Тамара Рычкова
Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект (часть 1
Публикация «Педагогический проект „Сенсорное развитие детей раннего возраста“ (часть 1)» размещена в разделах
Педагогический проект
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Вид проекта: психолого - педагогический
Продолжительность проекта: продолжительный
Время проведения: с 15 октября по 15 апреля 2014 года
Образовательная область: познание
Участники: педагоги, дети и родители группы для детей 2-3 лет
1 этап. Целеполагание.
В соответствии с ФГОС в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, целостный образ предметов, высоту звуков). С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, и др., развития речи, полноценного усвоения знаний и навыков.
В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи, как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним («Чудесный мешочек», «Рамки и вкладыши», нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями (большой и маленький шар, синий и красный треугольники, формировать умение называть свойства предметов.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Маленькие дети начинают открывать окружающий мир, впитывая в себя потоки сенсорной информации. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, но у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний значительно успешнее происходит в игре. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, что особенно требует ФГОС. Требования к условиям развития детей - это требования к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов.
Цель проекта:
- создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
- разработать перспективный план по развитию у детей сенсорных способностей;
- разнообразить предметно - развивающую среду в группе;
- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.
Предполагаемый результат:
- Будет разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;
- В процессе действий с предметами дети получат представления о цвете, форме, величине, предметов, их целостном образе, будет развиваться слуховое и тактильно - двигательное восприятие.
- Родители получат необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
2 этап. Разработка проекта.
1. Подобрать и изучить литературу по теме.
2. Отслеживание сенсорного развития детей в группе.
3. Составить перспективный план работы по сенсорному развитию детей, соблюдая принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
4. Изготовить игры и пособия по знакомству с цветом, формой, величиной, целостным образом предметов.
5. Подобрать игры на развитие тактильно – двигательного восприятия.
6. Создать картотеку игр на развитие слухового восприятия.
7. Совместное с родителями изготовление шумовых инструментов для развития слухового восприятия.
8. Вовлечь родителей в процесс изготовления пособий на развитие тактильно – двигательных ощущений детей.
9. Оформить для родителей консультации по теме.
10. Провести «День открытых дверей» (знакомство родителей с играми и пособиями по сенсорному развитию).
11. Анализ полученных результатов, выводы.
Список литературы, статей для изучения
1. ФГТ Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. ФГТ в ДОУ Комплексно – тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3. Павлова Л. Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Центр «Дошкольное детство» А. В. Запорожца. Для дошкольных образовательных учреждений. М «Мозаика-синтез» 2000г.
4. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада. М.»Просвещение» 1983г.
5.«Чего на свете не бывает?». Книга для воспитателей детского сада и родителей. Москва «Просвещение» 1991г.
6.«Давайте поиграем». Под редакцией А. А. Столяра. Москва «Просвещение» 1991г.
7. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва «Просвещение» 1988г.
8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения» Иосква «Бук-мастер» 1993г.
9. Материалы из интернета
3 этап. План мероприятий по реализации проекта
Сенсорное развитие относится к ОО Познание и интегрируется:
ОО Физическое культура (подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики);
ОО Развитие речи (знакомство с новыми терминами и понятиями);
ОО Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игры с музыкальными инструментами);
ОО Социально - коммуникативное развитие (сюжетно – отобразительные игры).
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, продуктивная изобразительная деятельность, игровая деятельность так как, играя ребенку легче запомнить.
Непосредственно – образовательная деятельность
Октябрь
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Горох для петуха».
Учить детей рисовать точки пальчиками. Познакомить с желтым цветом. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Художественно – эстетическое развитие
Коллективная работа по лепке «Заборчик для петушка».
Учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, закрепляя свойства материала (мягкий, можно отщипывать кусочки, раскатывать между ладонями). Воспитывать доброту и отзывчивость.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Сочной травкой угостим лошадку».
Учить рисовать травку короткими штрихами, располагать штрихи на всей поверхности. Познакомить с зеленым цветом. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.
Познание
«Осень пришла».
Способствовать усвоению обобщенного понятия «осень». Обращать внимание детей на сезонные изменения в природе. Способствовать сенсорному восприятию, закреплять понятия «большой, маленький».
Ноябрь
Познание
«Игрушки для Миши и Мишутки».
Учить подбирать картинки на основании величины изображенного предмета, называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину предмета.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Птички».
Учить детей рисовать ладошками. Уточнять и закреплять знание цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать бытовые навыки.
Декабрь
Художественно – эстетическое развитие
Рисование. Коллективная работа «Снег идет».
Познакомить детей с белым цветом. Продолжать учить правильно держать кисть. Учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге и обмакивать в краску по мере необходимости.
Воспитывать интерес к коллективному творчеству.
Познание
Занятие с элементами экспериментирования «Снежинка в гостях у ребят».
Закрепить знания о признаках зимы. Свойства снега: холодный, пушистый, легкий, белый. Снег – это много снежинок. Уточнить свойства и качества воды: холодная, теплая, грязная, прозрачная. Закрепить понятие большая, маленькая, основные цвета. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взрослому.
Художественно – эстетическое развитие
Лепка «Снеговик».
Развивать осязание, продолжать знакомить с пластичными материалами и их свойствами. Учить действовать по этапному показу – скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке. Закреплять знания о величине, о пространственном расположении предметов. Формировать интерес к работе с пластилином.
Продолжение в #2