Папки-передвижки

Педагогический проект «Умные шляпы в городе мастеров»

Светлана Гнилицкая
Педагогический проект «Умные шляпы в городе мастеров»

Педагогический проект

«Умные шляпы в городе мастеров»

Введение

Дошкольное воспитание –это первая и очень важная ступенька, на которой

закладывается фундамент интеллектуального, личностного и физического

развития ребенка. Понимая важность полноценного проживания ребенком

всех этапов детства и обогащения детского развития,педагоги всегда

находятся в поиске обновления содержания образовательного процесса и

применения таких эффективных форм, методов обучениядетей, которые

будут способствовать максимальному раскрытию и развитию потенциала

ребенка.

Публикация «Педагогический проект „Умные шляпы в городе мастеров“» размещена в разделах

Основная часть

Цель проекта : формирование целостных представлений детей о профессиях

посредством развития ресурсов мышления по методике Э. Боно «Шесть шляп

мышления».

Задачи:

Обогащать представления детей о труде людей разных профессий и

общественной значимости каждой из них;

Учить детей контролировать умственную деятельность и соотносить её с

поставленными задачами;

Развивать интерес и умение детей отражать свои знания в разных видах

деятельности;

Способствовать развитию творческого мышления детей;

Воспитывать культуру обмена мнениями;

Воспитывать уважительное отношение к труду человека;

Привлекать родителей детейв образовательное пространство детского

сада через проектную деятельность.

Вид проекта :исследовательско-практико-ориентированный,долгосрочный.

Состав участников: дети старшей группы, родители, воспитатели группы.

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие.

Место реализации:МБДОУ – д/с №27 «Сказка»

Сроки реализации:с 01.10. 2021г. по 31.05.2022г.

Проблема:Обновление системы дошкольного образования ставит перед

педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок современного

3

человека, успешно реализующего себя в профессиональной среде,

обладающего качествами исследователей, изобретателей, мыслителей,

предпринимателей.

Решение этой задачи в детском саду возможно при создании такой системы

мероприятий, которые будут направлены на выявление и развитие

личностных особенностей, интересов, способностейкаждого ребенка и

оказание ему помощи в выборе будущей профессии.

Гипотеза:Если расширение представлений дошкольников о профессиях

будет осуществляться посредством развития ресурсов мышления по

методике Э. Боно «Шесть шляп мышления», то у детей будут формироваться

социально-коммуникативные, когнитивные компетентности,компетенции

личностного совершенствования, которые будут способствовать

систематизации представлений и активизации интереса детей к миру

профессий, а в дальнейшем успешной социализации каждого ребёнка в

будущем.

«Шесть Шляп Мышления» — один из самых популярных методов

организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести

шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной

любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления, при котором

различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Актуальность:

Детский сад является первой ступенью ознакомления дошкольников с

профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об

окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный

элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Мир профессий настолько разнообразен, что ориентация в нем является

важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Формирование

представлений детей о мире труда и профессий – это актуальный процесс в

современном мире, который необходимо строить с учётом современных

образовательных технологий и методик.

В связи с этим, появилась необходимость создания долгосрочного проекта

«Умные шляпы в городе мастеров». /

Ожидаемый результат:

Для детей:

Повышение познавательной, творческой, игровой активности детей в

направленииранней профилизации;

Расширение, систематизирование и структурирование знаний о

профессиях (знания -умения-орудия труда-предметы труда-безопасность

труда-значимость труда);

Развитие конструктивного, творческого мышления;

Участие детей в конкурсе по теме проекта.

4

Для родителей:

Повышение родительской компетенции в вопросах определения

направлений развития и принятия выбора и самоопределения ребенка.

Для педагогов :

Повышение педагогической компетентности : создание системы ранней

профилизации дошкольников;

Пополнение предметно-развивающей среды группы с учетом интересов

каждого ребенка: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, презентации,

художественная литература.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения

проекта :

Ресурсы сети интернет.

Материально-техническое обеспечение ДОУ.

План реализации проекта

Предварительный этап:

Изучение материала по методике «Шесть шляп мышления» Э. Боно.

Проведение опроса среди детей на тему: «Кем вы хотите стать в

будущем?».

Анкетирование родителей «Способности вашего ребенка», «Кем вы

видите в будущем вашего ребенка?».

Анализ образования и вида профессиональной деятельности родителей.

Информирование родителей о предстоящей тематической деятельности.

Определение заданий для реализации данного проекта : подготовка

материалов и оборудования для проведения игр и творческих работ.

Основной этап:

Оснащение предметно-развивающей среды

Пополнение материала для сюжетно-ролевых игр.

Создание банка презентаций о профессиях, презентации с

мнемотаблицами по темам: времена года, части суток, профессии

(ознакомление с методикой «Шесть шляп мышления»).

Работа с детьми  :

Ознакомление детей с методикой «Шесть шляп мышления» в режимных

моментах:

-Утренний прием (погода, настроение, планы, гимнастика;

-Прием пищи (культура еды и питания, безопасность);

-Прогулки (беседа на основе наблюдений);

5

-Культура поведения (правила, безопасность, общение, обсуждение

конфликтных ситуаций);

Расширение знаний о профессиях людей:

-Образовательная деятельность (развитие речи, познавательное развитие,

художественно-эстетическое развитие);

-Чтение художественной литературы;

-Трудовая деятельность (обучение способам выполнения трудовых

операций);

-Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры,игровые

обучающие ситуации,игровые упражнения, игры с правилами, словесные

игры).

Мастер-классы детей о профессиях.

Участие в развлечении «Ярмарка профессий» в рамках семинара-

практикума «Выявление и принятие направлений развития способностей

ребенка»

Участие в конкурсе «Я буду работать в Саяногорске».

Работа с родителями  :

Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.

Привлечение родителей к проведению мастер-классов по ознакомлению

детей с профессиями.

Проведениедля родителей семинара-практикума «Выявление и принятие

направлений развития способностей ребенка».

Заключительный этап:

Опрос детей на тему «Кем вы хотите стать в будущем?».

Опрос и отзывы родителей.

Создание презентации о проделанной работе по проекту.

Продукт проекта

Разработка картотеки профессий по алгоритму:

Название профессии- место работы-материал для труда- спецодежда-

орудия труда- трудовые действия -безопасность труда -база знаний для

получения профессии- личностные качества- результат труда-польза

труда для общества.

Создание фотоальбомов «Профессии наших мам», «Профессии наших

пап».

Создание серии лепбуков о професссиях.

Развитие допрофессиональныхспособностей детей и активизация

интереса к миру профессий для успешной социализации каждого ребёнка

в будущем.

6

Описание проекта

По результатам опроса детей «Кем вы хотите стать в будущем?» на

предварительном этапе 65% детей выбрали определенную профессию, 5%

обдумывали выбор профессии из двух предполагаемых, а 30% детей, что в

общем-то является предполагаемым и естественным, не задумывались о

будущей профессии.

Название профессии Количество детей

Парикмахер 4

Хореограф 1

Пекарь хлеба 1

Продавец 1

Ветеринар 2

Строитель 1

Водитель 1

Полицейский 1

Военный 1

Футболист 2

Артист, археолог 1

Учитель, воспитатель 1

Не выбрали 7 (30%)

По результатам анкетирования родителей «Кем вы видите своего ребенка в

будущем?»большая часть родителей считала необходимым готовить

ребенка к выбору профессии,начиная с дошкольного возраста. Часть

родителей затруднялись в определенииведущего вида интеллекта своего

ребенка, склонностей илиспособностей, которые могут быть фундаментом

(при условии их развития)для выбора профессии в будущем, но при этом они

хотели бы видеть своего ребенкав определенной профессии. Приложение №1,

слайд №13, Приложение №2

Необходимость подготовки ребенка к выбору профессиис

дошкольного возраста.

60%

Обсуждение с ребенком предпочтений в выборе будущей

профессии

55%

Наличие родительского видения ребенка в будущем. 70%

Умение определить ведущий вид интеллекта, задатки или

способности своего ребенка.

55%

Обучение ребят навыкам мышления по методу «Шесть шляп мышления» мы

начали с развития навыков распознавания типа мышления по цвету шляп и

активизации словаря шляп (белая шляпа-факты,желтая шляпа-

7

достоинства, преимущества, черная шляпа-недостатки, предостережения,

красная шляпа-чувства, эмоции, зеленая шляпа -новые идеи).

Приложение №1, Слайды 8-10

В ходе беседы при постановке вопросов мыпредлагали детям надеть

соответствующие «Умные шляпы».Например, найти способ, идею, как

можно отремонтировать сломанную игрушку (зеленая шляпа, учили детей

говорить о чувствах, вызванных в связи с произошедшей конфликтной

ситуации между ребятами (красная шляпа) и т. д.

Работу с шляпами проводили разными способами: организация одной

группы с распределением ролей, где каждый получает свою шляпу и

высказывает мнение соответственно её цвету или предлагали ребятам

делиться на несколько групп, где модератор с синей шляпой руководил всем

процессом.

Следующим этапом было включение «Умных шляп» в процесс совместной с

воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в различные

режимные моменты, образовательную деятельность.

Приложение № 1, Слайды № 16-20

С помощью «Умных шляп» проведение занятий проходило в совместной

непринужденной партнерской деятельности педагога с детьми,где не было

малоактивных, неуверенных ребят,так как была создана атмосфера игры,

способствующей развитию воспитанников. Например, при создании

педагогом обучающей проблемной ситуации, дети предлагали нам разные

пути её решения. Но,прежде, чем проверить на практике правильность их

идей, мы предлагали «умникам» сначала использовать шляпы и

порассуждать. В таком «умном» процессе каждый из воспитанников имел

возможность вжиться в новую роль, учился договариваться с каждым

участником обсуждения, учился управлять своим вниманием,

действоватьпо правилам, прислушаться к своему внутреннему голосу и

высказать своё мнение. Результатом такого коллективного обсуждения, как

правило, было нахождение коллективного нестандартного выхода из

сложившейся ситуации.

Использование метода «Шести шляп» при ознакомлении детей с

различными видами человеческой деятельности через сюжетно-ролевые

игры профессионально-ориентированной направленности позволило не

только расширить кругозор детей в многообразии профессий, но и

способствовало проявлениюих интересов и склонностей.

Приложение № 1, Слайды № 21-37

В стенах дошкольного учреждения ребята познакомились с профессиями

руководителя (заведующего, воспитателя, няни, повара, кастелянши, врача,

медсестры, охранника, плотника, дворника, садовода, завхоза.

А в результате проведенных мастер-классов родителей у ребят появилась

возможность, во –первых, очно познакомиться с профессиями пчеловода,

учителя, библиотекаря, полицейского, военного, актера, зоотехника,

экскурсовода,энергетика. Приложение №1 Слайды № 38-40

8

Во-вторыхс помощью технологии «Шесть шляп мышления» рассматривать

каждую из профессий с разных позиций, а в процессе сюжетно-ролевой

игрыусовершенствовать, разнообразитьтрудовые операции каждой из них.

В заключении проекта наши ребята успешнопредставили мастер-класс

выбранной ими профессии и приняли участие в конкурсе «Я буду работать в

Саяногорске» Приложение№1, Слайды № 41-43

Для родителей наших воспитанников был предложен семинар-практикум по

выявлению и принятию направлений развития способностей ребенка, в

рамках которого прошел клубный час «Ярмарка профессий». Приложение №

1 слайд №44,Приложение№ 3

После проведения данного мероприятия было проведено повторное

анкетирование родителей, которое показало повышение родительской

компетентности в вопросах профилизации детей:

Необходимость подготовки ребенка к выбору профессии с

дошкольного возраста.

75%

Обсуждение с ребенком предпочтений в выборе будущей

профессии

75%

Наличие родительского видения ребенка в будущем. 90%

Умение определить ведущий вид интеллекта, задатки или

способности своего ребенка.

92%

В результате проделанной работы в ходе проекта был проведен повторно

опроси среди детей на тему: «Кем вы хотите стать в будущем?»

На заключительном этапепроектамы наблюдали не только изменение

интересов ребят, но и расширение знаний и практических навыков в

сюжетно-ролевых играх, развитие самостоятельности,

инициативы,умениявзаимодействовать, договариваться, самостоятельно

разрешать конфликтные ситуации.

Название профессии Количество детей

Парикмахер 1

Хореограф 0

Пекарь хлеба 1

Продавец 1

Грумер 1

Строитель 0

Водитель 1

Полицейский 1

Военный 1

Футболист 1

Артист 1

Учитель, воспитатель 1

Пчеловод 1

9

Врач 1

Энергетик 2

Экскурсовод 1

Химик 1

Садовод 1

Дизайнер 1

Диспетчер скорой помощи 1

Журналист 1

Не выбрали 4 ребенка (6%)

Заключительная часть

Старший дошкольный возраст является периодомнаивысших

возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания,

восприятия, мышления, памяти, воображения, когда ребенок способен

думать, размышлять, рассуждать и принимать решение. Методика

«Шесть шляп мышления» позволила сделать процесс познания

разносторонним, интересным, творческим, креативным.

«Умные шляпы» помогли нашим ребятам рассмотреть каждую профессию

со всех сторон:

Материалы, оборудование, инструменты для осуществления

трудовых процессов.

Трудовые действия, процессы.

Отношение человека к труду и его конечные результаты.

Характер взаимоотношений людей в труде.

Значение, важность и почетность любой работы и профессии.

Свобода выбора профессии и работы, возможность проявить свои

творческие способности.

Проект «Умные шляпы в городе мастеров» подвел наших детей к важному

выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Профессия, выбранная по интересам, способностям, умениям приносит не

только удовлетворение, но является источником благосостояния каждого

человека и общества в целом.

Для родителей наших воспитанников проект способствовалповышению

компетенции в выявлении, принятии направлений развития способностей

ребенка и пониманию важности развития их для успешной социализации

ребенка в будущем.

В ходе проектабыла разработана картотека профессий по

алгоритму:название профессии- место работы-материал для труда-

спецодежда-орудия труда- трудовые действия -безопасность труда -база

знаний для получения профессии- личностные качества- результат труда-

польза труда для общества. Пополнена предметно-развивающая среда,

10

созданыфотоальбомы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап»,

серии лепбуков о професссиях. Приложение №1, слайд46

Как педагоги, мы убедились в том, что методика «Шесть шляп мышления»

проста, интересна, уникальна. Она учит ребят думать, принимать

решения. А, когда наши дети станут взрослыми они как раз должны будут

обдумывать вопросы, принимать разные решения на деловом,

профессиональном уровне и в личных отношениях. И это потребует от них

больших умственных усилий. А, чтобы стать хорошим мыслителем, не

обязательно быть гением!

Список литературы:

1. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего

дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

2. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014

3. Шорыгина Т. А.  Профессии. Какие они? Книга для воспитателей,

гувернеров и родителей / Т. А.  Шорыгина.  – М. : Гном, 2017.

Источники источников сети интернет:

https://polycent.ru/blog/vidyi-intellekta-u-detej/

https://umnazia.ru/blog/all-articles/metodika-6-shljap-myshlenija

Приложение 1. Фотоотчет проекта

Приложение 2. Анкета для родителей

Приложение 3. Конспект семинара для родителей «Выявление и принятие

направлений развития способностей ребенка»

Приложение №4 Презентация к семинару для родителей «Выявление и

принятие направлений развития способностей ребенка»

Публикации по теме:

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Проект «Умные игры» для второй младшей группы Проект «Умные игры», краткосрочный практико-ориентированный проект для второй младшей группы Проблема: внешний интерес детей и родителей.

Проект «Умные каникулы». ВидеообзорПроект «Умные каникулы». Видеообзор Умные каникулы для дошкольников. В дни школьных каникул с 21 по 25 марта в детских садах нашего города развернулась бурная образовательная.

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 летПроект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет Название проекта: «Умные пальчики». Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители,.

Проект «Волшебная зима в городе» в группе младшего возрастаПроект «Волшебная зима в городе» в группе младшего возраста Зима - волшебное время года, когда всё вокруг кажется обновленным, ярким и загадочным. А как же иначе? Ведь даже земля под ногами укрыта.

Проект «Зима в волшебном городе» в группе раннего возраста Проект «Зима в волшебном городе!» в группе раннего возраста. Авторы Иванова Е. Г., Карачарова Н. П. Актуальность данной темы педагогического.

Сценарий праздника к 8 Марта «Весна в городе мастеров»Сценарий праздника к 8 Марта «Весна в городе мастеров» авторы: музыкальный руководитель Репина И. А, воспитатель Кириленко О. В. Сценарий Праздника 8 Марта в подготовительной группе «Весна в.

Экспериментально-исследовательский проект «Умные растения» (средняя группа) Актуальность темы проекта Процесс формирования экологического сознания начинается с детства и продолжается всю жизнь. В период дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Умные шляпы в городе мастеров»
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 11:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД