Наталья Цуранова
Перспективное планирование по развитию речи для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «речевое развитие»
СЕНТЯБРЬ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
«Здравствуй, детский сад» (разные помещения) «Давайте познакомимся!»
Цель: дать представление о правилах речевого этикета во время знакомства, отрабатывать четкое произношение речевых формул этических выражений, учим детей отвечать на опросы воспитателя полным предложением
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 12
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи для старшей группы» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Темочки
Чтение худ. Произ. «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель: формируем у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать умение исправлять свои ошибки прося прощение, развиваем диалогическую речь. Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 11
2
«Осень разноцветная» «По следам осени»
Цель: продолжать развивать связанную речь : умение составлять небольшие рассказы описательного характера, опираясь на рассказ, образец воспитателя и карточки с природными явлениями. Работать над формированием грамматического строя речи : учить подбирать слова-родственники (однокоренные, слова-друзья (синонимы, слова-недруги (антонимы)
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 18
3
«Едет с поля урожай!
(овощи-фрукты)
«Овощи»
Цель: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с сущ-ными Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 10
«Фрукты»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать прилагательные от сущ-ных, уменьшительно-ласкательные формы сущ-ных, развивать словарь Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 16
4
«Сибирь – край в котором я живу»
Традиции и обычаи сибиряков (региональный компонент)
Пересказ произведения Л. Толстого «Лев и собачка»
Цель: учить пересказывать текст, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, глаголами, синонимами.
Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 49
ОКТЯБРЬ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
«Дары леса»
(грибы, лесные ягоды)
Пересказ худ. произ. Я. Тайца «По грибы»
Цель: учим детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, соотносить действие с его названием.
Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 18
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Цель: учим детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи глаголы, упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
стр. 204
2
«Осенняя одежда»
(Одежда, обувь, головные уборы) «Одежда»
Цель: уточнить названия одежды; закрепить понятия : верхняя, демисезонная, зимняя, повседневная и т. д. уметь называть отдельные детали одежды, познакомить детей с названиями материалов
Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 50
3
«Деревенское подворье»
(домашние животные и птицы осенью. Забота человека о них0 «Братья наши меньшие (кто с нами живёт)»
Цель: уточнить с систематизировать знания детей: о названиях домашних животных и их детенышей, о их пользе, месте их содержания. Продолжаем учить детей отвечать на вопросы полно и односложно. Развиваем умение составлять рассказы описательного характера по наглядности О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 103
Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Цель: учим детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, придумывать концовку; учим подбирать точные слова для характеристики действий; уточняем и закрепляем правильное произношение звуков с и з, учим дифференцировать эти звуки на слух. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
стр. 197
4
«Ребятам о зверятах»
(Дикие животные осенью. Животный мир севера) Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок. Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 15
5
«Осенины»
(поздняя осень) Чтение худ. произ. «У природы нет плохой погоды» (по произ. Трутневой, Плещеева)
Цель: учить эмоционально воспринимать стихи понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, развивать координацию движений с речью Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 21
Составление рассказа по скороговорке
Цель: формировать навыки связной речи; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения. Называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
стр. 202
НОЯБРЬ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
«Веселый светофор»
(транспорт дорожная безопасность. Профессии)
«Улицы города. Правила дорожного движения»
Цель: закрепить и систематизировать имеющиеся у детей знания и представления об улицах города, дорожных знаках и правилах дорожного движения. Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно или кратко. Продолжаем учить детей сравнивать, делать общения, рассуждать, задавать вопросы. О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 116
2
«Синичкины именины»
Птицы (перелетные, мигрирующие осенью) «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами, уточнить понятие «перелетные», «водоплавающие». Образовывать сущ-ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставные глаголы Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 25
Творческое рассказывание «Почемучки»
Цель: учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами, соблюдать интонацион-ную выразительность Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 28
3
«Я и моя семья»
(человек, семья) «Семья»
Цель: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга. Развивать связанную речь детей: умение составлять небольшие рассказы последовательно, самостоятельно. Обогащать словарь детей. О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 39
4
«Что такое хорошо, и что такое плохо»
(Культура поведения и этикет) «Как себя вести»
Цель: закрепить представления детей о навыках речевого поведения в разнообразных ситуациях. Формировать умение давать оценку поступкам литературных героев, своим постпкам и поступкам своих товарищей. Побуждать стоить короткий рассказ, слушаь партнера, поддерживать диалог. О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 43
Чтение худ. произ. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произ. Михалкова, Благининой)
Цель: продолжать учить эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его идею и содержание воспитывать дружеские отношения м\у детьми Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 32
ДЕКАБРЬ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
«Начало зимы» (зима и зимующие птицы) «Зима»
Цель: обощить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксом, род. п. мн. ч., подбирать однокоренные слова, упражнять в составлении предложений, активизировать словарь по данной теме. Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 37
«Зимующие птицы»
Цель: закрепить и уточнить названия зимующих птиц, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь.
Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 40
2
«Путешествуем по планете Земля» (Разнообразие растительного и животного мира) «Животные жарких стран»
Цель: уточнить названия животных жарких стран и их детенышей; внешние признаки, строение, характерные повадки; учить понимать и применять значение крылатых выражений, закрепить словарь по данной теме.
Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 72
3
«Дом, в котором я живу»
(мебель, посуда, дом и его части) «Мебель»
Цель: уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую мебель, мебель для спальни; образовывать существительные род. п., уменьшительно-ласкательную форму сущ-ных, прилагательные от сущ-ных; подбор слов- антонимов; согласовывать прилагательные с сущ-ными.
Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 45
«Посуда»
Цель: закрепить знания детьми сказки К. Чуковского «Федорино горе». Расширять знания детей о посуде и кухонной утвари. Упражнять в образовании однокоренных существительных, обозначающих предметы быта.
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 59
4
«Новогодние чудеса» Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза»
Цель: активизация детского воображения, подготовка к литературно-словестному творчеству, использование различных синтаксических конструкций. Употребление согласованных существительных и глаголов Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 39
ЯНВАРЬ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
Новогодние каникулы
2
«Зимние забавы»
(зимние игры, развлечения, спорт)
«Зимние забавы»
Цель: продолжать развивать связанную речь : умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное; последовательно и выразительно рассказывать. Упражнять в подборе слов-родственников, слов-синонимов. Обогатить словарь детей определениями, глаголами.
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 99
Рассказывание из личного опыта «Игры зимой»
Цель: учить составлять связанный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы
Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
стр. 228
3
«Иркутск – середина земли»
(мой город, улица)
Чтение худ. произ. «Жадная душа – дез дна ушат» (по произ. Я. Акима, З. Александровой)
Цель: учить чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, развивать диалогическую речь. Формировать способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях
Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 51
4
«В мире полезных вещей»
(инструменты, электроприборы, техника безопасности)
«Техника-наша помощница»
Цель: закрепить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту и окружающей жизни. Упражнять в образовании мн. ч. сущ-ных, глаголов. Активизировать употребление в речи детей сложных слов. Закрепить умение отгадывать и придумывать загадки.
В. Н. Макарова и др.
«Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников»
стр. 36
Пересказ сказки «Петух и собака»
Цель: учим пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.
Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
стр. 232
ФЕВРАЛЬ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
Экологический лабиринт
(Комнатные растения. Огород на окне)
Рассказывание из личного опыта «Наш живой уголок»
Цель: учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать отбирать для рассказа интересное содержание. Учить употреблению трудных форм род. п. мн. ч. существительных, воспитывать уение задавать друг другу вопросы
.
Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
стр. 218
2
«Чем пахнут ремесла» (профессии)
«Все работы хороши»
Цель: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названии и роде деятельности. Активировать словарь детей соответствующими словами. Учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Воспитывать уважение к труду взрослых О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 67
«Все профессии хороши»
Цель: развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях. Учить образовывать названия профессий от действий. Обогащать словарный запас детей. Т. И. Петрова. Е. Л. Сергеева
«Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2»
стр. 47
3
«День защитника Отечества»
(военный транспорт, военные профессии) «День защитника Отечества»
Цель: уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по данной теме
Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 62
4
«Как зима с весной встречались»
(весенняя капель, масленица.
народные игры)
«Ранняя весна»
Цель: уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, составлять рассказ по картинно-графическому плану, развивать словарь по данной теме
Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 76
Составление описательного рассказа «Зима»
Цель: учим при описании событий указывать время действия, учим подбирать определения к заданным словам. Приучаем правильно пользоваться интонацией вопроса.
Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
стр. 237
МАРТ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
«Весенний перезвон!
(весна, праздник мам)
«8 марта – женский день»
Цель: учить составлять рассказы из личного опыта самостоятельно, последовательно, без пауз и повторов. Упражнять в образовании наречий из прилагательных. Воспитывать любовь и уважение к маме
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 134
2
«Азбука здоровья»
(человек и его организм)
«Правила гигиены»
Цель: закрепить знания детей о туалетных принадлежностях, их назначении, частей тела. Обогащать словарь детей новыми словами. Учить подбирать прилагательные и глаголы к соответствующим сущ-ным, согласовывать сущ-ные с притяжательными местоимениями (мой, твой, наш) в роде и числе.
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 146
Пересказ произведения К. Ушинский «Лекарство»
Цель: воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому человеку – маме, учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов, закреплять умение последовательности в пересказе Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 75
3
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
(продукты, витамины, моя безопасность)
«Если хочешь быть здоров»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о культурно-гигиенических навыках, физическом развитии и правилах питания, их влиянии на здоровье человека. Развивать связанную речь : умение говорить последовательно, логично излагать свои мысли. Развивать память, опираясь на прошлый опыт.
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 74
4
«Мир книги»
(знакомство с творчеством детских писателей) «Сочиняем стихи»
Цель: развивать интерес к поэтическому литературному жанру. Упражняем в придумывании небольших стихов. Развиваем слуховое внимание. Обогащаем словарный запас соответствующей лексикой.
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 48
Творческое рассказывание. Веселые загадки.
Цель: дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм, составлять загадки самостоятельно
Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 84
АПРЕЛЬ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
«Мир книги»
(знакомство с творчеством детских писателей)
региональный компонент
2
«Ох, уж эта сказка!»
(Русские народные и авторские) «Что за прелесть эти сказки!»
Цель: развивать у детей творческое мышление, мышление при составлении сказок по иллюстрациям, ситуациям. Учить связанно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы и присказки русских народных сказок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 184
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Цель: учим понимать эмоционально-образное содержание произведения, содержание сказки; учим пересказывать сказку по частям самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 101
2
«Этот загадочный космос»
(день космонавтики)
«Ракета летит к звездам»
Цель: активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства. Развитие навыков творческого рассказывания. Умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Учить детей четко и грамотно произносить слова.
О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова
«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»
стр. 166
3
Животный мир морей и океанов «Рыбы»
Цель: развивать диалогическую речь детей, побуждать их к речевой фантазии. Учить придумывать диалоги на заданную тему, отвечать на вопросы точными ответами Т. И. Петрова. Е. Л. Сергеева
«Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2»
стр. 29
«Рыбы» (продолжение)
Цель: активизировать диалог. Развивать монологическую речь детей, продолжать учить составлять небольшие связанны рассказы на заданную тему Т. И. Петрова. Е. Л. Сергеева
«Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2»
стр. 29
5
«Земля- наш общий дом»
(Весна, сад, парк, лес, луг) «Весна»
Цель вызвать эмоциональный отклик на весенние изменения в природе; обучить навыкам составления по картине описательного рассказа, обогащать словарный запас. активизировать в речи детей сравнения Т. И. Петрова. Е. Л. Сергеева
«Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2»
стр. 74
МАЙ
Тема недели Содержание деятельности Литература
1
«Ни что не забыто, ни кто не забыт»
(День Победы)
Рассказ воспитателя о Дне Победы
Цель: обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы, активизировать знания о Российской армии – защитнице страны. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
стр. 148
2
«Скоро лето!»
(цветы, насекомые, лето)
«Лето»
Цель: обобщить и систематизировать занятия детей о лете, характерных признаках упражнять в подборе слов действий, признаков, составлять творческие рассказы
Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 88-90
«Насекомые»
Цель: познакомить детей понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться составлении предложений с предлогами, развивать словарь по данной теме. Кузнецова Е. В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»»
стр. 90
3
«Вот и стали мы на год взрослей»
(чему мы научились)
«О дружбе и друзьях»
Цель: воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказать свою точку зрения. Четко отвечать на поставленные вопросы. Продолжать развивать диалогическую речь. Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные. Т. И. Петрова. Е. Л. Сергеева
«Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2»
стр. 65
4
Безопасность летом
Пересказ худ. произ. Л. Толстого «Пожарные собаки»
Цель: учить связанно и выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя, учить подбирать определенные антонимы и синонимы, упражнять в составлении предложений-путаниц, развивать чувство ритма и рифмы. Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»
стр. 30
«Для чего нужны дорожные знаки»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и их значении в жизни человека. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, речь.
Елжова Н. В.. «ПДД в детском саду»
стр. 42