Получи документы

Педагогический совет «Реализация регионального компонента»

Оксана Толстунова
Педагогический совет «Реализация регионального компонента»

Задачи:

- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;

- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.

Предварительная работа:

• Взаимопосещение

Ход педагогического совета

1. Старший воспитатель:

Публикация «Педагогический совет „Реализация регионального компонента“» размещена в разделах

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и культурном воспитании дошкольников рассматривает национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, ФГОС активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры; для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства; для усвоения конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Содержание вариативной программы должно обеспечивать:

- построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона.

- «Погружение» детей в краеведческое содержание постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу в целом. Далее к месту своего города в географическом окружении: регион, страна, мир. Одновременно идет «погружение» в историю своего народа, региона, города. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

- формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны. Активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных для семьи, общества и государства, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;

2. Деловая игра

(Воспитатели делятся на 3 группы)

- Сейчас мы с вами попытаемся выяснить насколько коллектив нашего детского сада готов к работе по новому направлению.

• Но сначала, небольшая викторина по теме «Мой Канск»

Вопросы:

1. В каком году и кем основан город Канск?

2. Что изображено на гербе г. Канска?

3. Назовите улицы города, названные в честь героев ВОВ?

4. «Узнай памятник»

5. Назовите учреждения культуры нашего города.

Следующее задание для команд:

- Сейчас выделяют несколько направлений работы в рамках национально-регионального компонента. Предлагаю вам сформулировать названия данных направлений по описанию, предложенному на карточках. А затем придумать 3 темы по каждому из этих направлений.

Карточка 1 – экологическое направление

Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.

Карточка 2 – историко-краеведческое направление

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло, знакомить с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Карточка 3 – культурное направление

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.

• По одной из этих тем, предлагаю командам продумать:

1. задачи,

2. формы, методы и приемы, 3. конспект мероприятия.

На выполнение задания педагогам отводится 10 минут, после чего команды озвучивают, что у них получилось. Педагоги других команд участвуют в обсуждении.

Следующее задание для команд: давайте все вместе подумаем, как, в какой последовательности мы будем реализовывать новое направление в образовательной практике детского сада.

Проранжируйте те мероприятия и обстоятельства, которые будут способствовать введению регионального компонента в детском саду.

Итак, весь процесс должен выглядеть следующим образом:

1 Создание специальной образовательной программы

2 Соответствующая коррекция всей организации пребывания ребенка в ДОУ

3 Соответствующая подготовка (знания, владение информацией) педагогов ДОУ

4 Создание условий для разнообразного включения ребенка в получение информации о фактах и событиях малой Родины

5 Введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием

6 Участие родителей в организации и проведении мероприятий, связанных с информацией (факты, события) о малой Родине

Итак, прежде всего, нужна сама программа. Далее любая значимая новация должна повлечь за собой определенную коррекцию всей организации пребывания ребенка в ДОУ, поскольку появляются новые занятия и мероприятия, уточняется план методической работы, с учетом этого проектируется работа с детьми и родителями.

С введением нового содержания многим педагогам потребуется соответствующая подготовка (знания, владение информацией). После того как воспитатели узнали о специфике содержания и формы вводимого направления, вы сами должны продумать те условия, которые способствуют разнообразному включению ребенка в информацию (факты, события) о малой Родине: экскурсии, беседы, конкурсы, тематические праздники и т. д. Чтобы провести такие мероприятия, необходимо подготовить к ним детей, для чего понадобится введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием.

И только тогда, когда общая картина реализации программы по новому направлению сложится в вашем сознании как ведущих участников, стоит обратиться к формам включения родителей в организацию и проведение мероприятий, связанных с информацией о малой Родине.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что готовность нашего коллектива носит в большей степени эмоциональный характер. И впереди нас ждет большая работа, по внедрению в практику детского сада программы по формированию у детей чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине.

Публикации по теме:

Формирование у детей социокультурных ценностей посредством реализации регионального компонента Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления.

Игры и пособия по реализации регионального компонента основной общеобразовательной программыИгры и пособия по реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы В воспитательный аспект нашей образовательной программы мы заложили развитие познавательного интереса и уважения к истории, традициям, культуре.

Дидактические игры по реализации регионального компонента Дидактические игры (региональный компонент) 1. Дидактическая игра «Флаг РСО-Алания» (младший-средний дошкольный возраст) Цель игры: знакомство.

Методическая разработка регионального компонента ООП ДО Основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными.

Открытое занятие с использованием национально-регионального компонента «Войлочная юрта» Речевое развитие. Развитие речи. Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Войлочная юрта». Цель: Дать детям первоначальное представление.

Педагогическая мастерская по реализации регионального компонента Педагогическая мастерская "Нетрадиционные формы работы с народным календарем как основа приобщения дошкольников к культуре донского казачества".

Перспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонентаПерспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонента Месяц Литературная гостиная Автор Творческая мастерская ООД Работа с родителями Сентябрь 1. Вот какие мы большие 2. В мире геометрических.

Программа по введению регионального компонента Программа по введению регионального компонента «Мой край родной» Средняя группа I. Пояснительная записка «Любовь к Отчизне начинается с.

Реализация проектной деятельности с использованием регионального компонента республики Башкортостан Особенно актуально в наше время стала звучать тема возрождения республики Башкортостан. Когда мы еще не можем отойти от старых идеалов,.

Взаимодействие с родителями при реализации национально-регионального компонента Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, и большое значение имеет поддержка со стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Реализация регионального компонента»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 12:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД