Анна Шумейко
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему «Осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №34 Краснодарский край
ст. Ленинградская
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Образовательная область : «Познавательное развитие».
(Ознакомление с миром природы)
Тема: «Осенний лес».
Подготовила:
воспитатель
Шумейко Анна Степановна
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему „Осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Тема: «Осенний лес».
Цель: продолжать знакомить детей с природой.
Задачи:
Образовательные задачи :
— расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлений, происходящих в природе осенью, закрепление понятий «осень», «признак»;
— продолжение знакомства с представителями растительного мира родного края.
Развивающие задачи:
— уточнение пространственных направлений и отношений, освоение действия условного обозначения ведущего признака наблюдаемого объекта;
— развитие наблюдательности при определении особенностей сосновых шишек, их строения;
— формирование навыков элементарного экспериментирования (побуждать детей задавать познавательные вопросы на природоведческую тему, искать на них ответы).
Воспитательные задачи:
— воспитание эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на красоту родного края;
— формирование умения действовать по указанной инструкции
Материалы и оборудование: ворон (игрушка или изображение, конверт с письмом, иллюстрации (цветы, деревья, кустарники летом, летний пейзаж, плоскостные изображения ели, лиственного дерева без листьев, листья зеленого и желтого цветов, панно «Времена года» из четырех частей, маршрутная карта экологической тропы.
Методы и приемы: рассказ, показ, сюрпризный момент, рассуждения, анализ.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, у нас в осеннем саду появилась птица, которая прилетела к нам из леса.
(Воспитатель приглашает ворона, предлагает рассмотреть птицу, отметить особенности ее внешнего вида, сравнить с другими птицами, уже знакомыми детям (канарейка, попугай).)
Воспитатель: Эта птица называется ворон. Скажи пожалуйста, зачем ты прилетел к нам в детский сад?
Ворон: Я прилетел к детям надолго, а почему — они должны догадаться сами. Помочь им в этом сможет письмо, которое я принес из леса.
Воспитатель: Что ж, давайте почитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители — растения! Мы знаем, что совсем недавно вы все были на каникулах, «отдыхали, грелись на солнышке, купались в речке, бегали по зеленой травке среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. И с нами — растениями леса — тоже произошли изменения. Хотите узнать, какие? Приходите к нам в лес, сами все увидите и, наверное, догадаетесь, почему улетают птицы и куда прячутся насекомые. Мы будем очень рады встрече с вами. Надеемся, что наш наряд вам понравится и что вы, захотите рассказать об этом «своим родителям и всем знакомым, нарисовать наши портреты и сделать поделку из природного материала».
(Показываю детям иллюстрации с изображениями отдельных цветов, деревьев и кустарников в летнем наряде, картину с изображением летнего пейзажа, по которой беседует с детьми.)
Воспитатель: Какого цвета летнее небо?
Дети: Летнее небо голубого цвета.
Воспитатель: Чем покрыта земля летом?
Дети: Земля летом покрыта травой, цветами.
Воспитатель: Какого цвета листья на деревьях?
Дети: Листья на деревьях зеленого цвета.
Воспитатель: Чем пахнет летний лес?
Дети: Летний лес пахнет цветами, свежей зеленью.
Воспитатель: Кто живет в летнем лесу?
Дети: В летнем лесу живут белочки, зайчики, бабочки, стрекозы, комары, птицы.
Воспитатель: Чьи голоса можно услышать в летнем лесу?
Дети: В летнем лесу щебечут птицы, стрекочут стрекозы, жужжат комары.
(Обращаю внимание детей на панно «Времена года» Изображения располагаются на панно: заполнена первая часть — «лето».)
(Предлагаю рассмотреть карту экологической тропы, обращаю внимание детей на условные обозначения остановок. Обговариваем предстоящий маршрут) .
«Выйдем за ворота детского сада. Первая остановка — «Можжевеловый куст», вторая —«Береза», третья —«Орех», четвертая- «Каштан», пятая- «Клен»,шестая – «Рябина», седьмая –«Шиповник»
(При этом отмечается местоположение «остановок» относительно пути следования: справа, слева, прямо и т. д.)
Идем по намеченному маршруту, проговаривая направления движения, на остановках, выполняя задания.
Воспитатель: Какого цвета осеннее небо?
Дети: Осеннее небо серое, солнце спрятано за облаками
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте отгадаем с вами загадку.
У маленькой елочки
Колкие иголочки,
Шарики синие,
Словно бы в инее!
(Можжевельник)
А кто мне скажет,что это за куст перед вами?
Дети: Это можжевеловый куст.
Воспитатель: Правильно. Давайте подойдём к нему и внимательно его рассмотрим. Его очень легко узнать по маленьким,голубеньким веточкам. Давайте погладим его ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он?
Дети: Он гладкий, прохладный.
Воспитатель:
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Воспитатель: Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она?
Дети: Красивая.
Воспитатель: А кто покажет мне ствол дерева?
Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?
Дети: Нет, потому что он толстый.
Воспитатель: Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя. Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые
или тонкие?
Дети: Тонкие.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на листья. Какие они?
Дети: Жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.
Воспитатель: А листья большие или маленькие?
Дети: Разные.
Воспитатель: Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие. Давайте соберем листья, но только желтые. (Собирают потом
коричневые, потом только зеленые) .
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
На зубок он попадёт. (орех)
Воспитатель: Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это Орех. Расскажите о нем. Какой он?
Дети: Большой.
Воспитатель: А кто покажет мне ствол дерева? Какой он?
Дети: Он толстый.
Воспитатель: Правильно, ствол у дерева толстый. А какие ветки у него?
Дети: Толстые.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на листья. Какие они?
Дети: Жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.
Воспитатель: А листья большие или маленькие?
Дети: Разные.
Воспитатель: Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие. Давайте соберем листья, но только желтые. (Собирают потом
коричневые, потом только зеленые).
Висят на ветках,
В колючих жилетках,
Осень пришла,
Кожуру сняла (Каштан)
Воспитатель: Это каштан. Расскажите о нем. Какой он?
Дети: Большой.
Воспитатель: А кто покажет мне ствол дерева? Какой он?
Дети: Он толстый.
Воспитатель: Правильно, ствол у дерева толстый. А какие ветки у него?
Дети: Толстые.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на листья. Какие они?
Дети: Жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.
Воспитатель: А листья большие или маленькие?
Дети: Разные.
Воспитатель: Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие. Давайте соберем листья, но только желтые. (Собирают потом
коричневые, потом только зеленые). Конский каштан обыкновенный — изящное дерево высотой до 36 м с низко опущенной раскидистой широкоовальной куполообразной кроной. На старых деревьях наружные ветви часто повисают.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Воспитатель: Верно, это клен. Расскажите о нем. Какой он?
Дети: Большой.
Воспитатель: А кто покажет мне ствол дерева? Какой он?
Дети: Он толстый.
Воспитатель: Правильно, ствол у дерева толстый. А какие ветки у него?
Дети: Толстые.
Воспитатель: А по сравнению с березой,какие по размеру ветви у клена?
Дети: Больше и толще.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на листья. Какие они?
Дети: Жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.
Воспитатель: А листья большие или маленькие?
Дети: Разные.
Воспитатель: Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие. Некоторые виды клёна используются для получения кленового сиропа и сахара. В весеннем кленовом соке содержится сахар.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
(Рябина)
Воспитатель: Молодцы! Верно, это рябина. Расскажите о ней. Какая она?
Дети: Невысокая.
Воспитатель: А кто покажет мне ствол дерева? Какой он?
Дети: Он тонкий.
Воспитатель: Правильно, ствол у дерева тонкий. А какие ветки у него?
Дети: Тонкие и гибкие.
Воспитатель: А что вы еще заметили на ветвях рябины?
Дети: Ягоды.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на листья. Какие они?
Дети: Жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.
Воспитатель: А листья большие или маленькие?
Дети: И большие и маленькие.
Воспитатель: Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие. Дерево или кустарник, вид рода Рябина семейства Розовые. Широко распространённое малоценное плодовое деревце, заметное своими яркими плодами, остающимися на ветвях растения до глубокой осени и даже всю зиму.
Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в саду. (Шиповник)
Воспитатель: Верно, это шиповник. Расскажите о нем. Какой он?
Дети: Как куст. Невысокий.
Воспитатель: А какие ветки у него?
Дети: Тонкие и гибкие, с шипами.
Воспитатель: А что вы еще заметили на ветвях шиповника?
Дети: Ягоды.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на листья. Какие они?
Дети: Жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.
Воспитатель: А листья большие или маленькие?
Дети: маленькие.
Воспитатель: Правильно, маленькие. Кустарник высотой 1 - 2 м, с тонкими блестящими красно-коричневыми ветвями. Цветоносные побеги покрыты многочисленными изогнутыми шипами, расположенными по 2 у основания черешков листьев. Бесплодные побеги с тонкими прямыми шипами. Листья сложные, непарноперистые, с 5 - 7 продолговато-эллиптическими серовато-зелеными, слегка опущенными листочками и прилистниками. Цветки с пятью розовыми лепестками и пятираздельной чашечкой, на коротких цветоножках, одиночные или по 2 - 3, до 5 см в диаметре. Плоды гладкие, оранжевые или красные, шаровидные или яйцевидные, мясистые. Внутри находятся волосистые плодики-орешки.
Воспитатель: Ребята,вот мы с вами и прошли по нашему маршруту. Вам понравилось? Ворону тоже понравилось и теперь он хочет поиграть с вами. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель:Ребята,о чем мы с вами сегодня разговаривали во время путешествия по территории (О деревьях) Что вы нового узнали? С какими деревьями мы с вами познакомились?
Подвижная игра «Ветер и листья»
(Дети слушают слова, которые произносит воспитатель. Когда воспитатель произносит слово «ветер», дети начинают кружиться; при слове «листья» разбегаются в разные стороны, приседают.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня превратимся в осенние листья. Когда ворон будет говорить «ветер», вы должны кружиться по полянке, а когда скажет слово «листья» вы должны замереть и не шевелиться. Кто пошевелится тот выбывает из игры. Начнем игру.
Воспитатель: Ребята, вам понравился наш сегодняшний гость, Ворон? Будем ждать его еще в гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте скажем, До свидания!
Дети: До свидания!