Папки-передвижки

План-конспект беседы с детьми в подготовительной группе «День словаря»

Елена Красуцкая
План-конспект беседы с детьми в подготовительной группе «День словаря»

План-конспект беседы с детьми в подготовительной группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Воспитатель: Красуцкая Елена Геннадьевна

План - конспект Беседы с детьми в подготовительной группе на тему : «День словаря».

Цель: Познакомить с разными видами словарей, их назначением, с великим русским писателем В. И. Далем.

Задачи:

- Расширять кругозор детей через формирование

Публикация «План-конспект беседы с детьми в подготовительной группе „День словаря“» размещена в разделах

представлений о роли словарей, энциклопедий.

- Продолжать учить детей отгадывать загадки.

- Учить подбирать антонимы к словам. Развивать умение правильно формулировать свои мысли, давать полные ответы.

- Обогащать словарь детей словами : телеграмма, словарь, В. И. Даль.

- Воспитывать чувство гордости за русского писателя В. И. Даля, создавшего толковый словарь.

Предварительная работа: чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: телеграмма, разные виды словарей, энциклопедий, фотография В. И. Даля, памятника словарю.

Ход беседы:

Дети сидят за столами. В дверь стучат. Воспитатель подходит к двери, берет телеграмму.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это нам прислали? (Ответы детей). – Да, правильно, телеграмму. Показывает детям, читает:

Поздравляю с праздником,

С хорошим настроением!

И всем дарю сегодня я

Вот это поздравление!

Воспитатель: Ребята, вы знаете какой сегодня праздник? Сегодня день словарей и энциклопедий. Послушайте внимательно загадку, которую я для вас приготовила.

Если непонятно слово

Как писать его не знаю

И нет выхода иного-

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво.

Что за книга? Вот уж диво.

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот (Словарь).

Воспитатель: - Да, верно. Мы с вами побеседуем сегодня о словарях. А что такое словарь? (Предположения детей). Давайте обратимся к словарю, посмотрим в нем, что написано про это слово. Словарь – сборник слов (обычно в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. С латинского словарь – собрание слов.

- Ребята, так что же «хранится в словарях»? Да, правильно, в словарях хранятся слова. Слова, которые мы используем в речи «хранятся в разных словарях». Одни словари помогают правильно писать слова (орфографический словарь; показ словаря). Посмотришь на нужное слово, и сразу станет понятно, как его писать. Другие словари – объясняют значение слов – это толковые словари (показ толкового словаря). В нем мы с вами и смотрели значение слова словарь.

Воспитатель: - Ребята, вы помните, что нам сегодня принесли? Телеграмму. Кто из вас знает, что такое телеграмма? (Рассуждения, ответы детей). А давайте мы в толковом словаре найдем это слово. Телеграмма-это срочное сообщение, передаваемое по телеграфу или радио, а так же бланк с таким сообщением.

Есть словарь иностранных слов (показ, англо-русский словарь (показ, электронные словари другие.

Много разных слов можно узнать из словарей, поэтому и говорят «Словарь – твой друг, без него, как без рук». Давайте повторим (дети повторяют два раза). А теперь, подумайте, почему так говорят? (Дети рассуждают).

Словари бывают разные : большие и маленькие, тонкие и толстые, по медицине, технике и другие.

Воспитатель: - А сейчас я расскажу вам, почему мы сегодня говорим о словарях. Именно сегодня мы отмечаем праздник «День словарей и энциклопедий». В нашей стране он отмечается 22 ноября в день рождения Владимира Ивановича Даля. (Показ фотографии). Праздник отмечается во всех библиотеках, музеях, книжных магазинах.

В. И. Даль много ездил по русской земле и везде, где он был, собирал слова, полную информацию о них, о пословицах, поговорках, песнях, сказках, загадках. Общаясь с простыми людьми, Даль записывал рассказы, житейские слова, выражения, которые связаны с трудом, горем, праздниками простых людей. А потом всю эту информацию он поместил в толковом словаре живого великорусского языка.

В городе Оренбурге, где Владимир Иванович Даль работал восемь, лет открыли памятник толковому словарю. (Показ иллюстраций, объяснение). На трехногом круглом столике стоят тома трех словарей Даля (второй, третий, четвертый). Хочется протянуть руку, открыть словарь, полистать страницы великой книги. Рядом овальный портрет Владимира Ивановича Даля. На столе - рабочая обстановка – чернильница с гусиным пером, свеча тускло освещает свернутый лист бумаги, на котором автор делает пометки. В центре лежит еще один том.

ФЗК минутка

Текст

Движения

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражнения.

Стоят, руки опущены вдоль туловища

Руки вверх и руки вниз

Руки вверх, затем вниз

На носочки поднялись.

Подняться на носочки

Мы присели, мы нагнулись

Присесть, затем нагнуться

И друг другу улыбнулись.

Улыбнуться друг другу

Всем спасибо! Молодцы!

А теперь поиграем в игру: «Подбери подходящее слово».

Ручей мелкий, а речка (глубокая)

Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники (крупные)

Кашу варят густую, а суп (жидкий)

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая)

Покупаем картофель сырой, а едим (вареный)

Подушка мягкая, а скамейка (жесткая)

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал (черствым)

Слон большой, а комар (маленький)

Пластилин мягкий, камень (твердый)

Сахар сладкий, а лимон (кислый)

Огонь горячий, а лед (холодный)

Луна видна ночью, а солнце (днем)

Дерево высокое, а кустарник (низкий)

Камень тяжелый, а пушинка (легкая)

Редька горькая, а груша (сладкая)

При встрече здороваются, а при расставании (прощаются).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо вы поиграли в игру, со всем справились.

- А сейчас предлагаю вам сказать любые, интересующие вас слова, а в словаре мы посмотрим их значение. (Дети называют слова, воспитатель зачитывает, что они обозначают).

- Ребята, если вы захотите узнать, почему бывает гроза, почему море синее…. вам понадобятся энциклопедии. Они ответят на любые ваши вопросы, расскажут много нового и интересного.

Вот и подходит к концу наша беседа о дне словаря.

Послушайте стихотворение «Толковый словарь» Валентины Сарма.

Толковый словарь, как волшебный фонарь,

И путь к просвещенью людскому.

Любому ты слову значенье найдешь,

Цены нет предмету такому.

Там тысячи слов в алфавитном порядке

Стоят словно дети на школьной зарядке,

И каждому слову понятье дано,

Все нам передаст о том слове оно.

И если вам трудным покажется слово,

Взгляните в толковый словарь, - и готово!

И вновь, то вам слово покажется легким,

Как будто вы снова взялись за букварь,

Уж так он устроен – толковый словарь!

Ребята, если вам не понятно какое-то слово, попросите взрослых открыть толковый словарь и прочитать его значение. Словари – наши помощники, без них не могут обойтись писатели, журналисты, директор, учитель и мы с вами. Обращайтесь за помощью к словарям. Наша беседа окончена. Всем спасибо!

Публикации по теме:

Конспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группыКонспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группы Беседа на тему «Кто, кем работает?» с детьми подготовительной группы Каждый из ребят мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию.

Конспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группеКонспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группе Беседа с детьми на тему: «Дети герои войны» Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Конспект беседы «Коронавирусная инфекция» с детьми подготовительной группыКонспект беседы «Коронавирусная инфекция» с детьми подготовительной группы Цель: Формировать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни. Задачи: Уточнить представление о характерных симптомах коронавирусной.

Конспект беседы о космосе с детьми подготовительной к школе группыКонспект беседы о космосе с детьми подготовительной к школе группы Цель: Продолжать расширять знания детей о космосе и его значении в жизни человека; знакомить с понятием «атмосфера» Предварительная беседа:.

Конспект беседы «Птицы — живые барометры» с детьми подготовительной группыКонспект беседы «Птицы — живые барометры» с детьми подготовительной группы Конспект беседы «Птицы- живые барометры» с детьми подготовительной группы. Цель: Создать условие для знакомства с птицами, с помощью которых.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея» Вступление: Уважаемые коллеги, эта беседа и презентация возникли благодаря проекту «Посткроссинг». В самом первом своем письме ребята.

План-конспект беседы «Полезные и вредные привычки» с детьми подготовительной к школе группы Цель: Формирование представлений о полезных и вредных привычках и их влиянии на здоровье человека. Ход беседы: Воспитатель: Здравствуйте,.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Людмила Руденко Задачи: 1. Закреплять знания детей о позвоночнике.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка» Пока дети сладко спали, к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект беседы с детьми в подготовительной группе «День словаря»
Опубликовано: 19 марта 2022 в 15:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД