Людмила Уварова
Педагогический совет «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогике всегда возникали вопросы: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но, вместе с тем, появляется еще один: «Как учить результативно?».
Поиски ответов эти вопросы привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т. е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Публикация «Педагогический совет „Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образования в ДОУ“» размещена в разделах
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса, который влияет на качество образования.
По своей сути качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни будущих членов социума.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование следующих составляющих:
- образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации педагогических работников.
Причем, я считаю, что каждому воспитателю сначала нужно совершенствовать свою квалификацию, организацию образовательного процесса и как результат этой работы над собой в конечном итоге автоматически повышаются образовательные результаты воспитанников.
В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.
Каждому воспитателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» : «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд, можем давать детям задание пересказать сказку, можем показать фильм или играть целое занятие. Но проходит некоторое время, и в памяти у дошкольников остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у них нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Поэтому педагогам для повышения качества знаний дошкольников особое внимание необходимо уделять организации учебного процесса. К современным занятиям предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к занятию как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатое занятие, организация пространства группы, чёткая организация этапов занятия, взаимодействие между воспитателем и воспитанником, реакция педагога на те, или иные поступки дошкольников, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ИКТ – всё это влияет на образовательный результат деятельности дошкольников. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития дошкольников.
Синтез всех вышеперечисленных предыдущим докладчиком и изученных на семинаре образовательных технологий составляет систему, определяющую содержательную целостность образовательного процесса, направленную на развитие личности воспитанников.
Из своего педагогического опыта хотелось бы выделить несколько технологий которые помогают мне в работе с моими воспитанниками, большинство которых я воспитываю с первой младшей группы до сегодняшнего дня.
На первое место я ставлю игровую технологию. Эту технологию нужно применять везде и всегда, потому что игра наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Детей младшего возраста, я как воспитатель, должна научить правилам игры (познавательным, воспитательным, развивающим и т. д., и уметь корректировать действия детей старшего возраста в процессе игры.
Следующей по важности я считаю личностно-ориентированную технологию, мне кажется начиная с самой младшей группы это самый эффективный способ организации воспитательного процесса, а именно:
- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;
- реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
- в течение дня стараюсь общаться с каждым ребенком индивидуально;
- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на иные виды деятельности или предметы;
- разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом, стараюсь эмоционально обыгрывать каждую ситуацию в течение дня;
- по мере взросления воспитанников проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла, и т. д.
Уважительное отношение воспитателя к детям помогает раскрыть индивидуальность каждого ребенка, он осознает свою значимость и старается показать все свои лучшие качества (достаточно вспомнить себя в детстве).
Немаловажным, также начиная с младшего возраста, считаю использование здоровьесберегающей технологии.
Помимо классических форм, которые используются педагогами, а именно физминутки, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, релаксация, подвижные и спортивные игры, в подготовительной группе я провожу гимнастику для мозга Брейн-Джим - это эффективный способ повышения способностей к обучению, улучшение качества исполнения любой деятельности и общего состояния здоровья. Эта гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Так же в своей работе по достижению качества образования я использую технологию проектной деятельности. Особенно интересно реализовывать эту технологию со старшими дошкольниками,
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Мы привыкли применять долгосрочные проекты, но по мере взросления детей необходимо усложнять и расширять применяемые темы.
Например в средней группе темой проекта было «Вместе идем дорогой добра», в итоге появилась Книга мудрости «О добре и вежливости».
В старшей группе вместе с Людмилой Апрелевной мы осуществляли работу над проектом по финансовой грамотности «История маленькой копилки», результаты знаний наших воспитанников вы могли увидеть на открытом просмотре занятия, которое проводила Людмила Апрелевна в начале учебного года.
В этом году мы с Людмилой Апрелевной занимаемся проектом «Я исследователь». Как и в предыдущие годы, перед тем как приступить к работе над проектом с детьми, мы заранее составили подробный перспективный план, подготовили методический материал, наглядные пособия.
Самым лучшим показателем успешности этого вида деятельности является заинтересованность детей, она проявляется тем, что уже через несколько месяцев ребята стали приносить книги по теме проекта, предлагать свои идеи. Конечно, мы прислушиваемся к желаниям детей и даже немного выходим «за рамки» нашего плана.
Тема последнего проекта «Я исследователь» помогает использовать в работе и технологию исследовательской деятельности. В процессе работы мы изучаем с детьми свойства воды (превращение ее в пар и лед, свойства материалов (ткань, железо, дерево пластмасса, свойства воздуха, магнитов, статического электричества.
Но опыты и эксперименты это не единственная форма организации исследовательской деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщать и систематизировать накапливаемые знания дошкольники могут на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и даже музыкальных.
В работе я люблю использовать эвристический метод (ситуационную беседу). Например, на утреннем круге задаться вопросом «А зачем нужен режим дня?», вместе с детьми рассуждать на эту тему в течение всего учебного процесса, совместной и самостоятельной деятельности и на вечернем круге можно подвести уже обобщающие итоги.
Применяю в практике еще один метод, не знаю можно ли отнести к этому виду технологии, но я периодически провожу викторины по окружающему миру, делю ребят на команды и как в игре «Что? Где? Когда? задаю вопрос, предлагаю детям время на совместное размышление и обсуждение. Помимо развития у дошкольников логического мышления формируются социально-коммуникативные навыки.
Еще хочу рассказать о технологии, которую применяю во всех видах образовательной и проектной деятельности, в дополнительной работе («Юный патриот», это информационно-коммуникационные технологии.
Для разнообразия, во время образовательного процесса, я показываю детям короткие познавательные фильмы, представляю презентации.
Например, в последнее время мы смотрели ролики:
- Окружающий мир - «Лиса мышкует», «Домашние животные – собака» (как собаки помогают людям);
- Проектная деятельность – «Микро и макро мир», «Путешествие капельки»;
- Дополнительная работа – короткие видео фильмы о родах войск, сюжет о способах выживания в экстремальных ситуациях.
Для развития логического мышления я подготовила презентации с дидактическими играми: «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Угадай, что это».
Из всех педагогических технологий с которыми я познакомилась на семинаре в своей практике я не использую:
- ТРИЗ технологию (теорию решения изобретательских задач);
- технологию портфолио воспитателя и воспитанника,
но, понимаю, что это нужно изучать и использовать в своей дальнейшей деятельности.
В конце своего выступления, хотелось бы подытожить тот факт, что использование современных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет активизировать не только процессы восприятия, внимания, памяти у детей, но и в конечном итоге творческое, продуктивное мышление, свободное поведение и общение дошкольников.
Основные показатели эффективности образовательного процесса в детском саду:
- уровень развития воспитанников;
- готовность их к продолжению образования в школе;
- уровень воспитанности дошкольников;
- состояние здоровья детей;
- уровень социальной адаптации воспитанников к жизни в обществе;
- уровень выполнения стандартов образования.