Получи документы

Песочная терапия в работе психолога детского сада (1 фото)

Екатерина Бондаренко
Песочная терапия в работе психолога детского сада

Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка.

Данный метод работы с детьми предполагает использование специального оборудования:

1. Песочница – это деревянный ящик размером: длина – 70 см, ширина – 50 см, глубина 8-10 см. В классической терапии очень важно, чтобы внутреннее пространство песочницы было выкрашено в голубой цвет - это символизирует небо и воду (условие не обязательно). Также помимо прямоугольных форм есть еще круглые, но такое исполнение используется очень редко.

Публикация «Песочная терапия в работе психолога детского сада» размещена в разделах

2. Песок лучше всего предварительно обработать и прокалить несколько минут, для того, чтобы он стал максимально безопасным для работы с детьми. Объем песка не более половины от общего объема песочницы. Песок может быть сухой, мокрый или кинетический. Если в качестве песочницы используется стол для песочной анимации, то можно использовать манную крупу вместо песка.

3. Игрушки. В терапии есть определенный обязательный набор фигурок, которые имеют определенное символическое значение, но в арт-терапевтическом подходе важным является то, каким смыслом наделяет сам клиент те или иные объекты. Например, иногда дом - это просто дом, а собака - это собака, а иногда собака - это часть личности или человек, с которым хорошие отношения или наоборот конфликтные.

Какие предметы необходимы для эффективного использования метода?

Набор игрушек для песочницы может быть самым разнообразным, но все равно есть определенный минимум:

1. Люди – это могут быть фигурки людей всевозможным профессий.

2. Животные – дикие и домашние.

3. Растения – деревья и кусты, а также плоды растений.

4. Сказочные и мифические существа – драконы, рыцари, принцессы, герои и злодеи, персонажи из мультфильмов.

5. Архитектура – дома, замки и другие строения.

6. Природные объекты – камни, шишки, желуди, фрагменты коры деревьев, ветки и прочее, ракушки.

7. Бижутерия – искусственные камни, всевозможные разноцветные бусинки.

8. Посуда.

9. Транспортные средства.

В работе с дошкольниками этот метод используется в работе со страхами, коррекции конфликтных ситуаций в детском коллективе, адаптация к детскому саду, тревожность, агрессивность, формирование границ, помощь в преодолении кризиса 3-х лет.

Противопоказания к проведению метода песочной терапии:

1. Если у клиента высокий уровень тревоги.

2. Обострение психических расстройств.

3. Психозы.

4. Аллергия на песок или тот материал, который используется в песочнице.

5. Кожные заболевания, очаги поражения на руках.

Пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг - демонстрация песочницы;

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок;

Третий шаг – знакомство с правилами игры на песке;

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции;

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Примеры упражнений:

1. Рисование простых геометрических фигур одной рукой или двумя руками одновременно.

2. Рисование сложных фигур.

3. Использование разных приемов рисование, пальцами, ладошками,

4. Рисование под музыку.

5. Рисование мандал с использованием различных предметов.

6. Тактильные игры с концентрацией внимания на ощущениях.

7. Рисование эмоций, чувств и состояний.

Целью данных упражнений могут быть и развитие мелкой моторики, баланс левого и правого полушария, релаксация, развитие эмоционального интеллекта и обучение навыку отреагирования чувств.

Пример занятия:

Тема: «Знакомство с песком»

Цель: установление контакта между педагогом – психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона.

1. Упражнение «Здравствуй, песок».

Инструкция педагога – психолога. Положи свои ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой? (сухой, шершавый, мягкий.). Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками… Возьмем песок крепко – крепко в руки… потихоньку отпустим его. Берем песок, солим, чем выше, тем лучше; изобразим сухой дождь. Делаем цветок, насыпаем горкой песок, рисуем цветок, опять насыпаем горкой песок, рисуем цветок, получается обьемный цветок.

Существует 2 техники рисования - насыпание, разведение.

2. Упражнение «Учимся рисовать»

Рисуем - 1 пальцем, большим пальцем, ребром ладони, кулаком (сбоку косточки, 2-мя пальцами – круг, дерево, цветок, домик…

Игра «Ладошки»

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Педагог-психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?

Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты? Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.

- поставь ладонь ребром и выполни те же движения,

- пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,

- сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.

- а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.

Упражнение «Настроение»

Нарисуй на песке свое настроение.

Обсуждение.

Игра «Путешествие по острову»

Рефлексия:

Мы узнали какой песок на ощупь. Что нового узнал ты? Какое у тебя настроение?

Ритуал выхода:

Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Песочная терапия в работе психолога детского сада
Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

Конспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапияКонспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапия Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью Педагог: Здравствуйте, дети.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в работе психолога детского сада
Опубликовано: 16 марта 2020 в 09:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД