, мотоцикла, электрички, машина с сиреной, трамвай, автобус, авария);
Разучивание песни «Мы правила движения не будем нарушать» музыка Крайниковой;
Музыкальные игры: «Правила дорожного движения» музыка Ламовой, «Красный, Жёлтый, зелёный», «Островок безопасности».
Вечера досуга «Дорожные приключения», «Улица полна неожиданностей».
Рисование: «Пешеходный переход», «Общественный транспорт», «Дорожные знаки», «Улица города».
Лепка: «Веселый светофор», «Регулировщик», пластилинография «Транспорт».
Аппликация «Перекрёсток», «Строгий светофор», «Наша улица» - коллективная.
Конструирование:
Из бумаги и бросового материала: «Фабрика дорожных знаков», «Дома нашего микрорайона», «Автомобили»;
Из строительного материала: «Наша улица», «Транспорт»
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Транспорт».
Физическое развитие
Спортивный досуг «Путешествие по улицам города», «Эстафета зелёного огонька».
Формирование навыков езды на самокате, велосипеде.
Подвижные игры: «Слушай сигнал», «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор», «Фигурное вождение», «Умелый пешеход», «Передай жезл», «Зебра», «Автоинспектор и водители», «Кого назвали – тот и ловит», «Веселый трамвайчик», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».
2 Направление – работа с родителями:
- Консультация: «Безопасность детей – забота взрослых», «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
- Оформление папки-передвижки: «Правила дорожного движения!»
- Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»
- Тематическое родительское собрание «Дорога и дети».
- Индивидуальные беседы.
- Круглый стол «Знает правила семья – значит знаю их и я». Показ родителям видеоролика «Осторожно, дети» с использованием интерактивного оборудования (мультимедийной системы).
- Конкурс рисунков, поделок «Светофор – наш лучший друг!» - совместные работы с детьми.
IIIэтап Заключительный
Подведение итогов проекта :
- «Посвящение детей в пешеходы».
- Вручение медалей, дипломов, благодарственных писем родителям.
- Презентация проекта.
Продукт проекта.
Продукт проекта - макет «улицы микрорайона,
Организация выставки совместного творчества родителей с детьми «Светофор – наш лучший друг!».
Предполагаемые результаты:
Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
Используемая литература:
Хромцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице М. Ц. Пед. образования 2007,
Т. П. Гарнышева «Как научить детей ПДД» СПб «Детство-пресс» 2009,
И. А. Лыкова, В. Ф. Шипунова «Дорожная Азбука» М «Цветной мир» 2013,
К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, «Как обеспечить безопасность дошкольников» М «Просвещение» 1998,
Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» М «Просвещение» 1989,
Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. «Книголюб», 2004,
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010,
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.