Ольга Потапова
Перспективный план кружка по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы «Маленькие экономисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель кружка: формирование доступных финансово-экономических понятий, представлений и компетенций.
Задачи:
Блок «Труд – продукт»
Задачи:
- формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
Блок «Деньги, цена»
Задачи:
- дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран);
Публикация «Перспективный план кружка по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы „Маленькие экономисты“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны;
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия, достатка в жизни людей.
Блок «Реклама: желания и возможности»
Задачи:
- дать представление о рекламе, её назначении;
- поощрять у детей объективное отношение к рекламе;
- воспитывать разумные потребности;
- учить детей правильно воспринимать рекламу.
Блок «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»
Задачи:
- воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их — недостойно, это осуждается всеми;
- формировать представление о том, что предметный (вещный) мир - это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением;
- расширять знания о рациональном использовании вещей, бывших в употреблении.
Организация занятий кружка:
В старшей группе — 25 мин. Одно занятие в неделю во вторую половину дня.
Сроки Мероприятия Программное содержание
Блок «Труд – продукт»
Беседа «Поговорим о профессиях»
- Познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;
- Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию;
- Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий
Чтение В. Маяковского «Кем быть?»
- Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их назначении и роде деятельности
- Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию.
Чтение и обсуждение русской народной сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
- Формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка
- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);
- Учить выделять последовательность трудовых действий
Беседа «Профессии моих родителей»
- Воспитывать уважение к профессиям членов семьи ребёнка, гордость за их труд, профессиональные достижения
- Сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде
- Подвести к пониманию того, что родители заботятся о материальном благополучии своей семьи и особенно детей
- Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно.
Интерактивная игра «Едем на работу»
- Формировать умение соотносить различные профессии с инструментами.
Д/и «Маршруты товаров»
- Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности определенной группе: бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.
Интерактивная игра «Угадай, какая это профессия»
- Закрепить и уточнить знания детей о профессиях.
Д/и «Кто трудится, кто играет»
- Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).
Просмотр мультфильма: «Все профессии нужны, все профессии важны…»
- Показать взаимосвязь между людьми разных профессий.
Решение проблемных ситуаций.
- Приобщать детей к экономической действительности, учить думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.
Блок «Деньги, цена»
Беседа «Откуда у людей берутся деньги»
- Обогащать знания детей о профессиях.
- Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были
деньги, ему нужно трудиться.
Беседа «Что было, когда не было денег»
- Обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег.
- Дать детям представление о понятии «заменители» денег (самые разнообразные предметы, товары, представляющие ценность для людей); о первых деньгах — монетах, бумажных деньгах.
Сказка «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.
- Формировать представления о покупке, товаре, приобретённого за деньги.
Русская народная сказка «Вкусный хлеб»
- Формировать представления о продаже - обмен товара на деньги и о цене - денежное выражение стоимости товара или услуги.
Видео-экскурсия в магазин.
- Уточнять и закреплять понятия «цена», «ценник», «товары разной стоимости»; «касса», «кассир», «продавцы»
Д / и «Ярмарка игрушек»
- Формировать умения объективно оценивает игрушки по стоимости (примерно); адекватно использовать понятия «дорого — дёшево», «покупать», «продавать».
Интерактивная игра «Что можно и нельзя купить»
- Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.
Д/и «Что быстрее купят?»
- систематизировать знания детей о зависимости качества товара, его ценой и спросом на него.
Решение проблемных ситуаций.
- Приобщать детей к экономической действительности, учить думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.
Блок «Реклама: желания и возможности»
Сказка «Кот в сапогах» (Ш. Перро)
- Дать представление о рекламном агенте - лицо, сообщающее о чём-либо с целью привлечения внимания потребителей.
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
- Формировать представление о рекламе – информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю сделать нужную покупку.
Беседа «Зачем нужна реклама»
- Познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни;
- Определить имеющиеся у детей представления о рекламе.
Беседа «Какой бывает реклама»
- Расширять у детей представления о рекламе;
- Познакомить с видами рекламы.
Д/и «Отгадай товар»
- Закрепить знания детей о телевизионной рекламе, обогащать их словарь.
Д/и «Угадай, что рекламируют»
- Закрепить знания детей о понятии «реклама»; активизировать словарь детей; учить их работать в коллективе.
Решение проблемных ситуаций.
- Приобщать детей к экономической действительности, учить думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.
Блок «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»
Чтение и обсуждение литературного произведения «Федорино горе» К. Чуковский
- Расширить представление о домашнем труде.
- Формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятности.
«Про мышь зубастую да, про воробья богатого» В. И. Даль
- Расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой.
- Воспитывать чувство справедливости.
Беседа «Будем бережливы»
- Формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Беседа «Учимся беречь энергию»
- Привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
- Создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии
- Вовлечь детей в полезную деятельность по энерго и ресурсосбережению.
Интерактивная игра «Доходы и расходы»
- Дать понятия «расход», «доход», «заработная плата»; показать, что расходы бывают обязательными (основными) и необязательными (неосновными); воспитывать экономность, рациональное использование денег.
Д/и «Умелые руки»
- Воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей.
- Учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Интерактивная игра «Береги свет, тепло и воду»
- Обогатить и систематизировать знания детей о правилах рационального использования энергии, тепла, водных ресурсов в быту.
Решение проблемных ситуаций.
- Воспитывать бережное отношение к свету, теплу и воде.
- Приобщать детей к экономической действительности, учить думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.
Викторина «Занимательная экономика»
- Закрепление экономических знаний, полученных ранее;
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание,
мышление, воображение, навыки разумного ведения домашнего хозяйства;
-Формировать деловые качества личности, экономическое поведение;
- Воспитывать уважение к людям труда.