Получи документы

Педсовет «Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае»

Марина Харитонова
Педсовет «Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае»

Педагогический совет

«Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае»

Цель: Систематизация знаний педагогов о родном крае, повышение профессионального мастерства педагогов, их познавательной активности. Пополнение знаний по истории, культуре, природе родного края.

Подготовка к педсовету :

Публикация «Педсовет „Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае“» размещена в разделах

1 Тематический контроль на тему: «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении».

2. Проектная деятельность с родителями на тему: «Родной край».

3. Подготовка выступлений воспитателями

План проведения педсовета :

1. Вступление. Актуальность данной темы. «Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае»- старший воспитатель,

2. Деловая игра (Ст. воспитатель, воспитатели)

3. Анализ открытых мероприятий.

4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля, ст. воспитатель

5. Вынесение решение педсовета.

1. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Вследствие этого перед воспитателем на современном этапе стоит одна из основных задач - воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в воспитательном процессе местного краеведческого материала.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. В наше время патриотического воспитания детей вызывает проблемы, т. к. в предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито - результат этого выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Разберё м терминологию: патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Цель деятельность педагогов по данному направлению : создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.

Тренинг на создание образа «Родина»

Предлагаю создать образ Родины.

- Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина» (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д)

(включается спокойная релаксационная музыка).

- У каждого из вас возник свой образ, у кого –то они похожи, у кого –то нет. Давайте выведем своё определение слова «родина», исходя из наших образов.

- Давайте подберём родственные слова к слову «Родина».

(Родина, род, народ, родители, природа, дородный, борода, родник)

(Слова записываются на доске)

Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Родина, род, народ, родители, природа, дородный, борода, родник, родословная.

Скамейка, работа, небо, книга, улица.

В силу возрастных особенностей воспитание ребенка целиком зависит от окружающих его взрослых.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. А воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. В семье дети не только осваивали свои будущие обязанности, но и овладевали практическими умениями, осознавали свои функции в будущей жизни. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании: нянченье, приглядывание за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое – пряла, ткала, вышивала. Общество ценило в девушках смирение, доброту, хозяйственность, трудолюбие, здоровье; этому идеалу она старалась соответствовать. Мальчик так же начинал осознавать свою ответственность за семью с раннего детства, включаясь в различного рода трудовую деятельность и так же постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинство юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие – те ориентиры, к которым должен был стремиться. Детство, начиналось с момента рождения, продолжалось до 13- 14 -18 лет – все зависело от места проживания. Если замечали, что девочка «заневестилась», а мальчик стал «женихаться», то считали их уже взрослыми. Ребенка не заставляли, а заинтересовывали делом, позволяли делать что – то самому интересное.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский.

Предлагаю провести состязания эрудитов под названием:

«Путешествие в прошлое России»

1. Раунд «Семья». Давайте и мы сейчас вспомним пословицы о семье:

1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»

2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»

3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»

4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

2 раунд. Из истории традиций и культуры России.

1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

2. Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

5. Назовите печную утварь? (Чугунки, ухваты, горшки.)

6. Как назывался первый утюг? (рубель)

3 раунд. Из истории русского народного костюма.

1. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

4. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

5. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты)

4. раунд. Народная копилка

1. Как в старину называли дом? (Изба)

2. Один из православных праздников? (Пасха)

3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)

4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

7. Население определенной стороны? (Народ)

8. Отечество, страна, в которой человек родился? (Родина)

9. Человек любящий свою страну? (Патриот)

В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству» дать понятие, что такое Родина.

Возвращаясь к теме нашего педсовета, можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».

Кем вырастут наши дети, что будет заложено в их душе? Все зависит от нас взрослых.

3. Анализ открытых мероприятий.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

Согласно годового плана работы МБДОУ,осуществлялась тематическая проверка по теме «Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае»

.

Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям :

• наблюдение педагогического процесса;

• оценка организации образовательной деятельности с детьми всех возрастов по вопросам патриотического воспитания;

• анализ средовых условий в группе;

• наличие перспективного планирования работы;

• оценка форм взаимодействия с родителями (законными представителями) по данной проблеме.

Проверка показала:

Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по данному направлению :

- собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература, портреты защитников города, края и т. п.);

- с детьми проведены: НОД, беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;

- организована работа с родителями: наглядная информация, изготовление тематических папок, альбомов, рисунков, поделок.

В ходе тематической проверки была просмотрена НОД:

Открытые просмотры были представлены воспитателями групп № 11 и № 12. Воспитатель с воспитанниками второй младшей группы представила вниманию коллектива постановку на основе сказки «Колобок». Несмотря на хорошо знакомый сюжет, главный герой смог удивить лесных жителей своей добротой, гостеприимством, знанием народных традиций – что в свою очередь весьма положительно сказалось на взаимоотношениях среди актеров, «зверят», зрителей.

Педагог во время презентации образовательной деятельности уделила особое внимание детей важности любить родной город, гордиться им, стремиться жить и трудиться на его благо. Педагог познакомила воспитанников со спортивными объектами города, с многообразием видов спорта, тем самым побудив ребят стремиться к здоровому образу жизни.

Воспитатели групп № 3 и № 4 воспитывали нравственные качества ребят через любовь к природе родного края. Воспитатель со своим другом Медведем рассказала малышам о лесных жителях, о местах их обитания, любимых лакомствах и напомнила ребятам о необходимости любить и беречь природу. Педагог приучала детей заботиться о птицах, живущих рядом с нами. В преддверии весны дошколята изготовили скворечники для птиц и развесили их в «березовой роще». Хочется отметить, что малыши усвоили главное правило – без помощи, защиты и заботы человека не может обойтись ни одно живое существо.

Педагоги групп № 6, 7, 10 создали все необходимые условия для знакомства детей с культурой и историей родного города, края. Дети совершили экскурс в историю родного города с начала века и до современности: с помощью интерактивных технологий воспитанники проследили путь развития города от полного разрушения до нынешнего благоустройства. Ребята познакомились с выдающимися архитекторами, строителями, спортсменами, музыкантами и актерами, священнослужителями, прославившими край далеко за его пределами.

Воспитанники группы № 7 имели возможность сравнить быт и уклад исконно русской жизни с тем, как мы живем сейчас. Дети рассказали о достопримечательностях родного города, о любимых местах.

Ребята подготовительной группы № 10 вместе с воспитателем перенеслись на век в прошлое. Молодые люди и девчата познакомили гостей с жизнью обычных людей того времени: в избе топили печь и в чугунке варили каше, за водой ходили с коромыслом на колодец, младенцев убаюкивали в люльках под мелодичную колыбельную. И веселилась молодежь от души: водили хороводы, пели песни и частушки, играли в забавные игры.

Воспитанники группы № 5 особое внимание уделили необходимости не только любить свой город, свою семью, но и защищать и оберегать их в любых обстоятельствах. Именно с целью развития физических качеств, умения ориентироваться в сложных ситуациях, проявления смекалки и выдержки маленькие «топтыжки» во главе со своим тренером провели спортивные соревнования.

Кружок юных эколят был приглашен на телевизионную студию для съёмки передачи о лесных жителях Псковского края. Защитники природы рассказали о многообразии обитателей леса, о их повадках, способах охоты, местах зимовки и характерных особенностях. Эколята проявили находчивость и показали все свои знания во время различных испытаний: смогли определить какие животные оставили свои следы на снегу, отыскать всех обитателей на запутанной карте.

Результаты просмотра НОД показали, что в образовательном процессе активно используется принцип интеграции образовательных областей, учитывается ведущий вид деятельности дошкольного возраста – игра, осуществляется индивидуальный и гендерный подходы. Все это способствует достижению поставленных целей и задач на достаточно высоком уровне.

Воспитатели в достаточной мере ориентируются в содержании программных задач по нравственно-патриотическому воспитанию, но не всегда учитывают возрастные особенности детей.

Оценка предметно-развивающей среды показала, что во всех группах имеются пособия и материалы, необходимые для организации работы по знакомству детей с символикой, историей, культурой родного города. Представлены иллюстрации символики, достопримечательностей города, оформлены выставки. Наглядный и дидактический материал соответствует возрасту детей, эстетическим и педагогическим требованиям.

У педагогов всех групп имеется в наличии необходимая документация: планы воспитательно-образовательной работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, систематически планируются мероприятия, направленные на формирование представлений детей о родном городе, экскурсии, тематические досуги.

Выводы по тематическому контролю.

Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МБДОУ по вопросу «Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае». В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны – уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с малой родиной, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных педагогов.

Рекомендации:

1. Отметить хорошую работу педагогов возрастных групп по нравственно – патриотическому воспитанию.

2. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

3. Оформить накопительную папку из опыта работы группы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактические игры по формированию представлений о родном городе «Брест — моя малая Родина» для воспитанников 4–5 летДидактические игры по формированию представлений о родном городе «Брест — моя малая Родина» для воспитанников 4–5 лет В 2019 году город Брест будет праздновать свое 1000-летие. С целью формирования представлений у воспитанников представлений о своем городе,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Викторина для дошкольников «Что мы знаем о родном крае?» Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсия, посещение библиотеки по теме, просмотр презентации, чтение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Расширение кругозора детей в рамках краеведческого направления, формирование представлений о родном крае»
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 15:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД