Приложение МААМ

Песочная терапия в работе психолога детского сада (1 фото)

Екатерина Бондаренко
Песочная терапия в работе психолога детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка.

Данный метод работы с детьми предполагает использование специального оборудования:

1. Песочница – это деревянный ящик размером: длина – 70 см, ширина – 50 см, глубина 8-10 см. В классической терапии очень важно, чтобы внутреннее пространство песочницы было выкрашено в голубой цвет - это символизирует небо и воду (условие не обязательно). Также помимо прямоугольных форм есть еще круглые, но такое исполнение используется очень редко.

Публикация «Песочная терапия в работе психолога детского сада» размещена в разделах

2. Песок лучше всего предварительно обработать и прокалить несколько минут, для того, чтобы он стал максимально безопасным для работы с детьми. Объем песка не более половины от общего объема песочницы. Песок может быть сухой, мокрый или кинетический. Если в качестве песочницы используется стол для песочной анимации, то можно использовать манную крупу вместо песка.

3. Игрушки. В терапии есть определенный обязательный набор фигурок, которые имеют определенное символическое значение, но в арт-терапевтическом подходе важным является то, каким смыслом наделяет сам клиент те или иные объекты. Например, иногда дом - это просто дом, а собака - это собака, а иногда собака - это часть личности или человек, с которым хорошие отношения или наоборот конфликтные.

Какие предметы необходимы для эффективного использования метода?

Набор игрушек для песочницы может быть самым разнообразным, но все равно есть определенный минимум:

1. Люди – это могут быть фигурки людей всевозможным профессий.

2. Животные – дикие и домашние.

3. Растения – деревья и кусты, а также плоды растений.

4. Сказочные и мифические существа – драконы, рыцари, принцессы, герои и злодеи, персонажи из мультфильмов.

5. Архитектура – дома, замки и другие строения.

6. Природные объекты – камни, шишки, желуди, фрагменты коры деревьев, ветки и прочее, ракушки.

7. Бижутерия – искусственные камни, всевозможные разноцветные бусинки.

8. Посуда.

9. Транспортные средства.

В работе с дошкольниками этот метод используется в работе со страхами, коррекции конфликтных ситуаций в детском коллективе, адаптация к детскому саду, тревожность, агрессивность, формирование границ, помощь в преодолении кризиса 3-х лет.

Противопоказания к проведению метода песочной терапии:

1. Если у клиента высокий уровень тревоги.

2. Обострение психических расстройств.

3. Психозы.

4. Аллергия на песок или тот материал, который используется в песочнице.

5. Кожные заболевания, очаги поражения на руках.

Пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг - демонстрация песочницы;

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок;

Третий шаг – знакомство с правилами игры на песке;

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции;

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Примеры упражнений:

1. Рисование простых геометрических фигур одной рукой или двумя руками одновременно.

2. Рисование сложных фигур.

3. Использование разных приемов рисование, пальцами, ладошками,

4. Рисование под музыку.

5. Рисование мандал с использованием различных предметов.

6. Тактильные игры с концентрацией внимания на ощущениях.

7. Рисование эмоций, чувств и состояний.

Целью данных упражнений могут быть и развитие мелкой моторики, баланс левого и правого полушария, релаксация, развитие эмоционального интеллекта и обучение навыку отреагирования чувств.

Пример занятия:

Тема: «Знакомство с песком»

Цель: установление контакта между педагогом – психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона.

1. Упражнение «Здравствуй, песок».

Инструкция педагога – психолога. Положи свои ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой? (сухой, шершавый, мягкий.). Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками… Возьмем песок крепко – крепко в руки… потихоньку отпустим его. Берем песок, солим, чем выше, тем лучше; изобразим сухой дождь. Делаем цветок, насыпаем горкой песок, рисуем цветок, опять насыпаем горкой песок, рисуем цветок, получается обьемный цветок.

Существует 2 техники рисования - насыпание, разведение.

2. Упражнение «Учимся рисовать»

Рисуем - 1 пальцем, большим пальцем, ребром ладони, кулаком (сбоку косточки, 2-мя пальцами – круг, дерево, цветок, домик…

Игра «Ладошки»

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Педагог-психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?

Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты? Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.

- поставь ладонь ребром и выполни те же движения,

- пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,

- сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.

- а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.

Упражнение «Настроение»

Нарисуй на песке свое настроение.

Обсуждение.

Игра «Путешествие по острову»

Рефлексия:

Мы узнали какой песок на ощупь. Что нового узнал ты? Какое у тебя настроение?

Ритуал выхода:

Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Песочная терапия в работе психолога детского сада
Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

Конспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапияКонспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапия Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью Педагог: Здравствуйте, дети.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в работе психолога детского сада
Опубликовано: 16 марта 2020 в 09:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия в работе психолога детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бондаренко (УИ 2019259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД