Валентина Лодяная
Познавательно-творческий педагогический проект «Огород на окне» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Публикация «Познавательно-творческий педагогический проект „Огород на окне“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема
Уровень знаний детей о растениях поверхностный. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их развития и роста. Интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности недостаточно развит.
Характеристика проекта
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (27.02 – 20.03. 2017 г.)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.
Интеграция образовательных областей:
При реализации проекта были использованы следующие подходы:
- Социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Цель и задачи
Цель проекта :
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Воспитание у детей любви к природе. Привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, создание в группе огорода на подоконнике.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Для детей:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плод
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
9. 8. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
10. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
11. Разъяснять значимость труда.
12. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.
13. Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
14. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
15. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
2. Для родителей:
•Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
•Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат
1. Для детей:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
I этап –подготовительный
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
II этап –исследовательный
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, огурцов, посадка семян и рассады. Дети, воспитатель группы.
III этап – заключительный
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку»,где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Приготовили овощной салат и пригласили к себе в группу на угощение детей группы «Незабудки». Далее дети представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.
IV этап – презентационный
Презентация лэпбук «Огород на окне» воспитателям, родителям воспитанников.
План реализации проекта
I. Подготовительный 1. Сбор художественной литературы: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
Последняя неделя февраля
2. Консультация для родителей: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Последняя неделя февраля
3. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена. Последняя неделя февраля
4. Разбивка огорода на подоконнике. Последняя неделя февраля
5. Изготовление табличек -указателей с названиями растений. Последняя неделя февраля
II.Исследовательский 1. Рассматривание семян и посадка
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». 1 неделя марта
3. Занятия с детьми: «Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи и фрукты». В течении всего проекта.
4. Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Собери корзинки», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп» и другие. В течении всего проекта.
5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатель группы. В течении всего проекта.
6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме,размеру, вкусу). В течении всего проекта.
7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. В течении всего проекта.
III. Заключительный 1. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. 2 неделя марта
2. Проведение конкурса «Угадай название овоща». 2 неделя марта
IV.презентационный
Презентация лэпбук «Огород на окне» 3 неделя марта
Список литературы и источников
1. 1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
4. Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.