Получи документы

Педагогический проект в подготовительной группе «Семья — это, когда все вместе»

Ольга Шароватова
Педагогический проект в подготовительной группе «Семья — это, когда все вместе»

Педагогический проект в подготовительной группе

«Это главное слово - семья».

Воспитатель первой квалификационной категории

Шароватова Ольга Александровна

Участники проекта : дети и педагоги старшей группы №6 «Затейники» МДОУ «Детский сад №20 «Непоседы»; родители воспитанников и другие члены семьи, имеющие родственные связи с участниками проекта.

Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „Семья — это, когда все вместе“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : среднесрочный (январь 2023 г. - апрель 2024 г.)

Тип проекта : групповой, практико-ориентированный.

Руководители проекта :

Шароватова О. А. воспитатель первой квалификационной категории.

Принципы построения педагогического процесса :

1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).

2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).

3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).

4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образова-тельном процессе.

5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть личностные способности и возможности воспитанников).

6. Возрастной адресности (содержание работы соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста).

7. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Актуальность.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Семья – это, когда все вместе». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значи-мость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, приви-вать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Работу над проектом основывали на региональной парциальной про-грамме для дошкольных организаций «Моя семья» (автор-составитель Некрасова А. А.)

Проблема.

У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Это главное слово - семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Постановка проблемы:

В предварительной беседе с детьми мы выяснили представления детей о се-мье, родственных отношениях

- Что мы знаем о семье?

- Самые родные для ребенка люди?

- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?

- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?

- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?

- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?

- Кем вы приходитесь бабушке?

- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?

- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?

- Как можно назвать одним словом этих людей?

- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?

- Что такое семья?

- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

Что мы хотим узнать? (Узнать больше о своей семье, о членах семьи, тра-дициях, о жизни бабушек и дедушек. Иметь представление о родословной как истории семьи).

Цель проекта :

- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных тра-дициях;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и старшим членам семьи, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта :

Обучающие:

Способствовать формированию представлений о родственных отношениях членов семьи, о семейных традициях и праздниках.

Познакомить детей с понятием «древо семьи».

Развивающая:

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

Воспитывать интерес к своей родословной.

Ожидаемый результат.

За время реализации проекта «Это главное слово - семья» у детей повысится уровень знаний о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи. Родители заинтересуются темой, примут участие в проектно-исследовательской деятельности. РППС группы пополнится пособиями и материалами, способствующими формированию целостного представления у детей о семье, родственных отношений.

Форма презентации проекта.

Родительская встреча на тему «В каждом доме свои традиции».

Перспективное планирование работы с детьми.

Образовательная область Формы работы с детьми

Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций, картинок с членами се-мьи, модели генеалогического древа.

НОД: беседа на тему, «Моя семья», работа с коллажем «Древо семьи».

Беседы, ситуативное общение: «Самые родные люди», «На кого ты хочешь быть похож»; «Один день из жизни нашей семьи»; «Семейный праздник – День рождения».

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Настольно-печатные игры: «Веселый распорядок дня», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Играем в профессии», «Собери семью» и др.

Социально-коммуникативное развитие Рассказы детей о семье. Работа с альбомом «Моя семья».

Составление рассказа по пиктограмме на тему: «Расскажи о себе», «Я и моя семья».

Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Три сына», сказок народов Севера «Кукушка», «Айога» и др.

«Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом» и др.

Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу», «Чем можно порадовать семью».

Художественно – эстетическое развитие НОД: Рисование «Моя счастливая семья», «Моя мама», «Мой папа».

Продуктивная деятельность: изготовление подарков, сюрпризов, приглашений.

Выставки рисунков: «Моя счастливая семья», «Моя ма-ма», «Мой папа».

Коллективныея работы: «Наши мамы», «Наши папы».

Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе, бабуш-ке и др.

Музыкально-ритмические композиции: «Стирка», «Буду модницей, как мама», «Будем в армии служить».

Речевое развитие Беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Древо се-мьи», «На кого ты хочешь быть похож», «Выходной день в семье»; «Семейный праздник – День рождения», «Традиции нашей семьи», «Кем работают мои родители», «Кем я хочу стать», «Сказочная семья».

Работа с демонстрационным материалом Л. Фесюковой «Моя семья».

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Словесная игра «Собираем добрые слова».

Чтение художественной литературы: Е. Благининой «Бабушка», Е. Трутнева «Наша бабушка», О. Зыкова «Лучшие друзья - мой дедушка и я», «Сестренка». «Мой братик, Г. Рубцов «Маме», Я. Аким «Моя родня» и др.

Работа с пособием А. Лопатиной, М. Скребцовой «Моя семья. Как живут дети».

Физическое раз-витие Физкультминутка «Семья».

Игровое упражнение «Кувшин доброты»

Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Эстафеты, соревнования: «Мамины помощники», «Пе-ренеси покупки», «Веникобол», «Папины помощники» и др.

Работа с родителями Создание коллажа «Древо семьи».

Создание фотоальбома группы «Моя семья».

Детсадовские выставки «Пасхальное яйцо».

Папки-ширмы: «Родителей не выбирают», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Семейные выходные: проводим время вместе», «Родительский дом – первая школа для ребенка», «Прогулки по родному городу».

Консультации: «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», «Как отвечать на детские вопросы», «Уважайте его «Я».

Рекомендации и памятки для родителей по воспитанию детей: «Уроки доброты», «Секреты общения с ребен-ком», «Тайные мечты каждого ребенка», «Чтобы ребенок слушался», «Если ребенок провинился».

Совместный спортивный праздник «Соревнуюсь рядом с папой и готовлюсь стать солдатом», приуроченный к 23 февраля.

Праздник, посвященный Дню 8 марта. Создание слайд-шоу «Рядом с мамой».

Экскурсия в школу (привлечение родителей).

Совместный труд по благоустройству участка.

Праздники (привлечение родителей к организации и уча-стию)

Фотовыставки: «Вместе с мамой», «Вместе с папой», «Бабушка рядышком с дедушкой».

Объявление конкурса «История моей семьи».

Родительская встреча «В каждом доме свои традиции».

Работа по реализации проекта.

1 этап (постановка проблемы) :

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, выделены цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

Дети хорошо знают состав своей семьи, включая в члены семьи и домашних животных. Знают родственные связи между детьми и родителями (мама, папа, дочка, сын, старшими членами семьи (бабушка, дедушка, внук, внучка). Знают, что есть дяди и тёти, но родственную связь определить затрудняются. На вопрос «кто такие двоюродные братья и сестры» дети отвечали: «кто рядом живет», «двойные дети», «похожие люди». Затруднение вызвал вопрос «родственники – это кто». Дети считают, что это «кто живет в доме рядом», «кто с кем дружит».

2 этап (подготовительный).

Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогом был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Древо семьи». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Древа Семьи.

3 этап (основной).

В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная. Древо семьи»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Семейный праздник – День рождения»; «Традиции нашей семьи», «Кем работают мои родители», «Кем я хочу стать», «В какой сказке встречаются семьи».

Дети составляли рассказ по пиктограмме на тему «Расскажи о себе», «Я и моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Провели чтение с последующим обсуждением рассказов В. Осеевой «Волшебное сло-во», «Три сына», «Хорошее», сказок народов Севера «Кукушка», «Айога»; чтение стихотворений Е. Благининой «Бабушка», Е. Трутневой «Наша ба-бушка», О. Зыковой «Лучшие друзья - мой дедушка и я», «Сестренка», «Мой братик», Г. Рубцова «Маме», Я. Аким «Моя родня» и др.

На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впе-чатления о семье в рисунках. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых, сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр. Дети и родители приняли участие в праздниках, досуге, спор-тивном празднике. Создали «Семейный альбом группы», макет «Древо се-мьи», коллаж «Моя семья». Принимали активное участие в детсадовских вы-ставках «Пасхольное яйцо».

Наиболее трудным для понимания детей стало вхождение в тему «се-мейные традиции». Мы решили ограничиться детскими ответами на вопрос «Что вам нравится делать (или чем занимаетесь, когда собираетесь всей семьейДети отвечали: «ездим в Макдональдс», «ходим в лес», «идем к бабушке». Из разговоров с детьми удалось понять, что существуют семейные традиции «чтение на ночь», «колыбельная от мамы», «секрет для бабушки», «день рождения родных людей». День рождения – это традиция каждой семьи. И отрадно, что день рождения ребенка – это праздник, в первую очередь, для ребенка, будь это в семейном кругу, или с приглашением аниматоров. Таким образом, семья - это отдельный мир со своими уникальными традициями, это интересная совместная жизнь всех членов семьи.

В течение времени проведенияпроекта оформили фотовыставки, ко Дню защитника Отечества «Рядом с папой». Ко Дню 8 марта «Рядом с мамой». Мы широко используем фотоотчеты о мероприятиях как способ информирования родителей о жизни в группе.

Предложили родителям оформить «Историю семьи». Откликнулись не-многие. Но представленная работа семьи Ананьева Платона достойна внимания, уважения, восхищения. Родители Платона отнеслись к работе с интересом, ответственно и творчески. Изготовление альбома подтверждает уникальность и заинтересованность семьи темой ее истории.

4 этап (заключительный).

Презентация проекта прошла в форме родительской встречи «В каждом доме свои традиции». Было представлено слайд-шоу проекта «Это главное слово - семья». Родители были включены в разговор о семье, семейных традициях, в игры «Пословицы о семье», «Задача-шутка», «Вопрос – ответ».

Родители поддержали разговор, поделились опытом проведения семейных детских праздников. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Остановились на значении «семейного альбома» в изучении родословной семьи. Высказали сожаление о том, что семейный альбом редко пополняется фотографиями, т. к. основная часть снимков хранится в памяти электронных носителей. Воспитатели посоветовали привлекать ребёнка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты в душе ребёнка. Делились опытом организации совместных походов, прогулок, детских семейных праздников.

Далее родители приняли активное участие в мастер-классе по изготов-лению рамочки для фотографий. Тем самым удалось показать, как, не затратив много средств и времени можно изготовить подарок близкому человеку. В эту рамочку можно вставить не только фотографию, но и поздравление, пожелание или детскую поделку. Родители поддержали идею мастер-класса и предложили ввести в группе традицию «Мастер-класс от мамы (папы)».

Вывод:

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта «Это главное слово - семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети повысили уровень представлений о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи.

Мы верим, что благодаря этому проекту расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, укрепились детско-родительские отношения, повы-сился интерес у родителей к жизни группы, детского сада.

Перспективы развития проекта.

Будем продолжать решать задачи укрепления детско-родительских от-ношений. Ну, а необходимое содержание, формы работы нам подскажут непосредственные участники проекта – наши воспитанники и семьи наших воспитанников.

Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители станут единомышленниками в вопросах воспитания детей, активными и полноправными участниками образовательных отношений, а не только заказчиками образовательных услуг.

Список литературы.

1. Парциальная программа для дошкольных организаций «Моя семья», автор-составитель Некрасова А. А. : ГБОУ ДПО «ТОИУУ», 2014

2. Вострухина и др. «Знакомим с окружающим миром 5-7 лет». М; ТЦ «Сфе-ра», 2012г.

3. Громова О. Е. и др. «Ознакомление дошкольников с социальным миром». М; ТЦ «Сфера», 2012г.

4. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего до-школьного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. Жуковская Р. И., ПеньевскаяЛ. А.

5. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематиче-ских пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о празднике «Когда семья вместе, и душа на месте!»Фотоотчёт о празднике «Когда семья вместе, и душа на месте!» Сегодня в нашем детском саду прошёл замечательный праздник под названием "Когда семья вместе и душа на месте!", посвящённый Дню Семьи,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья»НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья» НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Вместе мы – одна семья, все народы здесь – друзья». Интеграция образовательных.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект в подготовительной группе «Семья — это, когда все вместе»
Опубликовано: 9 апреля 2024 в 09:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД