Папки-передвижки

Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)

Екатерина Карпенко
Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)

Слайд №1.

СЛАЙД №2.

Для чего нужна речь? Конечно, речь нужна для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами: жестами, карточками-символами, звуками…

Однако, наиболее совершенной формой общения все же является речь, так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Ребенок не вырастет общительным, открытым, с большими карьерными перспективами, если не приложить усилия к её формированию еще в детском возрасте. Поэтому, в современном обществе правильно поставленная речь – это необходимость, так как она организует и упорядочивает мир.

Публикация «Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)» размещена в разделах

Воспитание навыков свободной, правильной речи и гармонично развитой личности — это две главные задачи логопедической работы.

Изучая современную специальную периодику, различные методические и научно-популярные издания педагоги нашего учреждения представляют новые нетрадиционные и инновационные формы работ с детьми-логопатами. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей нашего дошкольного учреждения, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Интерес наших специалистов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы возник давно и по сей день не угасает не случайно.

Свойства песка удивительны: как магнит - притягивает к себе и детей, и взрослых, как вода - «заземляет» отрицательную энергию. И совершенно не страшно допустить ошибку, сделать что-то не так – смахнул песчинки – и начинай заново!

СЛАЙД №3.

Иногда, когда ребенок испытывает страх испачкаться и сопротивляется контакту с песком, наши педагоги используют подготовительную игру «Мир цвета», которая помогает в дальнейшем перейти к работе с песком.

Взаимодействуя с ним, ребенок проявляет чудеса фантазии:

СЛАЙД №4.

- заполняя песком формочки, рисуя на песчаной поверхности, делая отпечатки, собирая песок в комочки и создавая горки;

СЛАЙД №5.

- проникая в толщу песка, делая тоннели, пряча в песок предметы с их последующим извлечением;

СЛАЙД №6.

- организовывая сюжеты, создавая композиции;

СЛАЙД №7.

- проигрывая сказки…

СЛАЙД № 8.

В который раз мы убеждаемся, что игра в песочнице – это доступный метод, помогающий быстро установить контакт с ребёнком и эффективно проводить с ним коррекционную работу:

1. - развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

2. - совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку;

3. - расширять словарный запас, развивать фонематический слух и восприятие, развивать связную речь;

4. - развивать творческие (креативные) действия;

5. - стабилизировать эмоциональное состояние;

6. - снимать мышечную напряженность.

СЛАЙД №9.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

1. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

2. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т. д.

3. Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию, через них осуществляется диагностика и развитие.

СЛАЙД №10.

Для нас, как специалистов, наиболее важно третье направление, остановимся на нем более подробно:

Ни для кого не секрет, что манипулируя предметами двумя руками, человек развивает оба полушария. Вспомните простую детскую игру «Сбудется-не сбудется», когда мы с закрытыми глазами пытались соединить указательные пальчики. Подобные упражнения пришли к нам от предков, которые каким-то непостижимым образом чувствовали важность игр с пальчиками, начиная с младенчества.

Какие упражнения для развития межполушарного взаимодействия мы считаем целесообразным проводить в песочнице?

СЛАЙД №11.

Зеркальное рисование (Симметричные рисунки). Это для вас не ново. Но рисование на бумаге требует каких-либо приспособлений для фиксации листа, расходных материалов и пр. На песке же есть возможность повторить задание неоднократно и получить желаемый результат, к тому же не нужны дополнительные затраты.

Мы используем как сухой, так и влажный песок, проводим это упражнение в песочнице или в лотке с песком. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно рисовать симметричные буквы Н, А, П, О, Д, Ж, М, Т, различные изображения: геометрические фигуры, линии (спирали, пружинки, предметы (солнце, яблоко, дом, скамейка, кораблик, бабочка, бусы, тортик) и пр.

СЛАЙД №12.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте на песке в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе сразу две восьмёрки.

СЛАЙД №13.

Змейки (дорожки). Это могут быть извилистые и ломаные линии, которые ребёнок проводит вертикально, горизонтально, наклонно. Змейки (дорожки) могут образовывать петли (зайка путает следы, пружинки).

СЛАЙД №14.

Симметричное выкладывание. Из различных предметов (камни, каштаны, ракушки, геометрические фигурки и пр.) на песке (зеркально выкладываются по заданию логопеда) узоры. Главная задача здесь – выполнять движения одновременно и симметрично двумя руками (выбрать, взять, положить, сложить предметы из песка в коробочку) в направлении от центра или от периферии, по прямой, волнистой или по спирали. С целью развития глазомера важно, чтобы соблюдались интервалы между предметами.

Когда у ребёнка появится определённый навык, можно предложить выполнять задание в течение, например, 1 минуты. Время, естественно, замеряется песочными часами. Затем сосчитать, сколько предметов ребёнок успел выложить за минуту и предложить выполнить задание ещё раз, постараться при этом действовать немного быстрее. Снова посчитать результат и сравнить его с первым.

Дальнейшим видом усложнения может быть симметричное выкладывание с повязкой на глазах.

Когда задание выполнено, следует обратить внимание на то, сохранилась ли линия, и симметрично ли отстоят от центра выложенные предметы.

Кроме того это упражнение может иметь соревновательный характер. Победа даже в малом всегда приятна, она приносит ощущение успешности, повышает самооценку, что в свою очередь побуждает к тому, чтобы настойчиво совершенствовать своё умение. Главное здесь – научить ребёнка не хвастаться успехом, а пробудить желание делиться своими достижениями по принципу «Сделал сам – научи товарища».

Ещё одно усложнение: ребёнок должен на ощупь выбрать предметы, отвечающие определённым требованиям, например, выбрать только шары, и затем положить их в песочницу, соблюдая главное требование – симметричное действие руками.

СЛАЙД №15.

«Подъёмный кран». Выполняя это упражнение, ребёнок должен осуществить захват 5 предметов одноимёнными пальцами рук, удержать эти предметы пока переносит их на условленное место. Это упражнение трудное и получается у детей далеко не сразу. Почему его хорошо выполнять не за столом, а именно в песочнице?

Захватывая очередной предмет, ребёнок поначалу роняет первый, ещё не развился дифференцированный контроль за деятельностью каждой пары пальчиков. В песочнице упавшие предметы далеко не отлетают, не надо тратить время на их поиск.

Кода дети научатся удерживать все 5 предметов, мы предлагаем им произносить шуточные стихотворения, знакомые скороговорки, например:

Что за грохот, что за стук?

Сел комар в лесу на сук.

Треснул сук под комаром -

Вот откуда стук и гром.

с условием, что они не упустят ни одного предмета, пока не договорят текст.

Чем хорошо это упражнение? Ребёнку не скучно, он испытывает положительные эмоции и при этом его внимание распределяется между речевой деятельностью и удержанием предметов одноимёнными пальчиками. Это ли не развивает?

СЛАЙД №16.

Можно разложить объёмные буквы в песочнице и предложить сделать звуко-буквенный анализ слова, изображённого на картинке. Слово должно состоять из 5 букв, например ЗЕМЛЯ. После проведенного анализа подъёмный кран захватывает большими пальцами первую букву З, затем указательными – Е и т. д., поднимает все буквы переносит их на отведенное место и поочерёдно выкладывает из них на песке слово: ЗЕМЛЯ, ПЕСОК…

Как вариант можно предложить отгадать загадку и выложить слово-отгадку:

Или захватить в определённом порядке буквы для составления слова-отгадки или слова-ответа.

В современных условиях, в поисках новых методов и приемов работы с детьми, наши специалисты используют рисование на песке. На специальном столе, используя подсветку и различные светофильтры, ребенок насыплет тонкий слой песка, который словно переливаясь, откроет ему новые горизонты возможностей. Картины плавно сменят друг друга, сливаясь в единую линию повествования, а соответствующая музыка поможет создать нужную атмосферу.

СЛАЙД №17.

Очень интересной формой работы для наших педагогов сегодня также стал «кинетический песок», уникальный своими неповторимыми качествами и свойствами. Это нечто среднее между пластилином и сухим песком, но имеет свои преимущества:

1. - может легко просыпаться сквозь пальцы, и в то же время, при сильном воздействии на него примет любую задуманную форму;

2. - безвредный и безопасный. произведен специально для детей из нетоксичных безопасных материалов, которые используются при производстве косметики;

3. - приятен на ощупь, невероятно мягок и приятен при игре;

4. - гигиеничный. Кинетический песок – антибактериальный продукт. В его составе не могут жить микробы и бактерии;

5. - растворимый в воде, его легко можно смыть с наших рук без использования дополнительных средств гигиены.

СЛАЙД №18.

В этом направлении наши педагоги делают первые шаги. Дети испытывают новые чувства и впечатления.

СЛАЙД №19.

Известно, что в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект, и в первую очередь в работе с детьми, которые имеют особенности развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

Информация из опыта работы «Использование зрительной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста» Мы живем в веке со стремительно развивающимися информационными технологиями. Овладеть компьютерными навыками сегодня уже может и дошкольник.

Использование кроссвордов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Ребенок прекрасный слушатель и собеседник при условии.

Использование мандалотерапии в коррекционной работе с детьми-логопатами В настоящее время отмечается, что до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Л. С. Выготский.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в работе логопедаПесочная терапия в работе логопеда ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства.

Песочная терапия в работе психолога детского садаПесочная терапия в работе психолога детского сада Песочную терапию можно использовать для диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми и взрослыми. Работа с песком.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы) Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой.

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками»Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком в условиях детского.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 16:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД