Лучший педагог года

Конспект занятия «Перелетные птицы» в старшей группе

Ольга Соловьева
Конспект занятия «Перелетные птицы» в старшей группе

Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по лексической теме «Перелетные птицы»

Цели:

1. Расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах

2. Коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных,

3. Закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.

4. Упражнять в образовании сложных прилагательных.

5. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия

1) Организационный момент

Воспитатель: Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц. Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними? (Ответы детей.)

- Давайте посмотрим и назовем их: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят… .

Видно тоже в теплый край улететь хотят.

(И. Токмакова)

2) Беседа о птицах

- Скажите, о чем говорит нам стихотворение? (Ответы детей) .

- Как можно назвать одним словом всех этих птиц? Перелетные.

- Почему их так называют? Потому что птицы улетают в теплые края.

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно.

- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько дети по желанию рассказывают о понравившейся птице.

- Расскажите мне, где живут птицы?

Без рук, без топоренка построена избенка

Дети: гнездо.

- Правильно, ребята, птицы живут в гнезде. Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.

Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.

- Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Есть в лесу одно важное правило : не разорять птичьи гнезда.

Если притронуться к яйцу, то птица, почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.

– Как же птицы добирались на юг, как они возвращаются в родные места? (Ответы детей) .

- Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

- Ребята, а кто знает, чем питаются птицы? (Ответы детей) .

- Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.

3) Игра «Назови части тела птицы».

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.

- Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением:

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску

4) Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют»,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

5) Игра с мячом “Назови детеныша»

- Давайте поиграем. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть всех членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачонок - грачата) .

- Скворец (скворчонок - скворчата) .

- Кукушка (кукушонок - кукушата) .

- Аист (аистенок – аистята) .

- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) .

6) Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

-- Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

7) Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя) ;

- Какие птицы подражают пению других? (Скворцы) ;

- У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста) ;

- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы) ;

- Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка) ;

- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач) ;

- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки) .

8) Игра «Узнай по описанию» (использование мнемотаблиц)

- Ребята, сейчас я расскажу вам о птице, а вы постарайтесь догадаться, что это за птица.

Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Красиво поет. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми Клюв его мощный. На голове черный хохолок. Он делает себе гнезда из веток на деревьях.

Продолжается игра с 2 - 3 детьми.

9) Подведение итога занятия.

- Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с перелетными птицами и проводили их в теплые края.

- Чем на занятии мы сегодня занимались?

- Что нового мы с вами узнали?

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

/Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый :

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту.

/Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия :

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Самым активным ребятам я даю призы.

Публикации по теме:

План-конспект детского совета в старшей группе «Перелетные птицы осенью»План-конспект детского совета в старшей группе «Перелетные птицы осенью» МБ ДОУ «Детский сад № 29» План - конспект детского совета в старшей группе по теме: «Перелетные птицы осенью». Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект занятия на тему: «Перелетные птицы» во 2 младшей группе Конспект занятия на тему: «Перелетные птицы» во 2 младшей группе Образовательные области «Познание мира», «Коммуникация». Цели занятия:.

Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: формирование представлений у детей о птицах. Задачи: 1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц. 2. Формировать умения.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Перелетные и зимующие птицы» Конспект занятия в старшей группе Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Составила воспитатель : Павлова Н. В. Задачи. 1. Образовательная: Закрепить.

Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация,.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания.

Конспект открытого занятия в средней группе «Перелетные птицы» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных.

Конспект занятия в старшей группе по лепке на тему «Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе по лепке на тему «Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе по лепке Тема: «Перелетные птицы» Программное содержание: Расширить и закрепить представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Перелетные птицы» в старшей группе
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 12:21
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД