Ямбушева Валентина Евгеньевна
Перспективный план работы на экологической тропе с дошкольниками в течение учебного года
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Сентябрь
Название мероприятия
Воздух – невидимка
Цель:Как увидеть и услышать воздух?
Выявить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов, развивать умение слышать воздух. Знакомство с термометром.
Мероприятия
1. Приветствие «От тебя приятно пахнет как…» эколого-псих-е упр. на снятие коммуникативных барьеров, самораскрытие детей.
2. Беседа «Зачем нужен воздух?»
3 «Приятный запах или нет?», «Определи по запаху» - трен. глубокий вдох носом, научить различать запахи, видеть результат работы ветра.
Публикация «Перспективный план работы на экологической тропе с дошкольниками в течение учебного года» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Работа в раздевалке – приучать наблюдая из окна видеть силу ветра и одеваться в соответствии с погодой.
5. Наблюдение за растительным миром и влиянием на него воздуха
6. Рисунки мелом на асфальте «Растения, выросшие из семян парашютиков»
7. Измерение температуры воздуха.
Практические исследования и экспериментирование
Как увидеть и услышать воздух?
Цель: показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, в губке, в земле, всюду.
Оборудование: аквариум (у педагога, тазики с водой (у детей, стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочек губки, кусочек кирпича, горсть земли.
Ход
Педагог спрашивает у детей, что есть в пустой банке, в стакане. Опускает стакан с салфеткой в аквариум и спрашивает, почему не намокла салфетка. (Они отвечают.)
Педагог просит детей помахать рукой у лица и рассказать, какое при этом ощущение. А если подуть на руку, что при этом чувствуется? Он объясняет, что все эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, у руки, подводит детей к выводу, что воздух можно по-разному ощущать, хотя он и не виден. Затем дети берут соломку и стакан с водой. Один конец соломки им предлагают опустить в стакан, другой конец взять в рот и осторожно подуть. В воде образуются пузырьки воздуха. Педагог объясняет, что дети выдыхают воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух. Воздух всюду вокруг нас.
2. Как определить влажный воздух или сухой?
Гигрометром т. е. прибором для определения влажности воздуха может служить обычная сосновая шишка. Если воздух сухой-она раскрывается, если влажный – закрывается.
Худ. литература:
1.Воздух
Дымят в городе заводы,
Атмосферу засоряя,
Отравляют жизнь природы,
Стоки в воду, направляя.
Неужели не понятно,
Что мы сами дом свой губим.
Уникальную природу
Ведь погубит наш прогресс!
2.Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Сентябрь»
Приметы и пословицы
1. Паучок плетет сеть целый день — и негде нам найти даже тень. 2. Муравьи засуетились, прячутся в дома — не ходите сегодня гулять без зонта.
3. Что летом ни уродится, всё зимой сгодится.
4. В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
5. Луна покраснела –жди ветра-пострела.
6. Цветы пахнут сильнее — на небе тучи чернее.
Месяц Октябрь
Название мероприятия
Ветер, ветер ты могуч…
Цель:Знакомство с образованием ветра,
Опыты для выявления роли ветра в природе и жизни человека. Знакомство с немометром.
Мероприятия
1. Беседа «Каким бывает ветер?»
2. Танцевальные игровые задания «Танцуем как легкий, веселый, осенний ветер»
3. .Д/ игра «Добрый и злой ветер», «Задуй ватку в ворота», - трен. глубокий вдох носом, видеть результат работы ветра.
4. Изготовление вертушек, парашютиков и т. п.
5. Сюжетно-ролевая игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
6. Работа с ветродуем.
7. Разучивание стихотворения С. Жупанина «Нарисую ветер», песни «Воздушный змей»
Практические исследования и экспериментирование
Буря мглою небо кроет
Цель: знакомство с природным явлением – буря на воде через экспериментальную деятельность.
Оборудование: подносы либо стаканы с водой, коктельные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктельную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем бурю на водоеме! Возьми трубочку и подуйте на воду. Если дуть слабо - получаются маленькие волны. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность
Худ. литература:
1. Владимир Степанов «В лесу сосновом»
В лесу сосновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит –
В лесу осиновом
Наступит осень.
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Октябрь.»
Приметы и пословицы
1. Первый снег выпадает, 40 дней до зимы.
2. Крутой месяц -к холодной погоде.
3. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
4. Елка ветки опускает — о дожде предупреж-дает.
5. Собака по земле катается — значит, дождик ожидается.
6. Мышь одолевает перед голодным годом.
7. Бывает и такой год – на день семь погод.
Месяц Ноябрь
Название мероприятия
Знакомство с прибором для измерения осадков –дождемером.
Мероприятия
1. Беседа о названии и назначении прибора.
2. Д/игра «Прогноз погоды»-уметь прогнозировать погоду, используя народные приметы.
3. Разучивание стих-я А. А. Блока «О как безумно за окном.»
4. Наблюдение за погодой на метеоплощадке.
побуждать детей к систематическим наблюдениям
5. Д/игра «Где спряталась вода?»
Называется предмет воспитателем, а ребенок определяет, где у этого предмета вода.
Практические исследования и экспериментирование
Куда делась вода?
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Где вода?
Цель: знакомить детей со свойствами песка и глины
Материалы: лоток, песок, глина
Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т. к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.)
Худ. литература:
1.А. А. Блок
О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишенных крова,
И сожаленье гонит прочь –
В объятья холода сырого.
Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Ноябрь.»
Приметы и пословицы
1. Комары в ноябре –быть мягкой зиме.
2. Воробьям холодно — к вечеру морозно.
3. Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.
4. Поздний грибок –поздний снежок.
5. Гусь стоит на одной ноге к морозу.
6. В осень ночуй не переезжая реки, весной переезжай не упуская ни часу.
Месяц Декабрь
Название мероприятия
Что такое компас?
Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом.
Мероприятия
1. Рассказать детям о том, что раньше люди определяли направление по солнцу, луне и зведам.
2. Знакомство с прибором – компас.
3. .Д/ игра «В поисках сокровищ» - ориентировка в пространстве с помощью компаса.
4. Просмотр мультфильма «Смешарики. Магнетизм»
5. П/игра «Казаки-разбойники»
Практические исследования и экспериментирование
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
- Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.
Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки, тарелка с крупой.
- А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
Вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу.
Насыпать в миску крупу (у меня пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.
Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»
- Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Худ. литература:
1. Олеся Емельянова "Магнит"
Хоть я вовсе не планета,
У меня есть полюса.
Рук и ног в помине нету, Но хватать могу я сам. Гвозди, ножницы, кастрюли,
Винтики, булавки, пули –Всё железное манит, Тянет насебя магнит.
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Декабрь.»
Приметы и пословицы
1. Первый прочный снег падает ночью.
2. Дым столбом -к морозной погоде.
3. В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет.
4. Ясное небо — будет морозно.
5. Ярко звезды искрятся — мороз ожидается.
6. Кошка свернулась клубком на мороз.
Месяц Январь
Название мероприятия
Для чего нужен барометр?
Цель: Познакомить детей с барометром, учить работать с ним.
Мероприятия
1. Объяснить детям, что при высоком атмосферном давлении обычно стоит хорошая погода, а при низком давлении – прохладная и ненастная.
2. Изготовление с детьми простейшего барометра.
3. .Д/ игра «Живые барометры», народные приметы в определении погоды.
4. Прочитать «Живой барометр» — рассказ Александра Сергеевича Баркова
5. Сюжетно-ролевая игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
Практические исследования и экспериментирование
Барометр
Цель: знакомство с природным явлением – буря на воде через экспериментальную деятельность.
Оборудование: воздушный шар, стеклянная банка, соломинка для питья, резинка, зубочистка, ножницы и клейкая лента.
Ход игры: Отрезаем ножницами кончик воздушного шара. Плотно натягиваем шар на горлышко банки. Затем резинкой прочно закрепим воздушный шар на банке. С помощью клейкой ленты закрепляем зубочистку к одному концу соломинки. Другой её конец закрепляем клейкой лентой на натянутом на банке воздушном шарике. Соломинка с зубочисткой будет служить указательной стрелкой барометра. Готовим вертикальную панель с обозначениями: в верхней части - солнце, в нижней – облако; в середине - шкала делений. Также на панели располагаем схематичное изображение действия барометра. При высоком давлении воздух давит на шарик, и стрелочка поднимается. При низком атмосферном давлении на шарик усиливается давление воздуха из банки, он приподнимается, а стрелочка опускается
Воздух состоит из частиц - молекул. Эти молекулы есть вокруг нас и есть в банке. С изменением погоды меняется плотность воздуха (атмосферное давление). Если плотность воздуха снаружи больше, она давит на шарик банки снаружи, заставляя указателю подниматься вверх (в этом случае погода предстоит ясная: летом - солнечная, зимой- морозная).
Худ. литература:
1. «Живой барометр» Наталья Родивилина
Есть барометр у Ленки.
Он у них висит на стенке.
Ходит стрелка без помех
Сверху вниз и снизу вверх! Все природы перемены
Можешь ты узнать от Лены:
Как одеться, что обуть,
Отправляясь в дальний путь.
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Январь.»
Приметы и пословицы
1. .Береги нос в большой мороз.
2. К Мороз сам не бежит, а стоять не велит.
3. Мороз только ленивого за нос хватает, а перед проворным – шапку снимает.
4. Облака плывут низко –стужа близко.
Месяц Февраль
Название мероприятия
Загадки планеты Земля.
Цель: Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.
Мероприятия
1. Беседа «Будет ли сегодня погода одинаковой в любой части земного шара?»
2. Заочное путешествие в Антарктиду.
3. Д/ игра «Холодно, теплее, горячо», - ориентировка в пространстве.
4. Работа со снегомером.
5. Сюжетно-ролевая игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
3. Игра «Собери рюкзак туриста»
Практические исследования и экспериментирование
Сдуй снежинку с рукавички
Цель: Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Описание. Для игры понадобятся варежки и нападанные на них снежинки либо вырезанная из картона рукавичка и вырезанная из бумаги снежинка (в теплое время года). Покажите ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем вновь положите снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам малыша. Попросите ребенка подуть на снежинку.
Худ. литература:
1. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Февраль…»
Приметы и пословицы
1. Не то снег, что метёт, а что сверху идёт.
2. В феврале два друга – метель да вьюга.
3. Гром зимой -к сильным ветрам.
4. Мы в дом ель, а она с собой –метель.
5. Собака по земле катается — значит, вьюга ожидается.
6. Бывает и такой год – на день семь погод.
Месяц Март
Название мероприятия
Солнечные часы.
Цель:
Знакомство детей с солнечными часами, с историей их возникновения.
Мероприятия
1. Беседа «Как человек обратил внимание на свою тень?»
2. Изготовление Солнечных часов вместе с детьми.
3. .Д/ игра «Определи время по солнечным часам».
4. «Живые часы» (петух) Обсуждение поговорки: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
5. «Водяные часы» Обсуждение поговорки: «Сколько воды утекло!»
6 Знакомство с песочными часами.
3. Разучивание песни Яак Йоалы «Солнечные часы»
Практические исследования и экспериментирование
Солнечные часы
Цель: знакомство с солнечными часами, через экспериментальную деятельность.
Оборудование: Песочница, колышек (солнце, кегли (на основании числа от 1 до 12)
Ход игры: Для этого на земле рисовали круг, а в середине ставили колышек, от которого падала тень. Ходит солнце по небу, а по земле ходит тень от колышка. Время они отмечали чёрточками. Что нам понадобиться? (круг, колышек, солнце) Из чего мы сделаем круг? (обруч) Колышек послужит нам солнцем? Кегли равномерно распределяем вокруг обруча – это циферблат. И начинаем определять время.
Худ. литература:
1. Эльмира Котляр «Солнечные часы»
1. Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!.
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Март….»
Приметы и пословицы
1. Март с водой, апрель с травой.
2. Снегирь под окном чирикает -к оттепели.
3. Рано затает, долго не растает.
4. Когда весна красными днями снег сгоняет, родится хлеб.
5. По холодной весне градобойное лето.
6. Первый гром при северном ветре -холодная весна; при восточном -сухая и тёплая; при западном -весна мокрая; при южном -погода будет тёплая, но много червя и насекомых разведётся.
Месяц Апрель
Название мероприятия
Наука – гидро-метеорология…
Цель: Знакомство с профессией –метеоролог. Выяснить для чего нужен прогноз погоды и как его использовать?
Мероприятия
1. Беседа «Эта важная профессия- метеоролог»
2. Загадывание загадок о природных явлениях.
3. .Д/ игра «Что надеть».
4. Заучивание стих-я
Хоть солнце жаркое сияет,
Хоть двадцати-градусный мороз,
Метеоролог наблюдает,
Синоптик пишет свой прогноз.
Циклоны ль, грозные ли бури
Хоть наводнение, хоть жара
Ничто им помешать не может
Прогнозы выдать на года.
5. Сюжетно-ролевая игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
6. Рефлексия «4 стихии»
Если слово «Земля» - дети опускают руки,
Слово «Небо» - дети поднимают руки,
Слово «Вода» - руки вперед,
Слово «Огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Практические исследования и экспериментирование
Игрушка- флюгер
Цель: Благодаря этой, на первый взгляд, неказистой игрушке можно изучать с ребенком такие природные явления, как сила и направление ветра.
Оборудование: п основной материал: лист бумаги, картона, цветная сторона папки-скоросшивателя, специальная бумага для оригами;
крепежный материал: деревянная палочка (например, что для суши или шашлыка, канцелярский гвоздик с шляпкой;
инструменты: линейка; карандаш; ножницы; клей.
Описание: Из основного материала вырезаете квадрат, например 20 на 20 см., проводите диагонали, по диагоналям отмечаете в каждую сторону 3-5 см., соединяете отмеченные точки в кружок.
Режете лист по диагональным линиям от угла к середине до кружка, получается 4 разреза. Наклоняете края к центру этого кружка как на схеме, скалываете канцелярским гвоздиком с длинным основанием и прикалываете на палочку.
Примечание: чтобы флюгер легко крутился, между вертушкой и палочкой, вертушкой и шляпкой гвоздика прокладывает ограничители (кусочки трубочек от коктейля).
Худ. литература
1. Если скоро снег пойдет, если будет гололед,
Обо все метеоролог точно знает наперед.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома надо знать: что ждать дождя иль града,
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара»
.
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Апрель.»
Приметы и пословицы
1. Солнце садится за тучу – жди ненастья. 2. Звездное небо – к похолоданию или морозу. 3. Яркий закат солнца – день будет жарким и др.
4. Ранние ласточки -к счастливому году.
5. Апрельский скворец –весны гонец.
6. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод.
Месяц Май
Название мероприятия
Цветочные часы…
Цель: выяснить можно ли с помощью цветов определить который час?
Мероприятия
1. Рассказ «Цветочные часы-изобретение шведского ученого Карла Линнея»
2. Танцевальные игровые задания «Танцуем как легкий, веселый, осенний ветер»
3. .Д/ игра «Определи время по цветочным часам.»
4. Игра – лото «Цветы садов, полей, лугов и огородов».
5. Сюжетно-ролевая игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
3. Факты: Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.
Практические исследования и экспериментирование
Солнечные часы
Цель: знакомство с солнечными часами через экспериментальную деятельность.
Оборудование: цветы на участке детского сада.
Ход занятия: В 3-4 часов утра раскрывается вьюнок
В 4-5 часов утра раскрывается цикорий,
В 6-7 утра – календула.
В 7-8 утра – фиалка трехцветная.
В 9-10 утра – мальва, мать и мачеха.
В 12-13 дня – портулак.
В 14-15 дня – медуница.
В 15-17 дня – трехцветный вьюнок.
В 17-18 часов – энотера, цикорий.
В 18-19 вечера – ночная фиалка.
В 19-20 вечера – табак душистый.
В 20 часов – герань.
В 21-22 – фиалка ночная
Худ. литература
1. Стихотворение «Одуванчики»
У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткры-лись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!".
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Май.»
Приметы и пословицы
1. Клевер наклоняется - дождик начинается.
2. Одуванчик шар сжимает - дождик капать начинает.
3. Цветы мать-и-мачехи закрываются -скоро дождик ожидается.
4. Цветы пахнут сильнее — на небе тучи чернее.
5. Одуванчик не сдувается — скоро дождик ожидается.
6. Кислица загрустила — о дождике заговорила.
7. Коли в мае дождь, так и будет рожь.