Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»

Татьяна Замыслова
Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»

Паспорт проекта

Тип проекта:

по доминирующей деятельности: практико – ориентированный

по количеству участников: групповой

по продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: дети и родители второй младшей группы «Золотая рыбка», воспитатели

Проблема

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваи-вают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.

Актуальность

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому и без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навы-ков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Цель:

способствование развитию игровой деятельности воспитанников через соз-дание предметно-игровой среды.

Задачи:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта воспитанников, пополнение знаний воспи-танников;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жиз-ненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с воспитанниками в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение воспитанниками новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

- умение поддерживать инициативу, желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

• Определение целей и задач проекта;

• Изучение литературы, авторских методик;

• Диагностика уровня развития творческой активности воспитанников и взаимоотношений в коллективе;

• Составление плана мероприятий по реализации проекта

Основной этап

Непосредственная реализация проекта в группе: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.

Заключительный этап проекта

Оформление паспорта проекта, подведение итогов.

Основные направления работы по формированию

сюжетно-ролевой игры.

1. Планомерное обогащение опыта: в быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, просматривания иллюстрации, дидактических игр.

2. Перевод реального опыта в игровой. Усвоение воспитанниками способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театральных игр в обучающем процессе.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти воспитанника недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх. Учитывать практический и игровой опыт воспитанников.

4. Общение со взрослыми во время игрового процесса. Организация проблемных ситуаций с учётом опыта воспитанников и игровой среды. Развитие умения ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.

Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры воспитанников.

Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции воспитанников в игровой деятельности.

Методы проведения диагностики: наблюдения, создание специальных диагностических ситуаций.

Срок проведения: январь, май.

Количество диагностированных: 25 воспитанников.

Уровни освоения сюжетно- ролевой игры воспитанниками.

Полностью освоил (+). Воспитанник отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли, у воспитанника есть любимые роли, доброжелателен в игровом общении, воспитанник способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.

Частично освоил(+-). Воспитанник отражает в играх разнообразные сюжеты. Владеет способами ролевого поведения и называет свою роль, вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками, в совместной игре меняет интонацию голоса у воспитанника есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия, проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов, воспитанник способен создать игровую обстановку, выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.

Не освоил (-). Игровые сюжеты однообразны. Воспитанник использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль. Затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога, в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя. Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет, при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.

Предполагаемые результаты

• Расширение представлений воспитанников о многообразии способов ис-пользования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

• Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Работа с воспитанниками по формированию

сюжетно-ролевой игры.

1. Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Задачи педагогического взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Рассматривание иллюстраций.

Чтение С. Капутикян «Маша обедает»

2. Беседа на тему «Моя мама»

3. Рассматривание семейных фотографий, карти-нок с изображение семьи.

4. Совместно с воспитанниками организовать фо-товитрину из семейных фотографий.

Обогащение игрового опыта

1. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом»

Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.

2. Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.

Развитие игровой предметной среды

Создание игровой обстановки в кукольном уголке. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки с постельным бельм.

Внесение в игру предметов заместителей.

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Показ игровых действий.

2. Совместная игра (воспитатель – дочка, воспи-танник – мама) .

3. Вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Когда пойдете гулять?»).

2. Сюжетно- ролевая игра "Магазин"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Целевая прогулка к магазину

Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца.

2. Беседа на тему «Как мы ходим в магазин».

Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями.

3. Рассматривание иллюстраций «В магазине»

4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек»

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Какие продукты продаются в магазине»

2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»

Цель: расширить представления воспитанников о товарах, которые продаются в разных магазинах.

3. Беседа «Какие бывают магазины»

Развитие игровой предметной среды

1. Шитье фартука и шапочки для продавца.

2. Оформление витрины.

3. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (пе-ченье – кирпичики, конфеты – цветные палочки, деньги- разноцветные бумажки).

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Проблемная ситуация: дома закончились про-дукты.

2. Игровая ситуация «Открылся овощной мага-зин», «Научим зайку ходить в магазин».

3. Показ игровых действий.

4. Совместная игра (воспитатель – покупатель, воспитанник– продавец).

3. Сюжетно-ролевая игра "Больница"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела».

3. Встреча с медсестрой детского сада.

4. Беседа «Как доктор лечит детей».

5. Экскурсия в медицинский кабинет.

6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха».

Обогащение игрово-го опыта

1. Д/и «Кому что нужно для работы».

Цель: учить подбирать предметы по назначению.

2. Д/и «Чей предмет».

Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник) .

3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить гра-дусник, дать чай с малиной, молоко с медом) .

Цель: учить воспитанников игровым действиям.

4. Д/и «Что лишнее»

Цель: учить замечать ошибки, исправлять их

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) .

2. Внесение халата шапочки для врача.

3. Внесение предметов-заместителей (вата – кусо-чек поролона, таблетки – рисунок на картоне).

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Игровая ситуация: кукла лежит в кроватке, не встает, у неё болит горлышко.

Воспитанники включаются в ролевую беседу со взрослым, воспитанник самостоятельно выполняет действия с куклой, повторяя за воспитателем.

Вопросы: что делает доктор?

Кто из вас хочет стать доктором?

2. Игровая ситуация: «кто забыл свои вещи?»

«Кому это нужно?»

4. Сюжетно-ролевая игра "Шофёр"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Целевая прогулка по ближайшей улице.

2. Беседа на тему «На чем люди ездят»

3. Рассматривание альбома «Транспорт»

4. Приглашение в гости папы – водителя.

5. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

Обогащение игрово-го опыта

1. Д/и «Чей предмет»

Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.

2. Д/и «Едем в гости»

Цель: продолжать учить воспитанников разнооб-разить игровые действия.

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера, на-бор ключей, игрушки – автобуса.

2. Внесение предметов – заместителей (ключи для ремонта машин – палочки).

Общение воспитате-ля с воспитанниками 1. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Как мне быть?»

2. Совместная игра (воспитатель – пассажир, вос-питанник – шофер) .

3. Игровая ситуация «Поездка в гости».

4. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером)

5. Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Чтение потешки «Расти коса до пояса».

2. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.

3. Праздник для кукол «Приведем кукол в поря-док»

Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.

4. Мама парикмахер у нас в гостях.

5. Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру»

Обогащение игрово-го опыта

1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее».

Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.

2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парик-махер»

Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.

3. Продуктивная деятельность «Расческа для ми-шутки»

Развитие игровой предметной среды

1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки.

2. Внесение предметов заместителей: кирпичик – расческа, катушка из под ниток – бигуди.

3. Внесение деталей костюма (красивый фартук).

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается в гости на День рождения.

2. Вопросы об игре (Что нужно взять парикмахеру, чтобы подстричь волосы? Для чего нужен фен).

3. Совместная игра (воспитанник – парикмахер, воспитатель –клиент) .

4. Воспитатель включает воспитанника в элемен-тарное планирование игровых действий («Может твоя дочка хочет сходить в гости?»).

Работа с родителями.

Основные направления работы с родителями:

заинтересовать родителей проектом;

повысить уровень педагогической культуры родителей в области «Социально-коммуникативное развитие».

заинтересовать родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организацией единого игрового пространства.

совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мульт-фильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;

привлечь к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы.

Конкурс: «Игрушка – самоделка», совместное изготовление игрушек родителей и детей (всех членов семьи).

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и д. р.

Изготовление атрибутов к дидактическим, театрализованным играм.

Консультация: «Детские игры и игрушки», «Игра в жизни ребенка младшего возраста».

Литература:

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое посо-бие/научн. ред.: А. Г. Гогоберидзе – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.

2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство- Пресс, 2012

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб.: Детство- Пресс, 2007

5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010

6. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие);

7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).

7. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. detskiy-sad.ru›igra/suzhet02.html

Публикации по теме:

Проект «Игра, игрушки». Сюжетно-ролевая игра с детьми раннего возраста Паспорт педагогического проекта Авторы и участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников. Название.

Сюжетно-ролевая игра В. А. Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» Гр. №9 Сыктывкар 2013г Введение. Проект: групповой, долгосрочный, игровой. Актуальность.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»» Задачи: • Учить создавать игровую обстановку, используя реальные.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк» Цель: создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе специально моделируемой ситуации. Задачи:.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк» СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЦИРК» Проблема: «в цирке заболели артисты» Игровая мотивация: «провести цирковое представление, заменив артистов».

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Тема: Сюжетно – ролевая игра «Семья» Возрастная группа: вторая младшая Образовательные задачи: продолжать учить детей распределять роли.

Сюжетно-ролевая игра «Веселый автобус» Целевая аудитория: несовершеннолетние 3 – 6 лет. Форма и методы работы: беседа, игра. Цель: обучение сюжетно-ролевой игре «Весёлый автобус».

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 13:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе
Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной...