Получи документы

Педагогический проект по развитию речи детей старшей дошкольного возраста в условиях билингвизма «Ожившая сказка»

Убабытова Анна Александровна
Педагогический проект по развитию речи детей старшей дошкольного возраста в условиях билингвизма «Ожившая сказка»

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Ожившая сказка»

Адресация проекта

Для воспитанников и родителей

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели и родители

Актуальность тематики проекта

Сегодня развитие и совершенствование речевых умений детей – одна из главных стратегических задач развития дошкольного образования. Она регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» и др.

Публикация «Педагогический проект по развитию речи детей старшей дошкольного возраста в условиях билингвизма „Ожившая сказка“» размещена в разделах

Педагоги МДОБУ столкнулись с пассивной ролью, нежеланием родителей организовывать активную речевую деятельность с детьми дома и невниманием к сфере детского общения в семье.

Между тем, полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошколят невозможно без речевой активности, которая оказывает большое влияние на необходимые социально-коммуникативные навыки ребенка, и даже – его здоровье и физическое состояние. Ребенок нуждается в общении, а обогащение развивающей речевой среды – это дополнительный стимул активизации работы с детьми в этих условиях.

Методологическая основа

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли речевой деятельности и общения в становлении психических функций ребёнка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М. М. Кольцова, О. С. Ушакова и др.).

Цель проекта

Создать педагогические условия и интересную предметно-развивающую среду для речевого развития детей средней группы посредством якутских сказок.

Задачи проекта

Для детей :

1. Формировать представления детей о важной роли речевого общения;

2. Поддерживать у воспитанников среднего дошкольного возраста стремление к общению в условиях двуязычия.

3. Познакомить детей с содержанием якутских народных сказок;

4. Развивать потребности воспитанников в речевом общении и творческом отношении к жизни;

5. Формировать у детей навыки связной речи, умение использовать разнообразные языковые средства.

Для родителей и педагогов :

1. Определить значение речевого общения и творческой активности в возрастном развитии детей 4-5 лет;

2. Раскрыть методику организации и реализации языковой среды в условиях билингвизма в средней группе;

3. Подобрать материалы для поведения мероприятий по якутским сказкам (оборудование, конспекты, сценарии, дидактические материалы и др.);

4. Обеспечить формирование у детей положительного отношения и устойчивого интереса к речевому общению в форме интересного досуга в ДОО и семье;

5. Обогатить предметно-развивающую среду группы;

6. Развивать творческие и коммуникативно-речевые способности детей в продуктивной деятельности, формировать активную личностную позицию в сохранении и укреплении благополучия детей.

Сроки реализации проекта

октябрь 2021г. – октябрь 2022г.

Вид проекта

Долгосрочный,

практико-ориентированный,

познавательно-творческий

Продукт проекта

Обогащенная развивающая среда группы

Особенности проекта

Проблема: создание в ДОУ полиэтнической среды взаимодействия ребенка с педагогами и родителями на всех этапах его обучения и развития, а также формирование активной личностной позиции в условиях билингвизма.

Итоги проекта

Дети:

- в группе создан новый раздел предметно-развивающей среды группы – Центр якутской сказки;

- повышена общая речевая активность и культура общения детей;

- у детей появились навыки переживания эстетических чувств красоты и гармонии в жизни и искусстве;

- дети освоили ответственное отношение к своей работе;

- у детей окреп интерес к культурному образу жизни.

Родители:

- получили и систематизировали сведения в области детской психологии, педагогики, культуры досуга ребенка посредством активизации роли речевого общения с ним посредством якутских сказок;

- определили приоритетное значение интересного совместного досуга в жизни ребенка и его социально-коммуникативной активности, в общем возрастном развитии детей;

- повысили свою психолого-педагогическую компетентность в сфере проведения культурно-досуговой работы с ребенком.

Актуальность темы проекта

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов обучения и воспитания в системе дошкольного образования нынешним социально-экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самоопределению в условиях полиэтнической среды. Мы хотели бы не просто подчеркнуть трудности маленького ребенка в сложившейся пестрой языковой ситуации, а предложить свои пути создания в группе ДОУ благоприятных условий для речевого развития дошкольников с двуязычием.

Актуальность проекта «Ожившая сказка» состоит в особой связи развития речи, работы мелкой моторики пальцев руки и мышления детей; в овладении элементами творческой работы; партнёрстве детей и взрослых. У детей четырех-пяти лет возрастает работоспособность, формируются речь и мышление, развивается гибкость, точность движений. Ведь при активной ручной творческой работе активизируются центры головного мозга, отвечающие за развитие речи. Кроме того, занятия посредством якутских сказок – это вид увлекательной деятельности, который развивает лучшие личностные и интеллектуальные качества среднего дошкольника.

Анализ психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения в свете реализации ФГОС ДО, наблюдения за воспитанниками средней группы в ходе образовательной деятельности показали на недостаточный уровень развития творческого начала детей и в связи с этим на необходимость применения в педагогическом процессе новых интегративных технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его социально-коммуникативных и творческих способностей. Одной из таких технологий является создание мультфильмов с детьми.

Создание мультфильма с детьми среднего дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей в этот период. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.

В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм как один из факторов медиа-среды оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и протекает стихийно, плохо наблюдаем со стороны взрослых.

Между тем, якутские сказки обладают богатыми педагогическими возможностями :

- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, языковыми явлениями, речевыми ситуациями;

- показывают примеры речевого поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

- формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей в полиэтнической среде;

- развивают эстетический вкус, чувство юмора;

- помогают реализовать эмоциональные потребности ребенка, желание общаться интересно и творчески.

Якутские сказки любят все дети самого разного возраста. Они – яркие и образные, с одной стороны, и простые, доступные – с другой.

А для взрослых – якутские сказки, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям игре и живому понимающему общению с ребенком. Это, если иметь в виду чтение сказки. Персонажи этнического мира демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими трудностями, уважительно относиться к другим.

А ведь не менее увлекателен процесс создания сказочных героев. Ценность таких поделок заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.

В ходе освоения особенностей работы по якутским сказкам средние дошкольники осваивают разные виды творчества: придумывают образы сказочных персонажей, выполняет эскизы постановок, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищут интересные приемы, которые позволяют выделить слова из массы других, занимаются оживлением персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы); подбирают различные речевые характеристики персонажей.

Именно поэтому нами поставлена цель проекта : создать посредством якутской сказки педагогические условия и интересную предметно-развивающую среду для речевого развития детей средней группы.

Принципы реализации проекта :

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

- принцип интеграции;

- принцип доступности;

- принцип постепенности;

- принцип системности.

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный /1-30 октября 2021г. /.

Задачи:

- изучить потребности родителей и возможные развивающие ресурсы группы в речевой работе с детьми;

- изучение методической и общей литературы для создания раздела предметно-развивающей среды по теме «Якутские сказки в ДОУ»;

- определить традиционные и нетрадиционные средства организации речевого досуга детей среднего дошкольного возраста.

Содержание 1 этапа:

- анализ научно-методической литературы по теме проекта;

- подбор необходимого материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

- составление плана совместной работы с детьми и родителями по якутским сказкам;

- оформление наглядной информации для родителей по теме проекта – «Речевое общение в жизни среднего дошкольника», «Режим дня средней группы», «Как улучшить досуг ребёнка»;

- беседа с детьми на тему «Мои любимые якутские сказки»;

- создание информационной папки-перекладки для родителей о проекте, ознакомление, беседы и консультация на родительском собрании;

- анкетирование родителей на тему «Условия речевого развития детей в семье»;

- разработка и презентация дизайн-проекта «Центр якутской сказки» для группы;

- мастер-класс по созданию персонажей для якутских сказок.

Дизайн-проект Центра якутской сказки

Цель: создание тематического раздела предметно-развивающей среды как системы условий для обеспечения речевого развития детей средней группы.

Организационно-технические условия тематического раздела:

- «Мини-студия» - раздел зонирования для творческой мастерской (оборудованные шкаф и рабочие столы для занятий по якутским сказкам;

- свободное пространство для совместного общения, обсуждений вопросов, принятия решений по созданию и обыгрыванию сказок;

- место для рисования, ручного труда – столы, стулья по количеству детей;

- ширма, набор фонов, декораций и атрибутов.

Составляющими тематического раздела предметно-развивающей среды являются также методические средства организации образовательной рефлексии детей и родителей :

дневник самонаблюдения («Зеркало»);

дневник событий («Волшебство якутской сказки»);

образовательные продукты – работы детей;

портфолио – достижения воспитанников («Мои якутские сказки»);

методические и дидактические материалы;

подборка игротеки (подвижные, дидактические игры по теме проекта).

«Зеркало» - это дневник самонаблюдения. Цель – обеспечить ребенку возможность для фиксации его чувств и состояний до сон-часа и после. «Зеркало» представляет собой планшет, на котором каждый ребенок отмечен символикой (рисунок, а также указан временной отрезок пребывания ребенка в течение недели в детском саду (утро-вечер). Ребенок отмечает ежедневно два раза в день (после утренней прогулки и перед вечерней прогулкой) свое состояние в данный период времени (цветы разного цвета) и превалирующее чувство (радостно или грустно – обозначается смайликом).

«Волшебство якутской сказки» – дневник событий (Что сегодня произошло в группе по проекту). Цель: обеспечить умение детей фиксировать случившееся событие, анализировать и осмыслять его, выражать с помощью речи свое к нему отношение. Дневник событий представляет собой папку с изображениями и фотографиями.

«Портфолио» – вариант образовательной рефлексии. Цель: содействовать развитию способности ребенка к самоанализу, самооценке и, как следствие, развитию мотивации к общению на якутском языке. Портфолио мотивирует ребенка на активизацию проявления его творческих возможностей и речевых способностей. Воспитатель получает материал для анализа ситуации речевого развития ребенка и принятия педагогических решений : в какой области ребенок более успешен, какие условия создать для развития и других его способностей.

2 этап - основной. Практический.

Введение технологий создания персонажей якутских сказок в воспитательно-образовательный процесс средней / старшей группы /2 ноября 2021г. – 20 мая 2022г/.

Рабочие задачи 2 этапа:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- внедрение технологий создания персонажей якутских сказок и речевого развития в разнообразные виды деятельности детей среднего дошкольного возраста;

- создание условий для психологического комфорта и сохранения интереса детей к речевому общению в условиях билингвизма;

- включение методики речевого развития детей по программе билингвизма в ДОУ посредством якутских сказок в образовательный процесс;

- способствовать развитию творческого мышления, творческого воображения, художественного творчества детей;

- поддержка инициативы, самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (в игре, общении, изобразительной, познавательно-исследовательской деятельности и др.);

- способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации детей;

- создать условия для развития у детей сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми;

- научить детей передавать содержание взаимодействия между субъектами речевого общения в полиэтнической речевой среде.

План работы с родителями по теме проекта

Формы и тема мероприятий Сроки

День открытых дверей.

Презентация Центра якутской сказки.

декабрь 2021г.

Составление рекомендаций для родителей по подбору якутских сказок для домашнего чтения.

ноябрь 2021г.

Работа информационного стенда: информирование родителей о происходящем в группе, о продвижениях детей и т. п.

ежемесячно в течение проекта

Мастер-класс «Как создать персонажей якутских сказок».

Январь 2022г.

Посещение родителями занятий.

по плану педагога

Привлечение родителей в работу Центра как участников проекта.

ежемесячно

Выпуски фоторепортажей о деятельности детей по созданию и обыгрыванию персонажей якутских сказок.

Заполнение разделов детских портфолио.

В системе

Презентации детской деятельности на родительских собраниях.

1 раз в 3 мес.

Просмотры постановок с участием создания персонажей якутских сказок, созданных детьми. Их обсуждение.

при завершении продукта

Речевая работа при создании персонажей якутской сказки

В основной части проекта представлена самая трудная часть педагогического проекта «Ожившая сказка».

На данном этапе можно использовать такие приемы речевой работы с литературной основой – якутской сказкой, как рассказывание и обыгрывание сюжетов сказок, которые будут служить эффективному совершенствованию детского монолога.

В процессе рассказывания детьми сказок можно проследить их умение прослеживать и отбирать языковое содержание для общего сюжета, составлять рассказ с опорой на предыдущего рассказчика, а также использовать различные способы связи предложений. При рассказывании получившейся сказки, взрослый может проследить умение каждого ребенка пересказать свой отрывок, выстраивать пересказ с опорой на отрывки сюжета, рассказанные другими детьми, а также умение быть гибким в построении собственной речи.

При выборе сюжета ход работы будет разным. Здесь необходимо рассказать детям о структуре сказки, то есть завязке, моменте кульминации и развязке. Дети должны четко понимать, что построение сюжета имеет определенную логику, что характеризует монолог. В процессе общения с детьми педагогу важно обладать умением управлять процессом взаимодействия для того, чтобы в условиях билингвизма не возникали разногласия. Даже если детям предоставляется свобода действий, педагогу все же необходимо уметь направить их в выстраивании собственной речи, предлагая использовать такие речевые средства, как связность высказывания, плавность, логичность, законченность, а также проследить развитие монолога каждого ребенка.

В случае выбора уже готового сюжета, педагогу также необходимо обратить внимание детей на структурные компоненты сказки, донести главную мысль автора для того, чтобы дети могли спокойно ориентироваться в информационном потоке и описать

В процессе подготовки, изготовлении и озвучивании персонажей начинается самая интересная работа. Этот этап подразумевает волю фантазии и желаний ребенка. При этом, если педагог наделяет каждого ребенка определенной ролью в реализации сюжета сказки, это позволит детям ощутить собственную значимость в группе, относиться к данному процессу ответственно. Отличным подспорьем на данном этапе служит активизация речевой деятельности детей посредством игры-импровизации, которая позволяет детям использовать весь свой творческий потенциал. Монолог в такой деятельности является главным источником организации языкового взаимодействия, так как ребенок здесь может не просто импровизировать, но и должен действовать в соответствии с ролью, выстраивать свою речь плавно, последовательно, не нарушая ход сюжета, также должен уметь выйти из сложившихся непредвиденных ситуаций, используя дополнительные средства выразительности – мимику, жесты, благодаря которым сюжет не прервется, а будет доведен до логической завершенности.

Важным является то, что ограничивать ребенка в его изобразительном речевом творчестве не стоит, наоборот это возможность активно включить монолог в действие. Необходимо задавать вопросы по готовому персонажу ребенка, попросить рассказать о его личностных качествах, описать его внешний вид, технику исполнения и т. д. Также, в процессе изготовления данного персонажа можно просить ребенка проговаривать слова данного героя, в соответствии с сюжетом сказки. Все это будет служить активному развитию речи ребенка, образности языка, интонационной выразительности.

3 этап – заключительный. Аналитический.

Подведение итогов и обобщение результатов проекта /12-30 сентября 2022г. /. Презентация продуктов совместного творчества детей и взрослых.

Публикации по теме:

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. «Каждый знает». Повторить начало фразы и добавлять новое слово. Каждый знает, что желтым бывает… Каждый знает, что сильным бывает….

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1 1. «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик». Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение.

Педагогический проект «Мы здоровыми растем» для детей среднего дошкольного возраста Педагогический проект «Мы здоровыми растем» [/h3]предусматривает приобщение детей среднего дошкольного возраста и их родителей к здоровому.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Педагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возрастаПедагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Сказка – одно из самых древних способов воспитания. Она помогает воспитать доброту, отзывчивость, юмор, находчивость,.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по развитию речи детей старшей дошкольного возраста в условиях билингвизма «Ожившая сказка»
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 13:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД