Екатерина Карпенко
Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1.
СЛАЙД №2.
Для чего нужна речь? Конечно, речь нужна для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами: жестами, карточками-символами, звуками…
Однако, наиболее совершенной формой общения все же является речь, так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Ребенок не вырастет общительным, открытым, с большими карьерными перспективами, если не приложить усилия к её формированию еще в детском возрасте. Поэтому, в современном обществе правильно поставленная речь – это необходимость, так как она организует и упорядочивает мир.
Публикация «Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Воспитание навыков свободной, правильной речи и гармонично развитой личности — это две главные задачи логопедической работы.
Изучая современную специальную периодику, различные методические и научно-популярные издания педагоги нашего учреждения представляют новые нетрадиционные и инновационные формы работ с детьми-логопатами. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей нашего дошкольного учреждения, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Интерес наших специалистов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы возник давно и по сей день не угасает не случайно.
Свойства песка удивительны: как магнит - притягивает к себе и детей, и взрослых, как вода - «заземляет» отрицательную энергию. И совершенно не страшно допустить ошибку, сделать что-то не так – смахнул песчинки – и начинай заново!
СЛАЙД №3.
Иногда, когда ребенок испытывает страх испачкаться и сопротивляется контакту с песком, наши педагоги используют подготовительную игру «Мир цвета», которая помогает в дальнейшем перейти к работе с песком.
Взаимодействуя с ним, ребенок проявляет чудеса фантазии:
СЛАЙД №4.
- заполняя песком формочки, рисуя на песчаной поверхности, делая отпечатки, собирая песок в комочки и создавая горки;
СЛАЙД №5.
- проникая в толщу песка, делая тоннели, пряча в песок предметы с их последующим извлечением;
СЛАЙД №6.
- организовывая сюжеты, создавая композиции;
СЛАЙД №7.
- проигрывая сказки…
СЛАЙД № 8.
В который раз мы убеждаемся, что игра в песочнице – это доступный метод, помогающий быстро установить контакт с ребёнком и эффективно проводить с ним коррекционную работу:
1. - развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
2. - совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку;
3. - расширять словарный запас, развивать фонематический слух и восприятие, развивать связную речь;
4. - развивать творческие (креативные) действия;
5. - стабилизировать эмоциональное состояние;
6. - снимать мышечную напряженность.
СЛАЙД №9.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
1. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
2. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т. д.
3. Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию, через них осуществляется диагностика и развитие.
СЛАЙД №10.
Для нас, как специалистов, наиболее важно третье направление, остановимся на нем более подробно:
Ни для кого не секрет, что манипулируя предметами двумя руками, человек развивает оба полушария. Вспомните простую детскую игру «Сбудется-не сбудется», когда мы с закрытыми глазами пытались соединить указательные пальчики. Подобные упражнения пришли к нам от предков, которые каким-то непостижимым образом чувствовали важность игр с пальчиками, начиная с младенчества.
Какие упражнения для развития межполушарного взаимодействия мы считаем целесообразным проводить в песочнице?
СЛАЙД №11.
Зеркальное рисование (Симметричные рисунки). Это для вас не ново. Но рисование на бумаге требует каких-либо приспособлений для фиксации листа, расходных материалов и пр. На песке же есть возможность повторить задание неоднократно и получить желаемый результат, к тому же не нужны дополнительные затраты.
Мы используем как сухой, так и влажный песок, проводим это упражнение в песочнице или в лотке с песком. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно рисовать симметричные буквы Н, А, П, О, Д, Ж, М, Т, различные изображения: геометрические фигуры, линии (спирали, пружинки, предметы (солнце, яблоко, дом, скамейка, кораблик, бабочка, бусы, тортик) и пр.
СЛАЙД №12.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте на песке в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе сразу две восьмёрки.
СЛАЙД №13.
Змейки (дорожки). Это могут быть извилистые и ломаные линии, которые ребёнок проводит вертикально, горизонтально, наклонно. Змейки (дорожки) могут образовывать петли (зайка путает следы, пружинки).
СЛАЙД №14.
Симметричное выкладывание. Из различных предметов (камни, каштаны, ракушки, геометрические фигурки и пр.) на песке (зеркально выкладываются по заданию логопеда) узоры. Главная задача здесь – выполнять движения одновременно и симметрично двумя руками (выбрать, взять, положить, сложить предметы из песка в коробочку) в направлении от центра или от периферии, по прямой, волнистой или по спирали. С целью развития глазомера важно, чтобы соблюдались интервалы между предметами.
Когда у ребёнка появится определённый навык, можно предложить выполнять задание в течение, например, 1 минуты. Время, естественно, замеряется песочными часами. Затем сосчитать, сколько предметов ребёнок успел выложить за минуту и предложить выполнить задание ещё раз, постараться при этом действовать немного быстрее. Снова посчитать результат и сравнить его с первым.
Дальнейшим видом усложнения может быть симметричное выкладывание с повязкой на глазах.
Когда задание выполнено, следует обратить внимание на то, сохранилась ли линия, и симметрично ли отстоят от центра выложенные предметы.
Кроме того это упражнение может иметь соревновательный характер. Победа даже в малом всегда приятна, она приносит ощущение успешности, повышает самооценку, что в свою очередь побуждает к тому, чтобы настойчиво совершенствовать своё умение. Главное здесь – научить ребёнка не хвастаться успехом, а пробудить желание делиться своими достижениями по принципу «Сделал сам – научи товарища».
Ещё одно усложнение: ребёнок должен на ощупь выбрать предметы, отвечающие определённым требованиям, например, выбрать только шары, и затем положить их в песочницу, соблюдая главное требование – симметричное действие руками.
СЛАЙД №15.
«Подъёмный кран». Выполняя это упражнение, ребёнок должен осуществить захват 5 предметов одноимёнными пальцами рук, удержать эти предметы пока переносит их на условленное место. Это упражнение трудное и получается у детей далеко не сразу. Почему его хорошо выполнять не за столом, а именно в песочнице?
Захватывая очередной предмет, ребёнок поначалу роняет первый, ещё не развился дифференцированный контроль за деятельностью каждой пары пальчиков. В песочнице упавшие предметы далеко не отлетают, не надо тратить время на их поиск.
Кода дети научатся удерживать все 5 предметов, мы предлагаем им произносить шуточные стихотворения, знакомые скороговорки, например:
Что за грохот, что за стук?
Сел комар в лесу на сук.
Треснул сук под комаром -
Вот откуда стук и гром.
с условием, что они не упустят ни одного предмета, пока не договорят текст.
Чем хорошо это упражнение? Ребёнку не скучно, он испытывает положительные эмоции и при этом его внимание распределяется между речевой деятельностью и удержанием предметов одноимёнными пальчиками. Это ли не развивает?
СЛАЙД №16.
Можно разложить объёмные буквы в песочнице и предложить сделать звуко-буквенный анализ слова, изображённого на картинке. Слово должно состоять из 5 букв, например ЗЕМЛЯ. После проведенного анализа подъёмный кран захватывает большими пальцами первую букву З, затем указательными – Е и т. д., поднимает все буквы переносит их на отведенное место и поочерёдно выкладывает из них на песке слово: ЗЕМЛЯ, ПЕСОК…
Как вариант можно предложить отгадать загадку и выложить слово-отгадку:
Или захватить в определённом порядке буквы для составления слова-отгадки или слова-ответа.
В современных условиях, в поисках новых методов и приемов работы с детьми, наши специалисты используют рисование на песке. На специальном столе, используя подсветку и различные светофильтры, ребенок насыплет тонкий слой песка, который словно переливаясь, откроет ему новые горизонты возможностей. Картины плавно сменят друг друга, сливаясь в единую линию повествования, а соответствующая музыка поможет создать нужную атмосферу.
СЛАЙД №17.
Очень интересной формой работы для наших педагогов сегодня также стал «кинетический песок», уникальный своими неповторимыми качествами и свойствами. Это нечто среднее между пластилином и сухим песком, но имеет свои преимущества:
1. - может легко просыпаться сквозь пальцы, и в то же время, при сильном воздействии на него примет любую задуманную форму;
2. - безвредный и безопасный. произведен специально для детей из нетоксичных безопасных материалов, которые используются при производстве косметики;
3. - приятен на ощупь, невероятно мягок и приятен при игре;
4. - гигиеничный. Кинетический песок – антибактериальный продукт. В его составе не могут жить микробы и бактерии;
5. - растворимый в воде, его легко можно смыть с наших рук без использования дополнительных средств гигиены.
СЛАЙД №18.
В этом направлении наши педагоги делают первые шаги. Дети испытывают новые чувства и впечатления.
СЛАЙД №19.
Известно, что в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект, и в первую очередь в работе с детьми, которые имеют особенности развития.