Педагогический проект по экологическому воспитанию детей I младшей группы «С любовью к природе»

Максимова Наталья
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей I младшей группы «С любовью к природе»

Экологический проект

«С любовью к природе» в I младшей группе

«Давно и пристально мы всматриваемся в природу. Не пора ли заглянуть и в себя? Какими видят нас настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы, властелины Земли? Чего мы хотим? И что мы творим?Глаза в глаза: человек и живая природа…». Н. И. Сладков

(Российский учёный, писатель)

Актуальность темы:

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Человек веками был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её богатством, не задумываясь о последствиях. Экологические изменения,которые коснулись сейчас нашу планету: ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей, побуждают сейчас всех нас глубже вникнуть в суть этой проблемы.

Приобщать детей к миру природы необходимо с раннего возраста, так как у малышей недостаточно развито чувство бережного отношения к природе и мало знаний об экологии. Это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Ребёнок приходит в наш мир добрым, ласковым и весёлым. Он познает всё с великим удовольствием, интересом и желанием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Поэтому, в раннем возрасте так актуально заложить основы элементарных экологических представлений.

Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьёй, так как взрослые, порой не видят и не желают видеть экологические проблемы.

Данный проект «С любовью к природе» разработан с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов,где прослеживается интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель проекта: способствовать формированию у детей раннего возраста первоначальных экологических представлений и бережного отношения к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития элементарных экологических представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязях - для формирования экологической культуры детей.

2. Заложить первые ориентиры в мире природы (растений, животных, как живых существ.

3. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе.

4. Вызвать эмоциональный отклик у детей, желание заботиться о растениях и животных.

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых, привлечь внимание семей к проекту «С любовью к природе» и способам совместной реализации.

6. Повысить уровень экологических знаний родителей по вопросам экологического воспитания детей через участие в реализации проекта: ребёнок + семья + природа.

Участники проекта:

дети I младшей группы, родители, воспитатели.

Проект «С любовью к природе» - долгосрочный (рассчитан на 1 учебный год, практико - ориентированный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017 г.

Ожидаемый результат:

• Повышение у детей интереса к растениям и животным

• Умение проводить небольшие опыты и эксперименты по выращиванию лука и растений из семян

• Умение вести наблюдения

• Проявление у детей желания помочь в уходе за растениями

• Установление сотрудничества детей и взрослых в решении задач экологического воспитания

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный (выявление проблемы)

2 этап - Основной (организация совместной деятельности всех участников проекта)

3 этап – Итоговый

1 этап – Подготовительный

• Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей.

• Родительское собрание по вопросу выбора формы совместной деятельности и участия родителей в реализации проекта.

• Составление совместно с родителями перспективного планирования.

• Подбор дидактического материала.

• Пополнение медиатеки со сказками, детскими песенками, звуками леса и голосами домашних и лесных животных.

• Обновление оборудования прогулочного участка.

• Оформление уголка природы.

• Изучение методической литературы (Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др, О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию, Н. А Рыжова Программа «Наш дом – природа», Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду», И. В. Нищева «На прогулку, детский сад!», С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»).

Консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка», «Уголок природы дома и в детском саду», «Игры экологического содержания для малышей», «Художественная литература по экологии для чтения детям».

2этап – Основной (Организация совместной деятельности)

Беседы с детьми: «Вот какие фрукты», «Вот какие овощи», «Какая сегодня погода», «Наши домашние животные», «Чудесная вода», «Осень проходит скоро зима», «Пришла зима», «Какие разные деревья», «Как мы будем беречь деревца и кустики», «Каких птиц мы знаем», «Какие птицы прилетают на кормушку», «Кто живёт в лесу», «Пришла весна», «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жучков и не обижаем их».

• Чтение русских народных сказок, рассказов,стихов и потешек: «Солнышко, вёдрышко», «Дождик, дождик полно лить…», «Дождик, дождик пуще.», «Ой, ду-ду-ду-ду-ду-ду», «Котя, котя, коток…», «Божья коровка», «Курочка рябушечка…», Е. Чарушин «Курочка», «Кошка», «Собака». «Е. Благинина «Дождик, дождик не дожди…», А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Снег», В Сутеев «Цыплёнок».

Рисование: «Дождик», «На полянку на лужок тихо падает снежок», «Листопад», «Цыплята», «Лужи на дорожках», «Репка», «Лучики для солнышка», «Птичка», «Собачка».

Лепка: «Яблоко», «Огурчик», «Мисочка для собачки», «Крошки для воробушков», «Косточка для собачки», «Божья коровка», «Ёжик», «Крошки для цыплят».

Аппликация: «Консервируем овощи», «Листья жёлтые летят, скоро голым будет сад», «Большие сугробы», «Цветы», «Репка», «Поможем жучкам спрятаться в траве».

• Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов о природе.

• Наблюдения за растениями, животными, природными явлениями: луком, цветами на клумбе и в группе, ветром, снегом, птицами, животными и насекомыми.

Опыты и эксперименты: «Тонет не тонет», «Вода льётся», «Разноцветная вода», «У воды нет запаха», «Вода холодная и горячая», «Снег тает от тепла», «Разноцветные льдинки», «Круги на воде», «Мокрый-сухой песок», «Испечём пирожки», «Секреты в песке».

Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Где моя мама?», «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Покажи и назови», «Большая или маленькая», «Найди листок», «Назови дерево», «Назови птичку», «Разрезные картинки», «Кто как кричит», «Что лишнее?».

Подвижные игры: «Дождик и солнышко», «Лохматый пёс», «Курочка и цыплята», «Мишка, мишка хватит спать…», «Мишка бурый», «1, 2, 3 к дереву беги!», «Зайцы и лиса», игра – хоровод «Цветы», «Воробушки».

Экскурсии совместно с родителями: в парк живой природы Новгородского района «Воронцова слобода», уголок живой природы Центра экологического образования МАОУ Гимназии № 3.

• Создание совместно с родителями электронных презентаций «Домашние животные», «Лесные животные» «Что растёт на грядке и в саду».

• Проведение мастер-класса для родителей «Путешествие в Песочную страну».

• Участие в общесадовой акции «Сохраним планету голубой и зелёной».

3этап – Итоговый

• Пополнение оборудованием прогулочного участка

• Изготовление модуля «Времена года» для уголка природы

• В рамках акции «Сохраним нашу планету голубой и зелёной»:

выставка поделок из бросового материала «Игрушки своими руками»,

выставка поделок из природного материала «Лес полон сказок и чудес»

• Участие с воспитанником группы во Всероссийском творческом конкурсе «Кошки разные нужны, кошки разные важны!»

• Фотоотчёты по итогам экскурсий

• Театрализованное представление сказки «Репка»

Интеграция образовательных областей с экологией, которая проходила в проекте через многообразие видов деятельности, накапливает знания детей, как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура. Познание природы осуществлялось через картины, книги, электронные презентации, экскурсии, практическую деятельность,сопровождалось речью: беседами, вопросами-ответами. Познавая природу, малыши расширяли свой словарный запас, учились понимать и отвечать на вопрос, слышать ответы ровесников. Ухаживая вместе с детьми за растениями, ребята усваивали необходимость бережного обращения с живыми существами, а элементарный труд сплачивал детей. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждало малышей к художественно - творческой деятельности.

Подвижные игры способствовали закреплению знаний о растениях и животных, эмоциональному благополучию детей.

С помощью родителей обновился наш прогулочный участок, который мы назвали «В гостях у Машеньки». Теперь можно превратить прогулку для малышей в маленькое,но очень полезное и увлекательное путешествие: (на участке установлены фигуры ёжика, зайчика, белочки, медведя, птички, собачки и поросят). То мы отправляемся в гости к зайчику, то в гости к ёжику. На участке есть небольшой цветник, растут деревья, кустарники и растения нашего края. Экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. У детей есть возможность наблюдать за природой в её естественном виде.

В группе оформлен уголок природы, в котором установлен сменный развивающий модуль «Времена года». В I младшей группе обычный "Календарь природы" не подходит. Малыши путают времена года (особенно осень и весну). В модуле есть съёмные детали, которые позволяют изобразить времена года по очереди. "Календарь природы" для малышей выполнен родителем по индивидуальному эскизу. В пополнении уголка природы природными материалами для опытов и экспериментов активное участие принимали ребята с родителями.

Эффективная форма работы с родителями - выставки. Участвуя в них, родители смогли раскрыть свои (интересы) таланты и способности, о которых и сами не подозревали.

С большим успехом всегда проходят мастер – классы для родителей. Мастер-класс «Путешествие в Песочную страну» помог родителям организовать игры ребёнка с песком и водой: они смогли не только увлечь малыша, но и дали ему возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: свойства такого универсального строительного материала, как песок, свойства воды и предметов, погружённых в воду.

Необходимо, чтобы дети могли знакомиться с природой не только по картинкам, а могли увидеть животных вживую. Поэтому, в рамках проекта пользовалась популярностью необычная форма работы с родителями и детьми - «Даже в выходные дни, не останемся одни». Была организована поездка в парк живой природы Новгородского района «Воронцова слобода». У раскрытых ворот «Слободы», нас встречала гогочущая стая гусей, красавец индюк, уточки, курицы, петухи. Увидели «корабля-пустыни» верблюда. Малыши с родителями смогли покормить морковкой, капустой коз с козлятами, ослика, барана, кроликов. А ещё в вольерах ребята увидели енотов и лисиц.

В рамках детско-родительского клуба «Наша дружная семейка», посетили с детьми и родителями уголок живой природы Центра экологического образования МАОУ Гимназии№3. Экскурсовод провела для малышей и родителей очень интересную и познавательную экскурсию. А потом мы смогли покормить животных и понаблюдать за ними. Экскурсии стали эмоционально значимым событием в жизни детей и их родителей, так как позволили поближе познакомиться с удивительным миром природы.

В работе по проекту использовала театрализацию. Мудрость, заключенная в сказках учит детей добру, формирует в сознании детей чуткое, внимательное, заботливое отношение и любовь к родине и к родной природе. В апреле в садике проходила театральная неделя, приуроченная ко дню Театра. Малыши группы показали ребятам других групп музыкальную сказку в стихах «Репка». Родители помогли сшить костюмы, нарисовать декорации.В сказке заняты были все дети: появились две бабочки, которые порхали с цветка на цветок, а собачка Жучка их догоняла. В сказке был и ветерок, солнышко и целых 3 репки (некоторые малыши ещё говорят только отдельные слова, но зато выполняли все движения под музыку).

Развитию совместного общения взрослых и детейпомог целый цикл игровых встреч с родителями: кто-то строил с детьми дом для героев сказки «Репка», кто-то показывал и рассказывал эту сказку, используя разные виды театра (в этом году родители сделали теневой театр). Также рисовали репку, а кто - то в группе с детьми в песочнице прятал «Сюрпризы»: «сажал» пластмассовую репку в песок, приходили родители с музыкальной куклой, которая ребятам рассказывала сказки, в том числе и «Репку».

Завершился проект «С любовью к природе» театрализованным представлением сказки «Репка» для родителей.

Таким образом, сотрудничество с семьёй по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность образовательных отношений, но и внесли в эти отношения необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей младшей группы по экологическому воспитанию «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные.

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей младшей группы «Волшебница Вода» с применением ИКТКонспект ООД по экологическому воспитанию детей младшей группы «Волшебница Вода» с применением ИКТ Цель: познакомить детей со свойствами воды, рассказать и дать представление о роли воды в жизни и человека. Задачи: Образовательные - познакомить.

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»Открытое мероприятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Круговорот воды в природеЗадачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Земля — планета людей» Педагогический проект «ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ» по экологическому воспитанию детей 4–5 лет Воспитатель: Иванова А. В. Проблема, на решение.

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Эстетическое оформление участка» «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша». А. П. Чехов Актуальность:.

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых» Проект по экологии для детей средней группы "Путешествие в мир насекомых" Составитель: воспитатель Никитина Е. П. 2019г. Вид.

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Цветущий мир на окне»Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Цветущий мир на окне» Описание работы: проект по экологическому воспитанию для детей средней группы" Цветущий мир на окне " Участники :воспитатели, дети, родители.

Проект по экологическому воспитанию и развитию познавательных интересов для детей второй группы раннего возраста Проект "Малыши в мире природы" 2–3 г «По дорожке, по тропинке я в зелёный лес бегу. Я не трону паутинку и ромашку не сорву….» Тема проекта:.

Проект в старшей группе ДОУ «С любовью к природе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 15 "Березка" Наро-Фоминского района.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей «Бережное отношение к природе» .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей I младшей группы «С любовью к природе»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 15:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки