людмила юхарева
План-конспект НОД в старшей группе «Народная игрушка — деревянная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель НОД: формировать интерес к познанию истории и культуры наших предков.
2. Задачи:
обучающие: расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева;
развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, познавательную и творческую активность детей;
Публикация «План-конспект НОД в старшей группе „Народная игрушка — деревянная игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости.
3. Тип НОД: интеграция образовательных областей:
«Коммуникация» - развитие речевого общения в ходе общения;
«Познание» - развитие кругозора;
«Безопасность» - правила поведения в продуктивной деятельности.
4. Фомы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, познавательные беседы, творческая продуктивная и игровая деятельность детей, оформление выставки.
5. Необходимое техническое оборудование: компьютер воспитателя, проектор, экран, колонки.
6. Подготовительный этап: листы белой бумаги одного размера и формата для составления коллективного альбома, гуашевые краски, тонкие кисточки, банки с водой, палитры, салфетки бумажные и матерчатые, обложка для коллективного альбома «Деревянная игрушка», шаблоны матрешки.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель знакомит детей с гостьей бабушкой Ариной.
Приветствие бабушки Арины.
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?
В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.
- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, в горнице сундук стоит. (Показать слайд – сундук). Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше.
- Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.)
- А хотите заглянуть?
Несколько детей вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.
- Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.
- Почему на Руси мастерили игрушки из дерева?
- Какое дерево для этого выбирали? (Липу.)
- В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер по фамилии Звездочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. В этом же городе есть старинный музей игрушки. Этому музею почти сто лет. В нем хранятся игрушки почти со всего мира, в том числе самые первых матрешки.
Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», гусар» из трехгранной чурки).
- Игрушку Сергиева Посада легко узнать. Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. Затем другие мастера – «красили» - покрывали игрушки разноцветными красками. Так появились на свет гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы в огромных шляпах и с зонтиками. Создавая своих героев, мастера слегка над ними подшучивали, придавая им забавный вид. Это привлекало народ. О таких игрушках слагали озорные частушки. Особенно доставалось барыням за их чопорный вид и причудливые наряды:
Барыня – сударыня,
Шляпы трехэтажные,
Вас кататься не берем,
Очень уж вы важные.
Физкультминутка.
Веселые матрешки
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.
Далее, бабушка Арина предлагает детям творческую деятельность.
- Дети, я предлагаю вам взять шаблоны, на которых изображены матрешки, и раскрасить их наряд, так как вам захочется.
Дети самостоятельно раскрашивают матрешку красками.
По окончанию творческой деятельности дети вместе с бабушкой Ариной и воспитателем создают альбом «Матрешки» и выставляют на выставку для просмотра родителям. И бабушка Арина прощается с детьми.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй.