Жанна Синягина
План-конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Где вода – там жизнь»
Задачи: воспитательная - воспитывать у детей бережное отношение к воде, образовательная - учить детей проводить несложные опыты с водой, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов, развивающая - развивать мышление, умение анализировать.
Оборудование: аудиозапись шума прибоя; картинки с разными состояниями воды и способами ее использования; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, сахар-рафинад, песок; фотографии пустыни и леса.
Публикация «План-конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира с детьми старшего возраста» размещена в разделах
Продолжительность занятия и его частей : продолжительность 25 минут. Занятие поделено на три части: первая часть – 5 минут, вторая часть – 15 минут, третья часть – 5 минут.
Интеграция областей : «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Предварительная работа: Чтение заключительной части стихотворения «Вчера и сегодня» С. Я. Маршака.
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
- Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде
- Завели водопровод.
Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума
- По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик,
- И вода бежит рекой.
Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!
Название части занятия Ход занятия Организационно-методические приёмы
Вводная
В: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем?
Закройте глаза и послушайте как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.
( Ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.)
Основная Пристань «Где вода – там жизнь»
В: Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так, выглядят берега реки или озера. Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.
1. Для чего мы ежедневно используем воду?
2. Почему нужно поливать комнатные растения?
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?
Пристань «Откуда к нам пришла вода?»
В: Послушайте рассказ капельки.
- Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него. - Ты кто? – спрашивает он. - Я – ручеек. А ты кто? - И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить, и потечем дальше вместе. Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам.
Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.
А мы продолжаем наше плавание.
Пристань «Драгоценная капелька»
В: Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Мы с вами уже учились беречь электричество, так давайте обращать внимание и на воду, будем беречь и её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду.
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, звери и человек.
А поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручеек ослаб,
А мы у крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет!
В: Плывём дальше.
Пристань «Исследователи»
Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.
Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус?
Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? Куда она исчезла? Проверьте, растворяется ли в воде песок.
Рассмотрите эти рисунки. В каком состоянии бывает вода в природе? Закончите предложение: «Вода это – дождь, …» (пар, град, снег, лед.)
Как доказать, что снег и лед – это замерзшая вода?
Продолжим же наше плавание. Вот, впереди уже виднеется очередная пристань, причаливаем к ней.
Пристань «Загадки»
В: На этой пристани мы будем отгадывать загадки. Вы готовы?
Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
С неба – звездой
На ладошку – водой.
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
Сам вода, а по воде плавает.
Кругом вода, а с питьём беда.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – оно задрожит.
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Солнце напекло –
Одеяло утекло.
Бел, как мел,
С неба прилетел
Зиму пролежал
В землю убежал.
В: Наше путешествие подходит к концу. Отправляемся в путь, впереди нас ждет последняя пристань.
Показ иллюстраций
Ответы детей
(Ответы детей.)
Ответы
Дети: дождь
Снег
Сосулька
Лёд
Море
Роса
Водопровод
Лужа
Снег
Снег
Заключительная
Пристань «Вредная и полезная»
Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья? Как люди заботятся о чистоте водоемов? Когда люди чистят русло какой-нибудь реки, то какой только мусор им не приходится доставать со дна ковшом экскаватора.
Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. На этом наше плавание закончено.
Ответы детей