МААМ-картинки

Перспективное планирование по теме «Овладение дошкольниками родным языком через приобщение к устному народному творчеству»

Марина Валентиновна Четверткова
Перспективное планирование по теме «Овладение дошкольниками родным языком через приобщение к устному народному творчеству»

Занятия по познавательному развитию: «Приобщение к народным истокам».

Задачи: воспитание любви к Родине, к своему родному краю, его природе, привитие интереса к жизни русского народа, его культуре, способствовать пробуждению интереса к национальному искусству.

1 «В гостях у бабушки в деревне».

Публикация «Перспективное планирование по теме „Овладение дошкольниками родным языком через приобщение к устному народному творчеству“» размещена в разделах

Цель: прививать чувство любви к родному посёлку, его красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелёгкий, но благородный труд.

2 «Быт и основные занятия тамбовских крестьян».

Цель: продолжать знакомить детей со стариной, бытом, образом жизни крестьянства, с орудиями труда на селе. Закрепить знания пословиц, поговорок, хороводных игр, закличек. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Развивать интерес к истокам родного края.

3 «Предметы русского быта».

Цель: познакомить детей с крестьянской избой, её убранством, утварью; воспитывать уважение, бережное отношение к традициям русского народа.

4 «Одежда наших предков».

Цель: познакомить детей с историей мужской одежды, воспитывать уважение и бережное отношение к традициям русского народа.

5 «Знакомство с русским костюмом».

Цель: познакомить детей с историей русского национального костюма (женского, его элементами, особенностями: ткань, окрас, юбка, кофта, и т. д., воспитывать любовь к русской национальной одежде.

6 «Занятие – беседа «кукла» в национальном костюме».

Цель: знакомить с бытом русского народа в доступной для детей форме. Продолжать рассказывать о русском костюме. Формировать эстетический вкус.

7 «Знакомство с русской кухней».

Цель: продолжать знакомить детей со стариной; с основными продуктами питания русского человека, с пословицами и поговорками о пище; воспитывать любовь к русским обычаям.

8 «Каша – мать наша».

Цель: дать знания о русских обычаях (еда в пост, мясоед); познакомить с внешним видом культурных растений: пшеницей, овсом, гречихой, просом. Закрепить знание о цикле выращивания их человеком, об условиях, необходимых для их произрастания и созревания. Уточнить знания детей о процессе приготовления каши (зерно, колос, крупа, каша). Продолжать знакомить со старинными предметами обихода (печь, чугун, ухват, горшок). Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

9 «Игры в уголке «русской избы» по темам: «Как люди жили раньше», «Старинная русская одежда», «Знакомство с предметами быта».

10 «Русские посиделки».

Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

11 «Приди весна, приди красна».

Цель: дать детям представление о встрече весны, продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями малого жанра; закличками, пословицами, поговорками. Воспитывать любовь к русскому языку и народным традициям.

12 «В гости к деревьям».

Цель: закрепить представление детей о берёзе, воспитывать бережное отношение к деревьям.

13 «Беседа на тему: «Что мы знаем о птицах?»

Цель: прививать любовь к птицам, учить заботится о них.

14 Экскурсия в краеведческий музей.

Занятия по развитию речи.

Задачи: формировать живую образную речь детей через приобщение их к устному народному творчеству.

1 Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формирование представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить чётко произносить их, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной.

2 Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

Цель: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц.

3 Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: учить детей понимать содержание и значение пословицы, связывать её значение с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить с детьми знакомые им считалки; помочь заучить текст народной игры «Панас».

4 Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цель: учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; уточнить представление у детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи, учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.

5 «Путешествие по стране Загадайке».

Цель: развивать интерес детей к произведениям народного творчества; продолжить формирование умения составлять загадки; воспитывать любовь к чтению произведений устного народного творчества.

6 Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.

7 Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».

Цель: учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов.

8 Составление рассказов по пословицам.

Цель: дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение.

9 Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Два товарища».

Цель: познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословиц с определённой ситуацией; учить пересказывать текст.

10 Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Цель: учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами – онок, - енок.

11 Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; ввести в речь детей фразеологизмы («душа в душу», «водой не разольёшь»); учить придумывать другое, непохожее окончание сказки.

12 Творческое рассказывание «Сочиняем сказку по пословицам и поговоркам».

Цель: активизация детского воображения; подготовка к литературно – словесному творчеству; использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов.

13 Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цель: учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики», обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название (это пословица); учить пересказывать по частям самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам.

14 Творческое рассказывание «Сочиняем сказки».

Цель: развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, продолжать упражнять в придумывании загадок

15 Составление рассказов по пословицам.

Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, пословицы и чистоговорки); учить пониманию переносного значения образных выражений; формировать выразительность, точность речи.

16 Чтение нанайской сказки «Айога». Анализ пословиц».

Цель: учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок, воспитывать отрицательное отношение к лени.

17 Творческое рассказывание «Весёлые загадки».

Цель: дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм, учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно.

18 Составление рассказов по пословицам и поговорка.

Цель: учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы); учить составлять рассказы по пословицам с использование образных выражений.

19 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмы.

Цель: учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать их речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

20 Рассказывание по серии картинок – иллюстраций «Пословицы и поговорки».

Цель: вызвать интерес при рассматривании иллюстраций, уметь рассказывать известные пословицы и поговорки по картинкам; активизировать речь, обогащать словарный запас.

21 Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.

22 Составление рассказов по пословице.

Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок: учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц; составлять по ним небольшие рассказы и сказки.

23 Литературная викторина «Наши любимые книги».

Цель: закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях; представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи детей: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

«Знакомство с народными промыслами»

1 Экскурсия в центр «Возрождение».

Цель: знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства. Развивать у детей интерес к народно – прикладному искусству. Воспитывать уважение к народным мастерам, развивать потребность создавать прекрасное.

2 Экскурсия в краеведческий музей.

Цель: ознакомление с экспозицией «Народные промыслы».

3 «Чудо – чудное, диво – дивное» (русские народные игрушки).

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству; желание научиться рисовать народные игрушки.

4 «Краса ненаглядная» (русские народные промыслы).

Цель: познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.

5 «Золотые руки мастеров».

Цель: воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к художественному материалу.

6 Наблюдение за работой мастеров народных промыслов : художника, мастерицы – вышивальщицы, мастера резчика по дереву.

7 Продуктивная деятельность детей: рисование и плетение «Ковры и половики наших бабушек», аппликация «Украшение полотенца», игры с карандашами и счётными палочками «Колодец», «Печь».

8 Рисование «Русский народный костюм» (рубаха, сарафан).

Цель: учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле рубахи. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме.

9 Рисование «Детский русский костюм».

10 Рисование «Украшаем кокошник».

Цель: знакомить с видами декоративно – прикладного искусства поделками из бисера, стекляруса. Учить выполнять композиции на кокошнике, соблюдая симметрию и используя простейшие элементы растительного и геометрического орнамента. Закрепить умение работать поролоновыми тампонами.

11 Развлечение «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка».

Цель: обобщить имеющиеся знания о народных промыслах.

«Традиции и обычаи»

Цель: знакомство с традициями и обычаями русского народа.

1 «Традиции россиян» (русские народные праздники).

Цель: познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.

2 Рассказ о праздновании Нового года на Руси.

3 «Уродилась Коляда накануне Рождества» (разучивание колядок, игр к празднику).

4 Знакомство с традициями Рождественских праздников.

5 Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени, зиме, весне, лете.

6 «Ждём весну, готовимся к Масленице».

Цель: рассказать о том, как празднуется Масленица, знакомство с приметами Сретенья.

7 Рассказ о старинных обычаях встречи весны (загадки, заклички, народные приметы).

8 Знакомство с весенним праздником Сороки. Изготовление жаворонков из теста.

9 Развлечение «Жаворонки весну кличут».

10 Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.

11 «Русские посиделки».

Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

12 Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности.

13 «Веселье и труд рядом живут» (развлечение для родителей, бабушек, дедушек).

14 «Играем в забытые детские игры».

Цель: формировать характер, волю, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

1. Знакомство с разными видами жеребьёвки.

2. Разучивание считалок, слов к играм.

3. Подвижные игры: «Молчанка», «Холодно – горячо», «Ручеёк», «Чепуха», «Лапта», «Жмурки», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем».

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Перспективное планирование по теме проекта «Зимующие птицы» для детей старшей группы Декабрь – февраль 2016 – 2017 уч. года Работа с детьми: Образовательная область «Познавательное развитие»: Наблюдения: • Наблюдение.

Перспективное планирование в подготовительной группе по теме «Школа» Перспективное планирование в подготовительной группе по теме "Школа Пискунова С. В. Цель: закреплять представления о школе и формировать.

Планирование тематического дня «9 июля — День земляники (по народному календарю — Давид-земляничник)»Планирование тематического дня «9 июля — День земляники (по народному календарю — Давид-земляничник)» 9 июля- Давид- земляничник. В этот день Православная церковь чтит преподобного Давида Солунского. По преданию, преподобный Давид получил.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по теме «Овладение дошкольниками родным языком через приобщение к устному народному творчеству»
Опубликовано: 24 сентября 2022 в 20:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД