Ирина Ткалина
Конспект занятия «Перелётные птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Перелётные птицы
Цели занятия :
- закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, перелёт).
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
Публикация «Конспект занятия „Перелётные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие);
- учить образовывать причастие от глагола;
- учить образовывать существительные с уменьшительно–ласкательными суффиксами в единственном числе;
- побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
- активизировать употребление в речи прилагательных, причастий.
Развивающие:
- развивать связную речь, зрительную память, внимание;
- развивать вебральную и двигательную память, выразительность речи и пантомимики, воображение;
Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам, чувства сострадания ко всему живому, желание прийти на помощь.
Материалы: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», картины с изображением зимы и лета, мяч.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: А о чё м мы сегодня будем разговаривать узнаете отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали! Это ….(птица)
Воспитатель: Верно, сегодня мы будем беседовать о птицах. Вы же много знаете о птицах. А у меня для вас есть игра. Вставайте скорей в круг.
1. Дидактическая игра с мячом «Какая птица»
Птица которая поёт – поющая птица;
Птица которая щебечет – щебечущая птица;
Птица которая улетает – улетающая птица;
Птица которая кормит – кормящая птица :
Птица которая плывёт – плывущая птица;
Птица которая кричит – кричащая птица;
Птица которая голодает – голодающая птица;
Птица которая идет – идущая птица;
Птица которая клюёт – клюющая птица;
Птица которая сидит на ветке – сидящая птица на ветке.
2. Сюрпризный момент: приход Старичка – Лесовичка. Беседа.
С. Л. : Кашляет. Здравствуйте ребята. Я тут по лесу ходил - бродил, да и зашёл к вам. Что – то в моём лесу тихо. Не слышно птичьи голосов. Куда все птицы подевались, не пойму? Не то проспал, не то не доглядел. А вы не знаете куда все птицы делись?
Дети: Улетел в и тёплые края.
С. Л. : Улетели в тёплые края? А почему? Им что в моём лесу не нравится?
Дети: Потому что становится холодно, нечего кушать. Насекомые попрятались, собран урожай.
Воспитатель: Ты садись Старичок – Лесовичок и послушай, а ребята тебе расскажут. Много знают -O-?
С. Л. : Расскажите?
Дети: Расскажем.
Воспитатель: В природе птицы улетают в три этапа. Как вы думаете, какие птицы улетают первыми?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Первыми улетают быстрокрылые насекомоядные птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. А так как насекомые прячутся перед холодами самыми первыми, то этим птицам нечего кушать и они улетают. А какие это птицы? (скворец, ласточка, кукушка, трясогуска, иволга, соловей). Как их отличить? Знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.
Воспитатель: Затем улетают…Верно, зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Это овсянка, чиж, жаворонок. Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля. Давайте ещё раз рассмотрим, какие птицы улетают вторыми.
Воспитатель: Позже всех улетают дикие утки, гуси и лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы. Это водоплавающие птицы.
Воспитатель: Молодцы! А вы хотите поиграть! Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте.
3. Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы».
Дети закрывают глаза, а когда открывают видят две картины – лето и зима.
Воспитатель: Какое время года изображено на этой картине?
Дети: Лето.
Воспитатель: Верно. А у нас сейчас какое время года? (осень). А где мы сейчас можем найти лето? Где оно живёт? (на юге). Там солнышко, тепло и птицы улетают туда. Какие птицы улетают на юг?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: А на этой картине какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно. А здесь остаются, какие птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А теперь каждый из вас превращается в ту птицу, которая у вас на картинке. Когда музыка остановится каждая птица должна улететь на своё место. Туда, где светит солнышко и тепло – улетают перелётные птицы, а где зима и холодно – зимующие. Подумайте, кто из вас улетит на юг, а кто останется зимовать. Полетели!
Воспитатель: Давайте посмотрим, все ли птицы нашли своё место? Ну ка посмотрите не залетела ли к вам чужая птица? А к вам?
4. Дидактическая игра «Найди птенца».
Воспитатель: Послушайте загадки.
По весне к нам с юга мчится Он прилетает каждый год
Чёрная, как ворон птица. Туда, где домик ждёт,
Для деревьев наших врач - Чужие песни петь умеет,
Насекомых ест всех … (грач) А всё же голос свой имеет. (скворец)
Жить чужим птенцам мешает, Встала птица на ходули.
А своих она бросает. Ищет корма по пути.
И в лесу возле опушки На бегу ли, на ходу ли,
Счёт годам ведёт… (кукушка) Ей с ходулей не сойти. (Журавль)
Пёстрая крякуша, Птица медленно плывёт,
Ловит лягушек. Словно белый параход.
Ходит вразвалочку, Горделива и красива,
Спотыкалочку. (утка) Терпелива и пуглива. (лебедь)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеей, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Воспитатель: Ребята, у все взрослых есть дети. У людей – это вы, ребята. У животных – детёныши. И у птиц тоже есть детёныши, а называются они птенцами. У каждой птицы свои детёныши. Давайте посмотрим у какой птицы кокой птенец.
У грача – грачонок;
У аиста – аистёнок; (аистята)
У журавля – журавлёнок;
У кукушки – кукушонок;
У лебедя – лебедёнок;
У скворца – скворчонок;
У утки – утёнок.
Воспитатель: А теперь мы поиграем. Берите картинки. Мамы сидят в своём гнезде, а птенцы летают. Музыка закончилась, мама подлетает к своему птенцу (и наоборот).Раз, два, три, мама деточку найди (детка мамочку найди).(Сели)
5. Словообразование.
Давайте рассмотрим птиц поподробней. Посмотрите
У грача крылья чёрные, какой? чернокрылый;
У соловья голос звонкий, он какой? (звонкоголосый);
У аиста (журавля) ноги какие? (длинные, он какой? … (длинноногий);
У аиста (журавля) клюв клюв? (длинный, он какой?. (длинноклювый);
У трясогуски хвост какой? (длинный, она какая?. (длиннохвостая);
У ласточки крылья какие? (острые, она какая? (острокрылая);
У лебедя шея какая? (длинная, он какой? … (длинношеей);
У лебедя ноги какие? (красные, он какой? … (красноногий);
6. Стихотворение с движениями «Хочу быть птичкой».
Встали возле стульчиков:
Я по улице гулял, (Дети делают движения указательным и средним пальцами рук, обозначающие ходьбу).
Галок и ворон считал: (Скрещивают перед собой кисти рук, имитируя птиц).
Раз два, три, четыре, пять, (Загибают поочерёдно пальцы рук, начиная с большого,
Буду я считать опять. а затем с мизинца).
Рот открыл, смотрю я в небо, (Поднимают голову вверх).
Вправо, влево. Я там не был. (Делают повороты головой).
Птичкой захотел я стать (Частот взмахивают руками через стороны
И руками стал махать. вверх, вниз, кисти напряжены).
Крылья вверх и крылья вниз, (Плавно взмахивают руками.
Только слышен ветра свист. (Вращают указательными пальцами рук,
поднятых вверх).
Я подпрыгнул, - чтоб взлететь, (Подпрыгивают).
Но пришлось на землю сесть. (Приседают).
7. Задачка.
Воспитатель: А теперь для вас задачка, птиц сумейте посчитать.
Было их сначала пять.
Одна улетела, а другие запели.
Сколько их пело? (4)
И пели четыре, пока не сморила усталость,
Одна улетела, и сколько осталось? (три)
Сидели втроём им немного скучалось,
Две улетели, а сколько осталось? (одна).
Воспитатель: Молодцы! Вод видишь, Старичок – Лесовичок, как много знают о птицах наши ребята.
С. Л. : Да, порадовали вы меня ребята. Вы не только много знаете, но и хорошо умеете считать. Посмотрите, какая нарядная и яркая птица сидит рядом со мной. Она не улетела в тёплые края. Почему?
Дети: Это снегирь, он не улетает. Это зимующая птица.
Л. С. : Мой снегирь не просто так прилетел к вам в гости. Он в благодарность за то, что вы так много знаете о птицах принёс вам угощенье. Ну а мне пора в лес возвращаться. Впереди зима долгая, буду лес охранять да сказки сочинять. А вы знаете сказки о птицах?
Дети: Да. «Гуси – Лебеди», «Гадкий утёнок», «Серая шейка», «Дикие лебеди»…
Л. С. : Молодцы! До свидание.
Воспитатель: Старичку – Лесовичку понравилось как рассказывали о птицах. Скажем всем до свидания.