Царева Мария
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Использованная литература:
1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».
2. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», ч. 1 и 2. Москва «Баласс», 2007.
3. М. А. Васильева, В. В. Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.
4. Н. Ф. Виноградова «Рассказы-загадки о природе». «Вентана-Граф», 2007.
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
5. Н. В. Новоторцева «Обучение грамоте». «Академия, к.»,1999.
6. Т. А. Торыгина «Какие месяцы в году?», развитие речи в д/с. Москва, 2000.
пгт. Пристань-Пржевальск
2016- 2017 уч. г.
Сентябрь
Знакомство с нашими героями. «Игрушки»
ЦЕЛЬ: Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
Заучивание наизусть: «Мяч» С. Я. Маршак
ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.
«Фрукты-овощи»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.
Познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;
развивать речь. Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи.
«Чтение стихов о поздней осени»
ЦЕЛЬ: Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать отрывки стихотворений.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 37
Заучивание потешки "Киска"
ЦЕЛЬ: Учить помочь детям запоминать потешку, выразительно произносить её.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 29
Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
ЦЕЛЬ: Порадовать детей чтением сказки. Поупражнять в инсценировке отрывков из произведения.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 30
«Пересказ сказки «Репка»
ЦЕЛЬ: Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Пересказ сказки «Теремок»
ЦЕЛЬ: Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины, характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.
Октябрь
«Осень»
ЦЕЛЬ: Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь.
Рассказывание по картине «Осенний день» Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию.
Заучивание русской народной песенки «Тень-теньпотетень»
ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 32
«Овощи и фрукты. «Что нам осень подарила?».
ЦЕЛЬ: Загадывание загадок об овощах и фруктах». Расширять представления детей об овощах и фруктах, учить группировать предметы, называть овощи, фрукты, отмечать их качественные признаки.
«Рассказывание из личного опыта на тему «Мои домашние животные»
ЦЕЛЬ: Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Учить рассказывать на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Учить правильно называть животных, их части тела. Продолжать работу по углублению знаний о животных. 2. Учить описывать картину в определнной последовательности.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 37
Рассказывание из личного опыта на тему «Мой родной край» ЦЕЛЬ: 1. 1. Учить называть свой родной посёлок, улицу. 2. Учить называть улицу, на которой стоит детский сад. 3. Знакомить с достопримечательностями родного края. 4. Воспитывать гордость и любовь к родному поселку.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 33
«Дом»
ЦЕЛЬ: Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Звуковая культура речи : звуки «з» и «з*».
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в произношении изолированного звука «з» (в словах, слогах); учить произносить звук «з» тврдо и мягко; различать слова со звуком «з» и «з*».
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 31
«Изменение в природе в октябре»
ЦЕЛЬ: Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.
«Лес осенью»
ЦЕЛЬ: Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении» Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь. Заучивание наизусть: А. Плещеев «Осенью» Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.
Ноябрь
«Мебель»
ЦЕЛЬ: Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель
«Семья»
ЦЕЛЬ: Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Посуда» Звуковая культура речи : звук «Ц» ЦЕЛЬ: 1. Закрепить обобщающее понятие: посуда. Познакомить с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная. Закреплять правила поведения за столом.
2. Упражнять детей в произнесении звука «Ц» изолированно, в слогах, в словах. «Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 35
«Одежда»
ЦЕЛЬ: Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем.
«Звери»
ЦЕЛЬ: Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;
«Домашние животные»
ЦЕЛЬ: Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с русской народной сказкой (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 42
Игра - инцинировка "У нас в гостях медвежонок"
ЦЕЛЬ: Учить детей замечать в группе присутсвие незнакомого человека, приветствовать и приветливо разговаривать с ним.
Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 60
Декабрь
«Зима»
ЦЕЛЬ: Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения
Рассказывание по картине «Зимние развлечения» Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.
Заучивание наизусть: И. Суриков «Зима
ЦЕЛЬ: Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И. Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.
«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу».
ЦЕЛЬ: Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.
Елка» К. Чуковский
ЦЕЛЬ: Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.
Рассказывание по сюжетной картине «Зима»
ЦЕЛЬ: Чтение и заучивание стихотворения о зиме. Учить составлять предложения по сюжетной картине, согласовывать слова в предложении, определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток, характеризовать настроение и состояние людей. Приобщать детей к поэзии.
Помогать запомнить и выразительно читать стихотворения.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 43, 45
Чтение и заучивание стихотворения о зиме Плещеева «Белый снег пушистый…». ЦЕЛЬ: Приобщать детей к поэзии. Помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 43
Чтение русской народной сказки «Зимовье».
ЦЕЛЬ: Помочь детям вспомнить знакомые им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье»
«Занятия по развитию речи» Соколова-Микитова) В. В. Гербова стр. 47
Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
ЦЕЛЬ: Учить рассматривать картину и рассказывать по ней в определнной последовательности; учить придумывать название картины.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 50
Январь
Составление рассказа по картинке «В лесу»
ЦЕЛЬ: Помогать рассматривать и описывать картину в определнной последовательности. Продолжать учить придумывать название картины.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 55
Звуковая культура речи : звук «Ш».
ЦЕЛЬ: Показать детям артикуляцию звука «Ш», учить чтко произносить звук изолированно, в слогах, в словах.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр.
Звуковая культура речи : звук «Ж».
ЦЕЛЬ: Чтение любимых стихотворений. заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что нужно придумать». Упражнять в правильном и чтком произношении звука «Ж» изолированно в звукоподражательных словах; умении определять слова со звуком «Ж»
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 48, 51
Звуковая культура речи : звук «Ч»
ЦЕЛЬ: Объяснить, как правильно произносить звук «Ч», упражнять в произнесении звука изолированно, в словах, в стихах.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 53
«Животные жарких стран»
. ЦЕЛЬ: Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.
Птицы»
ЦЕЛЬ: Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым
Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»
ЦЕЛЬ: Помочь вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 52
Февраль
«Рыбы»
ЦЕЛЬ: Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки;
упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Хлебные продукты»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь
«Молочные продукты»
ЦЕЛЬ: Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Транспорт»
ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу. Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.
Март
«Весна»
ЦЕЛЬ: Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Готовимся встречать весну и Международный женский день
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со стихотворением Плещеева А. «Весна». Поупражнять в умении поздравлять с праздником.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 59
«Правила дорожного движения. Светофор»
ЦЕЛЬ: Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.
«Театр, музыкальные инструменты»
ЦЕЛЬ: Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.
«Спорт»
ЦЕЛЬ: Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.
Звуковая культура речи : звук «Щ-Ч»
ЦЕЛЬ: Упражнять в правильном произнесении звука «Щ» и дифференциация звуков «Щ» и «Ч».
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 60
Составление рассказов по картине
ЦЕЛЬ: Проверить, умеют ли дети придерживаться определнной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. «Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 62
Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 63
Апрель
«Детский сад»
ЦЕЛЬ: Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь
«Профессии»
ЦЕЛЬ: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.
«Лес. Деревья. «Плоды, семена.»
ЦЕЛЬ: .Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей., учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;
«Комнатные растения»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения
Звуковая культура речи : звук «Л-Л*»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в чтком произнесении звука «Л» в звукосочетаниях, словах, фразовой речи. Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками «Л-Л*»
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 63
Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинами.
ЦЕЛЬ: Учить создавать картину и рассказывать о е содержании. Развивать творческое мышление.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 65
Заучивание стихотворения Ю Кушака «Оленнок» Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»
ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 66
Май
«День Победы. Военная техника»
ЦЕЛЬ: Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.
Звуковая культура речи : звук «Р, Р*»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в чтком и правильном произнесении звука «Р» изолированно, в чистоговорках, в словах.
«Занятия по развитию речи» В. В. Гербова стр. 69
«Насекомые»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.
«Лето»
ЦЕЛЬ: Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.
«Ягоды»
ЦЕЛЬ: Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.