МААМ-картинки

План-конспект НОД в старшей логопедической группе по познавательному развитию «Предметы русского быта»

Наталья Николаевна Куклова
План-конспект НОД в старшей логопедической группе по познавательному развитию «Предметы русского быта»

Тема: «Предметы русского быта»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа;

Задачи:

1. Познакомить детей с жилищем крестьянской семьи – избой, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, красный угол, закуток, коромысло, прялка, ухват, кочерга и т. д.). (Познавательное развитие)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, частушками, словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами (ухват, чугун, рубель, прялка). (Речевое развитие)

Публикация «План-конспект НОД в старшей логопедической группе по познавательному развитию „Предметы русского быта“» размещена в разделах

3. Развивать у детей связную монологическую речь и коммуникативные умения с помощью народной игры. (Речевое развитие)

4. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа

к народным традициям. (Социально-коммуникативное развитие)

Предварительная работа : знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, с предметами быта русского народа, домашней утвари, разучивание частушек.

Материалы и оборудование:

- мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;

- "Музей-выставка" (предметы быта : сундук, самовар, деревянные ложки, прялка, ухват, чугунок, кувшин, одежда – сарафан и рубаха и т. д);

- русский народный костюм для воспитателя;

- для проведения русской народной игры 4 платка с узорами.

Ход занятия:

Дети становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. (Дети здороваются) А знаете ли вы как здоровались в старину? (Дети отвечают) По русскому старинному обычаю говорили – «Здраве будете!», что обозначает «Будьте здоровы!». И кланяются, прижав руку к сердцу. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: Здраве будете! (Кланяются, прижав руку к сердцу)

Воспитатель: Мы собрались с вами для того, чтобы побеседовать о русском быте, как жили наши предки в деревне. Проходите на свои места. Воспитатель показывает презентацию: "Предметы русского быта".

По каждому слайду ведется небольшая беседа.

Слайд 1 «Предметы русского быта»

Воспитатель: Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта. Это одежда, посуда, мебель. Многие предметы ушли из нашей жизни, а некоторые поменяли название. В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба.

Слайд 2 Русская изба

Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе - из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места.

Слайд 3 Красный угол

Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. В Красном углу отводилось место для икон. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте.

Слайд 4 Печка

Главной в избе была ПЕЧЬ: она обогревала, в ней пекли хлеб, готовили еду, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее все накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит!

Слайд 5 Стол.

Это божья ладонь. "Хлеба ни куска, стол-доска"-так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Воспитатель: А сейчас ребята, я превращусь в хозяйку русской избы и рассмотрим предметы русского быта повнимательнее. (Воспитатель переодевается в русский народный костюм)

Хозяйка русской избы : Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому! Хотите, чтобы я вас познакомила с предметами русского быта?

Дети: Да!

Хозяйка русской избы : Хорошо, смотрите и запоминайте!

Слайд 6-7 Внутреннее убранство избы

- В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, прялка, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. За столом собиралась вся семья. Здесь и готовили, и пряли, и спали, и играли.

Слайд 8 Печь - это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. В печи готовили еду. Кочерга инструмент для печи, которым сдвигали угли после прогорания поленьев. Служила для размешивания углей в печи и сгребания жара.

Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке.

Слайд 9 Чугунок и ухват. Ухват использовали для того, чтобы захватывать и ставить в русскую печь горшки, чугуны.

Чугунок – это специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Слайд 10 Посуда: горшки, миски, кринки, ложки.

Слайд 11 Ложки раньше были глиняные или деревянными, а вилок вообще не было.

Хозяйка русской избы : И сейчас есть деревянные ложки. Вспомните, где мы их используем.

Дети: На музыке.

Хозяйка русской избы : Я предлагаю немного отдохнуть и с помощью наших ложек пропеть частушки. Мы споем частушки, которые мы с вами пели мамам на праздник.

Физкультурная минутка

(с деревянными ложками - дети поют частушки)

Хозяйка русской избы : Продолжим знакомство с нашей домашней утварью

Слайд 12 Самовар был предметом роскоши, а также предметом первой необходимости. Его берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития.

Слайд 13 - Кувшин – сосуд для жидкости с ручкой и носиком.

Слайд 14 - Кринка – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Молоко в таком сосуде долго сохраняет свежесть.

Слайд 15 - Ступа – сосуд, в котором размалывали или измельчали, растирали и смешивали что-либо при помощи песта, деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью.

Слайд 16 - Воду приносили ведрами, при этом пользовались коромыслами.

Слайд 17 - Ушат – деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости; в них держали воду, запаривали веники для бани.

Слайд 18 - Бочки в старину были вместилищем жидкостей и сыпучих тел: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, мяса сушеного.

Слайд 19 - Кадки использовались для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы.

Слайд 20 - Лохань - круглая или продолговатая деревянная посудина с невысокими краями, предназначенная для стирки белья, мытья посуды, сливания воды.

Слайд 21 - Корыто в хозяйстве пригождалось для сбора урожая плодов, для заготовки солений, для стирки, купания, остуживания воды, для замеса теста и кормления скота. В перевернутом виде использовали как большую крышку. Зимой дети катались на нем с горок, как в санках.

Слайд 22 - Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Это деревянная доска с поперечными желобками. Позже стали использовать чугунные утюги. Чугунный утюг работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил 10 кг.

Слайд 23 - Крестьянская женщина зимой занималась прядением, используя при этом Прялку. Прялки делали из дерева (береза, липа).

Прядение - это обязательное занятие крестьянской женщины. Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.

Слайд 24 - Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. Он в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и одежда, и простые бытовые мелочи. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа.

Слайд 25 - Люлька – подвесная колыбель для младенца.

Слайд 26 - Закут (бабий угол) был рядом с печкой.

Слайд 27 - Мужчины на Руси плели корзины да лапти из лыка и бересты.

Слайд 28 - Излюбленной одеждой на Руси были сарафаны и рубахи.

А после трудов народ развлекал себя хороводами, песнями и частушками.

Хозяйка русской избы : Я хочу вам спеть частушки:

Кто сказал - частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и долго разве в моде,

Если любят их в народе!

Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю-

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею чашки

От грязнули Машки!

Как у нашего Егора,

Пузо стало как пригорок-

Целый день он на печи,

Уплетает калачи!

Я частушки вам пропела,

Хорошо ли плохо ли.

А теперь я вас прошу,

Чтоб вы мне похлопали!

Хозяйка русской избы : А теперь давайте поиграем также, как играли в старину на Руси.

Подвижная игра: «Шатёр»

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

Мы весёлые ребята.

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».

Хозяйка русской избы : В свободное время не только играли и пели, но и загадывали загадки:

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

что дают - глотает. (печь)

Не бык, а бодает,

не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

а сам в угол идет. (ухват)

Он, как круглая кастрюля.

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек,

кашу сварит. (чугунок)

Выпускает жаркий пар,

жаркий чайник. (самовар)

Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны. (стол)

Сама не ест, а людей кормит. (ложка)

Ходит коток по паре порток. (утюг)

Эту обувь не забыли,

хоть давным -давно носили.

Влезут дети на полати,

у печи оставят. (лапти)

Хозяйка русской избы : Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди. А сейчас поиграем в игру: "Что было, что стало?".

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).

Раньше на лавках спали, а теперь (на кроватях).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

Раньше воду из колодца носили, а сейчас из (крана льется).

Хозяйка русской избы : Ребята, хорошо справились с заданиями!

А я продолжу рассказ о жизни русского народа.

Слайд 29 - Мужчины на полях работали.

Слайд 30 - А хозяюшки хлеб да пироги пекли!

Слайд 31 - "Хлеб - всему голова!" Самое главное на столе - это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: "Хлеб - всему голова!" Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, сушками и пряниками! И я вас хочу угостить сушками. Вот и на поднос положила. Кушайте на здоровье.

Дети прощаются с хозяйкой русской избы.

Прикреплённые файлы:

pril_l7iu7.ppt | 5010,59 Кб
 
Публикации по теме:

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Дидактическая игра по развитию речи «Бизиборд. Бытовые предметы и вспомогательные средства быта»Дидактическая игра по развитию речи «Бизиборд. Бытовые предметы и вспомогательные средства быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Дидактическая.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

План — конспект НОД с дошкольниками в группе раннего возраста по познавательному развитию План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в группе раннего возраста по познавательному развитию. Задачи:.

План — конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе по познавательному развитию «Цветик-семицветик»План — конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе по познавательному развитию «Цветик-семицветик» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

План-конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе «На помощь Айболиту» План-конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе на тему «На помощь Айболиту». Образовательные области: «Познавательное развитие»,.

План-конспект занятия по лепке в старшей логопедической группе на тему «Зимние забавы» Тема НОД: «Зимние забавы» Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель:.

План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе на тему «Путешествие по природе родного края.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД в старшей логопедической группе по познавательному развитию «Предметы русского быта»
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 21:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД