План-конспект по экологии «Земля — наш общий дом» в старшей и подготовительной группах

Галина Корбань
План-конспект по экологии «Земля — наш общий дом» в старшей и подготовительной группах

Тема: «Земля - наш общий дом»

Программное содержание:

Расширять представление детей о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Формировать стремление беречь свой общий дом, как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей.

Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе, что нельзя засорять землю, т. е. не выбрасывать мусор где попало. Привести примеры, предложить детям поделиться своими наблюдениями о бездушном отношении к земле, лесу, морям, рекам.

Учить бережно относиться ко всему что там растет и живёт.

Напомнить детям о разнообразных дарах, которые дает лес человеку.

Показать, что природа – основной источник достатка и благополучие людей.

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Ход занятия:

-Дети, предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое? (животные, рыбы, насекомые растения.)

В начале нашего путешествия мы с вами поиграем в игру: «Живая и неживая природа»

Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы, насекомые и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом. А как можно назвать наш общий дом?

-Земля.

-Наш общий дом – это планета Земля. Она вращается вокруг солнца. Что это такое?

-Это глобус.

-Глобус – это макет нашей планеты Земля.

Планета Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Земля круглая (на глобусе) на ней много морей, лесов, рек, озёр. Много стран. Показать Россию где мы живем.

Земля - общий дом для всех, большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботится о тех кто живёт в этом доме.

- Что такое земля? (объяснить детям, что это не та земля, что у нас под ногами, а то что нас окружает: лес, озёра, моря, реки, птицы, звери)

- Как вы думаете, была бы возможна жизнь на Земле, если вдруг не стало бы или почвы, или воды, или воздуха? Почему? (Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, что бы всё бы вдруг исчезло).

- Земля – наша кормилица.

Почему так говорят?

В народе ещё говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

(Многие тысячелетия живёт человек на Земле и всё время пользуется благами природы. Природа даёт нам пищу, одежду, жилище).

Почву надо беречь, надо постоянно заботиться о ней. Чтобы уберечь почву от истощения и разрушения.

-Что для этого делает человек? (Высаживают деревья, кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых – вредителей леса, лечат или вырубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров).

- На почве располагаются много лесов, огромные массивы трав. В общем то, без чего невозможна жизнь животного и человека.

Лес – это тоже бесценная кладовая природы.

Здравствуй, лес.

Дремучий лес.

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою.

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре.

Весь в росе, как в серебре?

- Каково значение леса в жизни человека?

Велико значение леса в нашей жизни. Лес даёт древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды. Лес украшает землю и очищает воздух. Красивы наши леса во все времена года. Поэтому к ним надо бережно относиться, их надо охранять.

Народная мудрость говорит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево».

«Лес – друг человека».

ФИЗМИНУТКА «Солнышко».

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

- Мы уже знаем, что каждая клеточка корня, стебля, листика, цветка и плода растения дышат, как всё живое на Земле, кислородом. А если растение живое, то следовательно, оно как и животное, и человек, чувствует боль, слышит. Растения столь же чувствительны, как животные, как мы, люди. Когда им причиняют боль, они «кричат».

- Вы, когда – ни будь слышали жалобы, стоны, просьбы о помощи? Рассказы детей о жалобах природы:

1. Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте. Но только не выдёргивайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь. Совсем перестанем расти! (Грибы)

2. Была я красивая, была я пригожая, стала на себя не похожая! Траву на мне вытоптали, кусты поломали, берёзку на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой. (Бывшая лесная поляна)

3. Мы первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зелёные друзья: ива, черёмуха, лесная сирень.

4. Помогите, спасите! Мы зацветаем одними из первых, наши жёлтые головки можно встретить не только на полянках за городом но и в

огороде. Но мы боимся распускать свои зелённые листочки. Ведь нас всё равно сразу сорвут и мы завянем. Помогите! (Одуванчики)

(Все жалобы, рассказанные детьми, обсуждаются и выясняются, какую помощь могут оказать дети).

- А вот сейчас дети послушайте, просьбу о помощи.

(Спасите меня, помогите! Не разводите костры, особенно летом, в жаркую погоду. А если разводите, то соблюдайте правила. Ведь я уже боюсь каждого, кто начинает разводить костер).

- Как вы думаете, кто же это просит нас о помощи?

- А о чём он просит?

(Спасите меня от пожаров).

- Что может произойти, если будут гореть леса?

(Лес может совсем исчезнуть).

- А здесь у нас, в нашем дворе, парке, ближайшем лесу, сколько дорог, дорожек проделано человеком, а ведь это почти «Мертвая» земля.

Настанет весна, осень, задымится листва, трава, так необходимая животным, почве и растениям. Но почва молчит, но, а если бы она заговорила, то прежде всего она бы сказала человеку: «Люди, у меня уже не хватает ни сил, ни времени, чтобы излечить израненную, искорёженную «Кожу» планеты. А ведь я живая. Я дышу. Во мне постоянно рождается жизнь. Не будет меня, не будет и вас. А тебе, человек, ведь некуда больше бежать, нет для вас, люди, нигде свободной Земли

-Помните, дети, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

-Ребята, запомните, все растения, как и всё живое, любят ласковые и нежные прикосновения, добрые слова. От этого они быстрее растут, становятся красивыми.

- Давайте же дети, входить в Лес, как его верные друзья.

(Предлагаю детям поочередно прочитать стихи).

1 ребёнок.

Я иду тропинкой узкой,

Пробираюсь в лес густой,

Зеленеющие ели

Стелют ветки надо мной.

2 ребёнок.

По бокам трава с цветами,

Песни птиц звенят кругом,

Ручеёк журчит в ложбине,

Струйки блещут, серебром.

3 ребёнок.

Я один – и мне нестрашно:

Кто обидит здесь, когда

Сам пришёл я не обижать я,

Отдохнуть пришёл сюда!

4 ребёнок.

Я не трону птички малой

И цветов не стану рвать

Если жизнь я дать не в силах,

Как могу её отнять?

-Дети, как мы с вами можем помочь Природе?

1. Находясь в лесу, не разорять муравейников.

2. Не спугивать птиц с гнезд, не разорять их, не ловить птенцов. Подкармливать птиц зимой.

3. Не рвать цветов, не вытаптывать траву, не ломать веток.

4. Не оставлять мусор после себя.

5. Не шуметь в лесу. От шума птицы покидают свои гнёзда.

6. Не сбивай грибы, даже не съедобные.

- Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым.

Дидактическая игра: «Природа и человек»

Дети выходят к доске и берут карточки, раскладывают их на соответствующие поля зелёного и красного цвета. На игровое поле зеленого цвета, выкладывают карточки (то, что хорошо для природы, то что можно делать); а на игровое поле красного цвета, выкладывают карточки (то, что плохо для природы, то что нельзя делать).

-Но не так дети всё плохо в Природе. Если мы с вами будем охранять природу, быть её другом и защитником. Не станем уничтожать растения, животных. Будем охранять родники, реки. Заботиться о чистоте окружающей среды.

- Вспомните, какая красивая наша Земля особенно весной, когда вся природа оживает.

Предложить детям создать плакат «Земля в цвету» в технике коллажа.

Дети коллективно работают над созданием плаката.

Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережет и охраняет природу. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

-Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы?

Что будете для этого делать? (ответы детей).

Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Я поздравляю вас с медалью и надеюсь, что она будет не последняя.

Чтение стихотворения «Земля»

Наша планета Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом, наш родимый ребята?

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет!

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её некому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого мы станем, только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

Публикации по теме:

Тематическое планирование по экологии «Земля — наш общий дом» для старшей группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №38 143405, Московская область, город Красногорск, ул. Королева,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Земля — наш общий дом» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему "Земля-наш общий дом". Цель: -закрепить основы экологической.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Земля — наш общий дом»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Земля — наш общий дом» Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема занятия: «Земля наш общий дом» Цель: Расширять представления детей об образе жизни.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Земля-наш общий дом»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Земля-наш общий дом» "Земля - наш общий дом" Цель: Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки. Задачи Обучающие: -обобщить.

Конспект образовательной деятельности «Земля — наш общий дом» в старшей группе Цель: расширять представление детей о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, Задачи:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

«Земля — наш общий дом». Конспект ООД в старшей группе по темам «Лето. Цветы. Насекомые. Заповедники Тамбовского края» Цель: - показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; - вызвать у детей стремление беречь свой.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш общий дом» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа—наш общий дом» Воспитатель Грузд Светлана Ивановна МБДОУ "Детский сад "Золотой.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Лэпбук по экологии «Земля — наш общий дом, так сохраним порядок в нём!»Лэпбук по экологии «Земля — наш общий дом, так сохраним порядок в нём!» Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Космос
Автор публикации:
План-конспект по экологии «Земля — наш общий дом» в старшей и подготовительной группах
Опубликовано: 4 мая 2018 в 17:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков...
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют делать сами....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию — конструированию из...
Цель: учить детей приемам изготовления ёжика путем конструирования из бумажных конусов. Задачи: Образовательные: закрепить, уточнять и...
Мастер-класс изготовление игрушки  «Внучек» в технике оригами
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки- «Внучек» в технике оригами, для театрализованной деятельности в ДОО. Для работы нам...