Лучший педагог года

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Тишкова Татьяна
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Перспективное планирование

по развитию речи

по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

в старшей группе.

Пояснительная записка

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Публикация «Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

К концу года дети должны уметь

Участвовать в беседе; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника; составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения; определять место звука в слове;

СЕНТЯБРЬ.

1. Пересказ сказки «Лиса и рак». (Занятие№1)

Задачи: Уметь связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Уметь образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно).Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).Воспитывать любовь к народному творчеству.

2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». (Занятие№2)

Задачи: Уметь составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Уметь отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. Развивать творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание.

3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки». (Занятие№3)

Задачи: Уметь давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.

Уметь произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом, произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. .

4Составление рассказа по скороговорке. (Занятие№4)

Задачи: Формировать навыки связной речи.

Уметь использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).Развивать слуховое внимание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

ОКТЯБРЬ.

1. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют (Занятие№5.)

Задачи: Уметь выразительно пересказывать текст.

Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.

2. Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом». (Зантие№6.)

Задачи: Уметь составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины.

Уметь подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли. Воспитывать устойчивое внимание.

3. Составление рассказов на темы стихотворений. (Занятие№7.)

Задачи: Уметь рассказывать связно, не отступая от заданной темы.

Упражнять в образовании названий детенышей животных в И. п. и Р. п. мн. ч. ; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Уметь выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; уметь делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

Развивать слуховое внимание. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

4. Составление рассказа на заданную тему. (Занятие№8.)

Задачи: Уметь составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И. п. и Р. п. мн. ч. ; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Уметь подбирать слова, сходные по звучанию.

Развивать творческие способности детей в составлении рассказов.

Воспитывать устойчивый интерес к занятию.

НОЯБРЬ.

1. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». (Занятие№9.)

Задачи: Уметь выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.

Научить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Уметь пользоваться восклицательной интонацией.

Развивать умение внимательно слушать произведение. Воспитывать усидчивость.

2. Составление рассказа по картине «Ежи». (Занятие№10.)

Задачи: Научить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).

Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах.

Развивать наблюдательность при рассматривании картины. Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

3. Составление рассказа на тему «Домашнее животное». (Занятие№11.)

Задачи: Уметь рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Уметь употреблению трудных форм Р. п. мн. ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы.

Уметь выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга.

4. Составление описательного рассказа о предметах посуды. (Занятие№12.)

Задачи: Уметь составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

Уметь сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий, многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).Развивать внимание, память. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

ДЕКАБРЬ.

1. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». (Занятие№13.)

Задачи: Уметь передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных) ; закрепить умение употреблять трудные формы Р. п. мн. ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.

Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова.

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.

2. Составление рассказа по картине «Река замерзла».(Занятие№14.)

Задачи: Уметь составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», уметь различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги.

Развивать интерес к составлению рассказов по картине.

Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их.

3. Составление рассказа на тему «Игры зимой». (Занятие№15.)

Задачи: Уметь составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.

Употреблять предлоги с пространственным значением.

Уметь отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.

Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга.

4. Составление рассказа на темы скороговорок. (Занятие№16.)

Задачи: Уметь самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р. п. мн. ч. существительных.

Различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию.

ЯНВАРЬ.

1. Пересказ сказки «Петух да собака». (Занятие№17.)

Задачи: Уметь пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.

Подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р. п. мн. ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

2. Составление рассказа по картине «Северные олени».(Занятие№18.)

Задачи: Уметь составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.

Уметь подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц».

Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины.

3. Составление описательного рассказа на тему «Зима».(Занятие№19.)

Задачи: Уметь при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).

Уметь подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

Развивать речь как средство общения.

Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.

ФЕВРАЛЬ.

1. Ознакомление с предложением. (Занятие№20.)

Задачи: Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

Уметь подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; произносить чистоговорки с разной силой голоса.

Развивать слуховую память, связную речь.

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

2. Пересказ сказки «Лиса и кувшин». (Занятие№21.)

Задачи: Уметь рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; уметьв игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова.

Уметь произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

Развивать интерес к устному народному творчеству.

Воспитывать устойчивое внимание.

3. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком. (Занятие№22.)

Задачи: Уметь составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.

Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.

Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

Развивать интерес к миру животных.

Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей.

4. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». (Занятие№23.)

Задачи: Уметь самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.

Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.

Закреплять представления о слоге и ударении.

Развивать воображение.

Воспитывать устойчивый интерес к занятию.

МАРТ.

1. Составление рассказа на заданную тему. (Занятие№24.)

Задачи: Уметь составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения.

Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

Развивать интерес к окружающему.

Воспитывать речевую активность.

2. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». (Занятие№24.)

Задачи: Уметь связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.

Подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях.

Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток - чистоговорок).

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

3. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. (Занятие№25.)

Задачи: Уметь составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.

Подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно.

Различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей.

4. Сочинение на тему «Приключения зайца». (Занятие№26.)

Задачи: Уметь придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

Развивать память, мышление.

Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

АПРЕЛЬ.

1. Составление рассказа на предложенную тему. (Занятие№27.)

Задачи: Уметь составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.

Самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

Развивать творческие способности в составлении рассказов.

Воспитывать интерес к занятию.

2. Составление рассказа на предложенную тему. (Занятие№28.)

Задачи: Уметь составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.

Уметь самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

Развивать творческие способности в составлении рассказов.

Воспитывать интерес к занятию.

3. Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик». (Занятие№29.)

Задачи: Уметь пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).

Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий.

Активизировать в речи названия профессий и действий; уметь называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

4. Составление рассказа по картине «Зайцы». (Занятие№30.)

Задачи: Уметь составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

Уметь образовывать существительные от глаголов (продавать –продавец) и прилагательных (веселый – весельчак).

Уметь определять ударение в двухсложном слове.

Развивать интерес к миру животных.

Воспитывать организованность, дисциплинированность.

МАЙ.

1. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка». (Занятие№31.)

Задачи: Уметь составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Уметь построению сложных предложений в ситуации письменной речи.

Давать задания на образование слов – названий профессий.

Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку.

Воспитывать устойчивый интерес к занятию.

2. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». (Занятие№32.)

Задачи: Уметь связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки.

Понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

3. ДИАГНОСТИКА.

4. ДИАГНОСТИКА.

Публикации по теме:

Перспективное планирование «Я и моя семья» в старшей группе Тема: Я и моя семья. Сроки: 1 неделя октября. Цель: расширять знания детей о самих себе, о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать.

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе Перспективно- тематический план По познавательному развитию (ФЭМП) 2019-2020 учебный год ОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе Перспективное планирование по образовательной области: художественно-эстетическое развитие (рисование) Старшая группа 2019 – 2020 уч. г.

Перспективное планирование по ПДД в старшей группе Перспективное планирование по ПДД в старшей группе Задачи: - расширить знания о грузовом транспорте; - познакомить со специальным транспортом;.

Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе Перспективное планирование по развитию речи по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе. воспитатели второй.

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе Перспективное планирование по развитию речи 2 средняя группа «Звёздочка» месяц № тема задачи Стр. Сентябрь 1 Беседа с детьми на тему "Надо.

Перспективное планирование по социализации в старшей группе Перспективное планирование образовательной области Социализация (Социально- личностное направление) «Социализация» старшая группа Ме сяц.

Перспективное планирование по ЗОЖ в старшей группе Месяц № недели Тема ООД Цели деятельности педагога Литература Сентябрь 1 03.09 Готовимся к школе. Что умеют будущие первоклассники? Диагностика.

Перспективное планирование в старшей логопедической группе (декабрь, январь, февраль, март, апрель, май) 25 «Украшения из снежинок» Передать ажурность линий снежинок в полоске или круге. отрабатывать.

Перспективное планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте Планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшей группе" Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна МБДОУ».

Автор публикации:
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 16:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД