Получи документы

План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Милюкова
План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш ] в словах, предложениях с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции»

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия: интегрированное

Количество детей – 6 детей из подготовительной группы

Продолжительность занятия - 35 минут

Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях для предупреждения смешения звуков в речи и профилактики дисграфических ошибок в школьном возрасте.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Публикация «План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Нормализация тонуса мышц и моторики органов артикуляции

2. Развитие динамического праксиса - тонких, дифференцированных движений в пальцах рук и синхронности, ритмичности общей двигательной сферы.

4. Тренировка правильных произносительных навыков в различных ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разного лексико – грамматического материала.

5. Развитие звуковой культуры речи воспитанников, связной речи и ее грамматического строя посредством речевой игры, знакомство с новыми словами для активизации.

6. Развитие звуко - буквенного анализа слова, внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие, обогащение и уточнение словаря.

2. Развитие и активизация моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие и формирование графомоторных навыков

4. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществляет решения в соответствии с заданными правилами.

2. Воспитывать самоконтроль.

3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Материалы и оборудование: слайдовая презентация «Артикуляционная гимнастика», мультимедиа - установка, компьютер - ноутбук, смайлики «настроение», столы для детей старшей дошкольного возраста -2, столы с подсветкой для рисования крупой -2, настольная игра «Каждому звуку – свое место», разрезная азбука, крупа, две игрушки.

Планируемые результаты:

Предметные: отчетливое произношение детьми звуков (ш – ж); их дифференциации в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях и отработка слов сложной слоговой структуры;

Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта; получат навыки сотрудничества с взрослыми, со сверстниками;

Личностные: способствуют формированию чувства сплоченности коллектива, доверия, поддержки у всех участников и гостей данного открытого мероприятия.

Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.

План занятия:

1. Приветствие. Знакомство с детьми

Цель: создание психо - эмоционального контакта.

2. Разминка

Цель: сбросить психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.

Основная часть:

3. Комплексная артикуляционная гимнастика для правильной артикуляции шипящих звуков

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.

4. Тема урока.

5. Звуко-буквенный анализ слова. Игра «Звонкий – глухой», игра «Каждому звуку – свое место».

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти

а) по зрительному восприятию;

б) по слуховому восприятию;

в) слоговая структура слова.

6. Пальчиковые игры с рисованием на крупе и с рисованием пальчиком на спине

Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности, координации речи с движением.

7. Слова-паронимы

Цель: правильное употребление паронимов.

8. Игра «Подскажи словечко»

Цель: умение подбирать рифму, автоматизировать звуки в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас

9. Игра «Собери словечко»

Цель: формирование звуко-буквенного анализа и синтеза

9. Рефлексия.

Цель: закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.

10. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Цель: развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.

Ход занятия:

I. Организационный момент. [/i]

- Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!

Я – Светлана Михайловна, учитель – логопед (Дети здороваются)

«Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро,

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро, улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера. (Валентина Котенёва)

Пожелаем здоровья и тепла нашим дорогим гостям! Назовите нам ваши имена полным ответом.

II. Разминка.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение, выбирайте смайлик «настроение» и прикрепите в верхний ряд (радостное, грустное, спокойное).

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

-Сейчас возьмите зеркала, будем выполнять артикуляционные упражнения.

(Дети выполняют упр. «Часики», «Качели», «Лопата», «Вкусное варенье», «Чашечка»)

IV. Тема урока

Работа над стихотворениями.

- А теперь давайте послушайте стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Жаба жабе предложила

Ежевичный вкусный джем.

-Ежевичный? – та спросила –

Ну, тогда, пожалуй, съем!

Дети: Звук [Ж].

-А теперь послушайте другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Трое маленьких мышат

В тишине ночной шуршат,

Если кошку вдруг услышат,

То шуршат они потише.

Дети: Звук [Ш].

-Ребята, кто из Вас догадался, над какими звуками мы сегодня будем работать?

Дети: Мы будем работать над звуками [Ж] и [Ш].

V. Звуко-буквенный анализ слова

- Мы сегодня будем работать над звуками [Ж]-[Ш]. Тема сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».

- К нам в гости пришли наши давние знакомые. Это гномики ЖИК и ШИК. Они принесли нам много разных заданий. Мы обязательно с ними справимся.

А теперь скажите, какой первый звук в имени ЖИК?

Дети: Звук [Ж].

- А теперь скажите, какой первый звук в имени ШИК?

Дети: Звук [Ш].

- Давайте дадим характеристику звуку [Ж].

Дети: Звук [Ж] – согласный твердый звонкий.

- Давайте дадим характеристику звуку [Ш].

Дети: Звук [Ш] – согласный твердый глухой.

- Что общего у звуков [Ж-Ш]?

Дети: Эти звуки согласные и всегда твердые.

-Чем различаются звуки [Ж-Ш]?

Дети: Звук [Ж] – звонкий, а звук [Ш] – глухой.

-Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

Дети: Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

Дети: Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».

-Наши Гномики хотят поиграть с нами в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – хлопаете в ладоши, а если слышите звук [Ш] – закрываете уши. Приготовились, начали…

- Следующая игра «Каждому звуку – свое место» /На столе разложены карточки, в названии которых есть звуки [Ж] и [Ш]. Дети делятся на две команды и раскладывают картинки в две стопки соответственно присутствующим звукам в их названиях. При проверке правильности выполнения задания, дети определяют местонахождение данного звука в слове/

VI. Пальчиковые игры

-Вот настала пора для пальчиковой гимнастики с рисованием на крупе. Для выполнения следующего упражнения подойдём к столам для рисования. Перед вами шипящие буквы, выберите ту, которую вы будете рисовать.

-А теперь объединитесь в пары. Один из пары другому будет пальчиком рисовать на спине те буквы, что я вам раздам. А тот, кому рисовали букву, будет пытаться ее отгадать.

VII. Работа над паронимами.

- Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.

У Саши красный ШАР.

У Миши сильный ЖАР.

Дети: ШАР-ЖАР

- МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети: По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].

По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».

По значению. Шар –это… Жар - это…

-У зайца длинные УШИ.

В траве живут УЖИ.

Дети: УШИ-УЖИ

Логопед: МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети:

По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]

По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».

По значению. УШИ-это… УЖИ – это…

- Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу называются паронимы.

VIII. Игра «Подскажи словечко»

Из упрямства ни на шаг не продвинется. (ишак).

У Маши и Миши в чулане жили… (мыши).

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын. (жираф).

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно. (карандаш).

Лежебока рыжий кот отлежал себе… (живот).

Банан на пальме – для мартышки, на сосне для белки (шишки).

Как на тоненький ледок выпал беленький … (снежок).

Сегодня все ликует, в руках у детворы от радости танцуют воздушные … (шары).

IX. Игра «Собери словечко»

- Соберите из разрезной азбуки слово «шары».

X. Рефлексия

- Молодцы! Ребята, ЖИК и ШИК довольны нашей работой. А вы довольны своей работой? Выберите смайлик «настроение» и прикрепите в верхний ряд (радостное, грустное, спокойное).

Скажите, а Вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какие задания вызвали затруднения?

С каким настроением Вы уходите с занятия?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Осенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки» с применением элементов фольклора для детей старшего дошкольного.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФН «День рождения куклы Даши» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФН Тема.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Весна пришла, птиц созвала» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема «Весна.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста с презентацией.

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста по автоматизации [р] в словах Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской республики Конспект индивидуального.

План — конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Веселый бычок» .

План-конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну льда и снега» План - конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну льда и снега» Воспитатель : Курманова.

План-конспект образовательной деятельности «Весёлая математика» для детей старшего дошкольного возраста План-конспект образовательной деятельности "Весёлая математика" для детей старшего дошкольного возврата " 5 – 6 лет" Автор: Лихманова Татьяна.

План-конспект праздника «1 июня — День защиты детей» для детей старшего дошкольного возраста План-конспект «1 июня – День защиты детей» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Совместными играми и танцами создать детям атмосферу.

«Весна пришла, птиц созвала». Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема «Весна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 12:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД