Папки-передвижки

План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога «Прогулка в зимнем лесу» с ребенком средней группы с ОВЗ

Илюхина Мария Игоревна
План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога «Прогулка в зимнем лесу» с ребенком средней группы с ОВЗ

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОГА НА ТЕМУ :

«ПРОГУЛКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ» (индивидуальное занятие с ребенком средней группы с ОВЗ).

Тип занятия : коррекционно - развивающее.

Вид занятия : ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредством использования сюжетной игры.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога „Прогулка в зимнем лесу“ с ребенком средней группы с ОВЗ» размещена в разделах

продолжать знакомить ребенка с образом жизни в зимний период диких животных (еж, волк, заяц, медведь);

уточнить знания о зиме, ее признаках;

продолжать закреплять понятия: большой – маленький, много-мало, длинный – короткий;

продолжать закреплять умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при сравнении однородных предметов;

закреплять количественные представления понятий «много – мало» в работе с непрерывными множествами, на основе образца речевого высказывания;

продолжать закреплять названия цветов, умение чередовать четыре основных цвета-красный, зеленый, желтый, синий;

уточнять и расширять активный словарный запас ребенка с последующим включением его в простую фразу;

стимулировать проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка в процессе сюжетной игры.

Коррекционно-развивающие:

развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формирование речи во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления (сенсомоторная интеграция);

развивать понимания обращенной речи;

продолжать развивать умение анализировать схемы и воспроизводить их на основе проведённого анализа;

продолжать развивать мелкую моторику через практические действия с непрерывными множествами (крупа);

развивать тактильные, термические ощущения ребенка;

развивать слуховое внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление ( мыслительные операции: анализ, сравнение);

продолжать формировать умение двигаться в соответствии со словами текста и музыки;

уточнять произношений звуков У, Х, Ф;

развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры лица;

развитие речевого дыхания;

развитие межполушарного взаимодействия (одновременные движения пальцев обеих рук);

развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

Коррекционно-воспитательные:

формирование устойчивого эмоционального контакта ребенка со взрослыми в процессе игровой деятельности;

формирование положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям.

Место проведения: кабинет учителя-дефектолога

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с образовательными областями: «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности:

игровая (игра-приветствие «Доброе утро», игра-прощание «До свидания», пальчиковая игра «Зайке холодно зимой»; дидактические игры «Где много, где мало?»,«Цветная дорожка»,«Сложи из фигур по схеме» и др.);

коммуникативная (взаимодействия ребенка со взрослым);

музыкальная (выполнение упражнений под музыку);

театрализованная деятельность (игры-подражания (работа над мимикой, развитие воображения, звукоподражание).

Предварительная работа:

знакомство с признаками зимы, с дикими животными, их строением, повадками, образом жизни. Рассматривание картин, слайдовых презентаций.

использование нестандартных материалов – изготовление снежков из фольги, создание сугробов из цветных помпонов, синтепона, игры с сенсорной коробкой)

разучивание пальчиковых игр;

дидактические игры и упражнения – «Сложи из фигур по схеме», «Цветная дорожка», игры с крупами.

подбор практического материала (предметов-заместителей, игрушек, пальчиковых и логоритмических упражнений, музыкального сопровождения).

Методы и приемы:

игровой (сюжетная игра, дидактические игры, пальчиковая и музыкальные игры, игры-подражания,воображаемые ситуации);

словесный (проговаривание стихотворной формы при выполнении движений; пояснение, похвала, напоминание);

наглядный (слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) - музыка (песня, которая вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм; выполнение упражнений детьми по подражанию педагогу, разрезные картинки, схемы;

практический (совместные действия педагога и ребенка; конструирование по схеме под руководством учителя-дефектолога, выкладывание цветных дорожек, составление разрезных картинок, «скатывание» снежков из фольги, наполнение емкостей крупой).

здоровьесберегающие (смена динамических поз, упражнения на развитие мелкой моторики, логоритмические упражнения, психогимнастика).

Материалы и оборудование:

нестандартное оборудование - сенсорная коробка «Зимний лес»; (наполнитель –белый рис, цветной рис)

нестандартные материалы - фольга, цветные помпоны,коктейльная трубочка, лед, еловая веточка;

проигрыватель– бумбокс;

предметные картинки, разрезные картинки;

фишки 4 основных цветов;

схемы цветных дорожек, схема из геометрических фигур;

куклы би-ба-бо;

контейнер с ленточками разной длины;

совочки для сыпучих материалов, ведерки.

Методическое обеспечение:

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с

Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Санк-Петербург: Каро, 2016. – 336 с.

Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – Санкт-Петербург, Изд-во «Союз», 2001. – с. 309.

Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. - М. : Парадигма, 2015. - 128 с

НовиковскаяО. «Умные пальчики. Игры для развития речи 4-7 лет». - АСТ, Астрель: Москва, 2009. – с. 30.

Интернет –ресурсы.

Этапы проведения занятия :

Вступительная часть (ритуал приветствия).

Основная часть (постановка проблемы, выполнение заданий).

Заключительная часть (ритуал прощания).

Ход НОД:

Организационный момент.

Игра-приветствие «Доброе утро».

Ребенок и педагог встают в круг.

Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «Доброе утро!».

Основная часть

• Игровая ситуация (постановка проблемы).

Учитель – дефектолог (уч-деф) надевает куклу БИ-БА-БО зайца на руку.

Слышится голос плачущего зайца (включена запись).

-Кто это плачет? (Заяц).

Уч. - деф, обращаясь к зайцу:

-Почему ты дрожишь, Зайка?

Заяц (уч-деф) :

-Мне холодно, я очень замерз.

Уч. - деф, обращаясь к ребенку :

- Как холодно Зайке?

Учитель-дефектолог, используя прием термомассажа, проводит кусочком льда по надбровным дугам, щекам, по кончику носа, носогубным складкам, губам, подбородку и по кистям рук.

Уч. -деф:

-Зайке холодно зимой? (Холодно).

Пальчиковая гимнастика:«Зайке холодно зимой».

Уч. -деф:

-Зайке холодно зимой

Мерзнут лапки ой, ой, ой!

Нужно лапки нам погреть,

Посильнее растереть.

(Ребенок совместно со взрослым выполняет движения, уточняется произношение звука «Х»).

- Уч. -деф:

- Почему ты опять плачешь, Зайка?

Заяц (уч-деф) жалостно отвечает:

– Меня выгнал волк из дома. Помогите мне прогнать его.

Уч. - деф:

-Зайка, а где твой дом?

Заяц (уч-деф) :

-Мой дом далеко в лесу, под сугробом.

Уч. -деф, обращаясь к ребенку :

- Будем Зайке помогать?

Будем волка прогонять? (Да).

Зайка остается под елочкой.

Ребенок и педагог отправляются в зимний лес :

-Мы с тобой пойдем, пойдем

И сугроб найдем!

• Игра в сенсорной коробке.

Педагог подводит ребенка к сенсорной коробке.

Обращается внимание ребенка на большое количество «снега», сугробы.

Уч-деф:

-Посмотри, вот сугроб.

Может здесь зайка живет?

Проверим, кто же здесь.

• Дыхательное упражнение.

Педагог совместно с ребенком берет коктейльную трубочку и начинают дуть на

сугроб. Находят ежа.

Уч-деф:

-Кто это? (ежик).

• Игра по подражанию.

Уч. -деф: произносит звук Ф-Ф-Ф (ИМИТИРУЕТ ФЫРКАНЬЕ ЕЖА).

- Слышишь, как ежик недовольно фырчит? Зимой он спит.

Вместе с ребенком произносят звук Ф-Ф-Ф.

Затем уч - деф проводит еловой веточкой по лицу, по кистям рук ребенка, уточняя ощущения (колючие иголки у ежа).

Уч-деф:

-Спрячем ежа обратно, укроем его снегом. (Ребенок собирает помпоны, делает сугроб, пряча ежа).

«Идут» дальше.

• Дидактическая игра «Где много, где мало?».

Уч-деф:

-Сколько много «снега» намело! Вот еще сугроб. Какой он по величине (большой). Но до него не дойти. Поробуем расчистить дорожку.

Предлагается сначала большое ведерко. Ребенок с помощью совочка насыпает в него «снег». Дорожка до конца не расчищена. Берется еще одно ведерко, меньшее по размеру.

Уч-деф (показывая на ведерки) :

-«Какой величины, это ведерко? (Ведерко, какое)»(большое, маленькое).

Ребенку дается образец речевого высказывания демонстрируемых предметов.

- В большом ведерке – много «снега».

- В маленьком ведерке – мало «снега».

- Покажи, в каком ведерке много «снега»? (В большом.)

- Покажи, в каком ведерке мало «снега»? (В маленьком.)

• Подвижная Игра «Кто здесь топал?»

Под музыку ребенок совместно с уч-деф выполняют соответствующие движения.

Уч. -лог надевает на руку куклу би-ба-бомедведя.

-Кто здесь топал?

Кто здесь хлопал?

-Нет, не я

Нет не я!

-Кто здесь топал?

Кто здесь хлопал?

Догоню сейчас тебя!

• Дидактическое упражнение «Цветная дорожка».

Уч-деф:

-Убежали от медведя! Вот что может случиться, если его разбудить зимой. Предлагаю сделать цветную дорожку около сугроба. Тогда звери будут обходить это место стороной.

Ребенок с опорой на образец выкладывает «сигнальную» цветную дорожку из 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

• Пальчиковая гимнастика «Пальчиковые шаги».

Уч– деф:

- А вот еще сугроб. Доедем до него на лыжах?

Ребенок ставит указательные пальцы в пробки от пластиковых бутылок и одновременно начинает двигать пальцами обеих рук по направлению вперед, проезжая по «снегу», проговаривая слова :

Мы едем на лыжах

Мы мчимся с горы

Мы любим проказы

Зимней поры!

Уч – деф:

- После нас остались дорожки. Какие они по длине?

-Длинные или короткие?

• Дидактическое упражнение «Тяни ленточку»?

Ребенку предлагается банка-контейнер с прорезями. В ней находятся ленты одного цвета, но разной длины.

Уч-деф:

-Тяни за ленточку.

-Какая это лента? (длинная)

-Тяни еще. А это какая лента? (короткая). Молодец!

-Ребенок, сравнивая ленты по длине, убеждается, что дорожки к сугробу были длинные.

• Психогимнастика «Сердитый волк».

Уч – деф:

- Покажем злого волка.

Ребенок и педагог изображают волка, расставляя широко пальцы рук у лица, и сердито произносят «Я злой и страшный серый волк…», и выполняют упражнение «Подуй сильно на губки».

Уч-деф:

- Вот мы и нашли дом Зайки.

Будем волка прогонять?

Скатаем снежки и прогоним его.

Ребенок и педагог садятся на пол и скатывают из фольги снежки.

Уч-деф:

-Волк услышал, что мы пришли и спрятался за елку.

А ну волк, уходи. Бросаем в него! (Одновременно бросают «снежки» и говорят «Уходи, волк!»). Прогнали волка!

Молодец,___ (имя ребенка!

-Ой, посмотри, а вот и Зайка!

Зайка (уч-деф) говорит «спасибо» и благодарит за помощь, дарит ребенку цветные орешки.

Уч-деф:

- Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу.

Пора домой.

Заключительная часть (ритуал прощания).

Ребенок и педагог встают в круг.

Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «До свидания!».

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу»Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: "Прогулка в сказочном зимнем лесу" Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.

Конспект занятия по окружающему миру «Дикие животные в зимнем лесу» (подготовительная группа) Программное содержание: Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные». Учить детей отгадывать описательные загадки о диких животных, дать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия по ФЭМП «В зимнем лесу» с детьми младшего возрастаКонспект занятия по ФЭМП «В зимнем лесу» с детьми младшего возраста Программное содержание Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий- низкий, выше- ниже. Упражнять.

Конспект занятия по рисованию «Ночь в зимнем лесу» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Ночь в зимнем лесу» в подготовительной группе Цель: выполнение зимнего пейзажа Задачи:совершенствовать владение приемами и техникой работы гуашью способствовать развитию творческих.

Конспект занятия «Приключения в зимнем лесу» Тема занятия: «Приключения в зимнем лесу» Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Образовательная область: речевое развитие Цель: обобщение.

Конспект занятия «Сказка в зимнем лесу» для детей старшего возраста Тема: «Сказка в зимнем лесу» Цель: Создание условий для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать.

Конспект НОД «В зимнем лесу» в средней группе Прогулка в зимний лес» (средняя группа) Цель: Продолжать формировать представления детей о жизни диких животных. Задачи: 1. Расширить представления.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога «Прогулка в зимнем лесу» с ребенком средней группы с ОВЗ
Опубликовано: 17 июня 2021 в 12:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД