Папки-передвижки

План-конспект проведения мастер-класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет

Светлана Артемьева
План-конспект проведения мастер-класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Профилактика речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет.

Цели: - оказать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию

речи ребенка через игру;

- представить практический материал по данной теме; проиграть некоторые игры с родителями;

- заинтересовать родителей проблемой развития игровой деятельности у их детей.

Оборудование: серии картинок, пуховое перышко, стакан с водой, соломинка для коктейля, игрушки (кубики, мяч, машинка, кукла, музыкальный отрывок.

1) Организационный момент.

Публикация «План-конспект проведения мастер-класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет» размещена в разделах

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер-класс, посвящённый играм по развитию речи у ваших детей, которые Вы самостоятельно сможете провести в домашних условиях.

Детство – период познания окружающего мира, развития психических процессов, памяти, внимания, развитие речи и многого другого. И здесь без родителей не обойтись. Родители должны заложить основы правильной речи у ребенка. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Вы должны знать как помочь ребёнку. Главное, что нужно- это играть с ребёнком. В игре нет схем и правильных образов, значит, ничто не сковывает ребёнка. Нужно не поучать и обучать ребенка, а обучать по средствам игры, быть с ребёнком дружелюбным, уважительным к нему, проявлять терпение, поощрять. Для этого можно использовать любое время : находитесь ли Вы дома с ребенком, идёте ли в магазин, стоите в очереди, находитесь на даче, готовите ребенка ко сну, едите в автобусе…. А,чтобы Вам было более понятно, легко запомнились основные моменты, возьмём за основу 6 направлений, определяющих развитие речи ребенка, начиная с 0 лет.

2) Основная часть занятия:

1 направление: Упражнения на развитие дыхания:

Логопед: - Давайте с Вами проиграем несколько игр, направленных на развитие дыхания :

а) «Воздушное перышко» : положить перышко на ладонь, сделать вдох, набрать воздух в грудную клетку и сдуть перышко с ладони, направленной воздушной струёй.

В упражнение включить игровой момент, например:

Родитель говорит : Давай мы с тобой отправим перышку полетать, оно любит летать и ему нужно помочь. Смотри как я делаю (показать, объяснить условия выполнения упражнения). Сначала вдохни, затем выдыхай и направляй струю воздуха на пёрышко. Сильней дуй, чтобы перышко взлетело. Молодец! Перышко полетело, его мечта сбылась. (повторить несколько раз).

б) «Шторм в стакане» : в стакан с водой опустить соломинку для коктейля, сделать вдох, а затем выдох через трубочку.

В упражнение включить игровой момент, например:

Родитель говорит : Мы с тобой поплыли на корабле в море и начался шторм. Сначала он был маленький и вода в море немного волновалась, а потом он усилился, волны забурлили. Покажи начало шторма (ребенок вдыхает воздух, а затем выдыхает, направляя несильную струю воздуха в трубочку, а теперь покажи как волны забурлили (ребенок вдыхает и с силой выдыхает воздух в трубочку). Молодец! Мне понравился твой шторм. (повторить 2-3 раза)

Логопед: - Используйте и другие упражнения, например: «Надуваем шарики», «Гудок парохода», «Потушить свечки», «Помоги жучку взлететь», «Погреем ручки» и т. п (логопед объясняет суть проведения этих упражнений). Главное: вырабатывать у ребёнка умение глубоко вдыхать (через нос или рот, и на выдохе создавать длинную воздушную струю; губы вытягивать трубочкой и не надувать щёк; всегда использовать игровой момент.

Логопед: - Предложите мне прямо сейчас свои варианты упражнений на развитие дыхания у ребёнка, не требующих от вас какой –либо особой подготовки, которые можно спонтанно с ребёнком провести.

(Поступают предложения, идёт обсуждение).

-Абсолютно правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои упражнения. Молодцы!

Логопед: - Если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что –то может и понимает, то вовлекаете его к воспроизведению (повторению за вами) каких- либо действий, звуков, фраз предложений…

2 направление: Упражнения на развитие мелкой и общей моторики.

Логопед: - Развитие мелкой моторики можно начинать с массажа ладошек, пальчиков и рук ребенка. Я предлагаю Вам сейчас варианты пальчиковых игр, повторяйте за мной:

а) «Наши ручки».

(Спрятали ручки за спину) Логопед: - Где же наши ручки?

Родители : - Где же наши ручки?

Логопед: -Где же, где же наши ручки?

Родители : - Где же, где же наши ручки?

Логопед: Нету наших ручек.

Родители : Нету наших ручек.

(Вытягивают ручки вперед, показывают ручки).

Логопед: -Вот, вот наши ручки!

Родители : -Вот, вот наши ручки!

б) «Кулачки».

Логопед: -Кулачки сложили (сложить кулачки обоих рук,

(Родители : -Кулачки сложили)

Логопед: Кулачками били, тук-тук, тук-тук (бьет кулачками)

(Родители : Кулачками били, тук-тук, тук-тук (бьют кулачками).

в) «Дождик».

Логопед: Дождик, дождик! Кап, кап, кап!

Мокрые дорожки. Кап, кап, кап!

Всё равно пойду гулять. Кап, кап, кап!

Не промокнут ножки. Кап, кап, кап!

(повернуть ладошку левой руки к верху, а указательным пальцем правой руки тыкать в ладошку, имитируя капли дождя. Родители повторяют движения).

Логопед: - Используйте и другие упражнения, например: «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…», «Сорока-ворона», рисовать пальчиками (использовать гуашь, акварельные краски, нанизывать бусины на проволоку (шнур, перебирать зёрнышки, лепить из глины или теста и т. п.). Главное: регулярно ребёнку нужно делать какие-либо движения руками, использовать разные предметы по форме, величине, состоянию, красочности, качеству и т. п.

Логопед: - Предложите мне свои варианты упражнений, не требующих от вас какой –либо подготовки, которые можно спонтанно с ребёнком провести по развитию мелкой моторики рук ребёнка.

(Поступают предложения, идёт обсуждение).

-Абсолютно правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои упражнения. Молодцы!

3 направление: Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Логопед: - Важно с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику, это способствует укреплению мышц речевого аппарата. Использовать полезно даже самые простые упражнения, например: разные движения язычком, надувание и сдувание щёчек, улыбаться широко, хмуриться и т. п. Уважаемые родители, послушайте, какие могут быть упражнения, например:

Гимнастика для язычка:

- высунь язык и продержи на нем соломинку (трубочку)как можно дольше;

-сделай усы; удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка;

-удерживай шарик –конфетку в языке, как в чаше,

-соломинку нужно удерживать почти в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком;

-открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке (можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя);

- высунь язык, подержи его в положениях: сбоку, вверху, внизу;

-зажми длинную трубочку губами с силой, тяни трубочку рукой, старайся удерживать трубочку длительное время губами;

- положи язык между губами, расслабь его.

Гимнастика для мягкого нёба.

- ребенку дается стакан с кипячёной теплой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

-ребенок полощет горло тёплой кипяченой водой маленькими порциями;

- утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

-позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте.

Логопед: - Используйте и другие упражнения, например: «Вкусная конфета», «Лошадка», «Чистим зубки», «Губочки-дудочки» и т. п. (логопед объясняет суть выполнения каждого упражнения) Главное: стремитесь заинтересовать ребёнка, выполняйте упражнения на укрепление м разных мышц речевого аппарата, разумно пользуйтесь информацией из Интернета.

Логопед: - Предложите мне свои варианты артикуляционных упражнений для детей от 0 до 3 лет, используя элемент игры. (Поступают предложения, идёт обсуждение).

-Абсолютно правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои упражнения. Молодцы! Снова Вам напоминаю, что если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что –то может, понимает или уже разговаривает, то вовлекаете его к активному участию в игре, воспроизведению (повторению за вами) каких- либо движений, звуков, фраз, предложений…

4 направление: Развитие чувства ритма.

Логопед: -Развитое чувство ритма – это гармонизация всех движений, отсюда следует, что ребёнок меньше устаёт, он более вынослив, речь его более управляемая, выразительная, нет мышечных зажимов, хороший кровоток в мышцах,хорошее настроение… В развитии ритма очень эффективно помогают движения, энергично выполняемые под музыку в такт. Давайте проиграем с Вами такие моменты, повторяйте за мной:

а) Ритмичные движения : (звучит энергичная музыка)

Логопед: -Хлопаем в ладоши: раз, два, три; раз, два, три;

топаем ножками: раз, два, три; раз, два, три;

наклоняемся в стороны: раз, два, три; раз, два, три;

подпрыгиваем: раз, два, три; раз, два, три.

Молодцы! Хорошо.

б) «Угадай, что звучит» :

Логопед: -Закройте глазки, не подглядывайте, прислушайтесь, вы услышите какие –то звуки (логопед звенит колокольчиком, затем гремит игрушкой –погремушкой, ударяет несколько раз в бубен). Какие предметы издают эти звуки? (Логопед показывает колокольчик. погремушку, бубен). Это что? Как называются? Правильно, это колокольчик. Как звенит колокольчик? Давай послушаем, возьми в руку колокольчик (показывает как, используя помощь одного из родителей, потряси им ритмично, вот так ( показывает: дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь; дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь;, а теперь ритмично прозвени колокольчиком сам. Молодец! Хорошо у тебя звенит колокольчик.

Аналогично и поочередно проводится работа,прослушивается бубен и погремушка.

Логопед: - Предложите мне сейчас свои варианты занятий с детьми от 0 до 3 лет по развитию чувства ритма.

(Поступают предложения, идёт обсуждение).

-Абсолютно правильно вы мне назвали свои упражнения. Молодцы! Уважаемые родители.

5 направление: Развитие понимания речи.

Логопед: - Уважаемые родители, с детьми необходимо постоянно разговаривать; в общении использовать грамотную речь, слова произносить внятно,они должны быть понятны для ребенка, по возможности избегать двуязычия в семье, читать детям выразительно, с интонацией книжки вслух (сказки, стихи) и т. п., т. к все это ведёт к правильному формированию речи у ребёнка, а на ранних этапах развития ребёнка нужно просто вызвать правильную подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; формировать интерес к игрушкам, учить предметным действиям с их словесным обозначением; пониманию отдельных простых просьб и т. п. Давайте проиграем с Вами некоторые сюжеты:

а) «Покажи сам» : поместить перед ребенком игрушки (кубики, мяч, машинку, куклу).

Логопед: - Покажи, где мячик? (при необходимости оказать ребёнку помощь). Молодец, правильно. Вот какой красивый мячик, он круглый; подержи мячик, поводи ручкой по мячику (показать) вот так, мячик гладенький; давай подкинем мячик высоко вот так (показать, мячик скачет, кинь его на пол вот так (показать). Хороший у тебя мячик.

Аналогичную работу провести с другими игрушками (куклой, кубиками, машинкой, используя помощь родителей.

б) «Угадай, кто как кричит» : поместить перед ребёнком серию картинок ; попросить назвать какие звуки произносят изображенные животные и птицы.

Логопед: - Смотри, кто изображён на картинке. Ты знаешь? Правильно, курочка. А как курочка кричит-кудахчет? Ко-ко-ко. Правильно. Курочка цыпляткам кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко, кто на улицу пойдет, потеряется и пропадёт».

Аналогичную работу провести с другими картинками (лошадь, поросёнок, корова, овечка) используя помощь родителей.

Логопед: - Используйте и другие виды занятий, например: рассказ ребенка по картинке ( использовать разную тематику: овощи, природа, одежда; животные, пересказ услышанной сказки или просмотренного мультфильма по телевизору (в кинотеатре, описание прошедшего отдыха (из воспоминаний); «Что изменилось?», «Кто лишний», «Кто в мешке» и т. д.

Логопед: - Предложите мне сейчас свои варианты занятий-игр для развитие речи детей от 0 до 3 лет.

(Поступают предложения, идёт обсуждение).

-Правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои варианты. Молодцы!

6 направление: Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Логопед: развитие слухового внимания и фонематического слуха -это основа правильной речи ребёнка.

Предлагаю простейшие варианты

а) Ребенку предлагается послушать шум за окном (из кухни, другой квартиры) некоторое время, а затем нужно предложить ему ответить на Ваши вопросы: -Что шумит (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеётся? (Девочка). А что ты услышал ещё? Расскажи.

б) «Определение звука в быту» : звонит телефон, звонок в дверь, шум воды, кто идёт, работает телевизор (радио, определение голосов членов семьи и т. д.

в) Повторение сочетаний звуков и слогов : а -о-у, и -о-у-э, б-п, к-г-г; на-ба-пи-му; ко-ва –бе-ра и т. п.

повторение слов: ра-ма, ка-ша, мо-ло-ко, до-мик, си-то и т. д.

Логопед: - Используйте и другие варианты занятий, например: «Узнай по голосу», «Повтори за мной», «Принеси игрушку», «Поменяй предметы местами» и т. п.

Логопед: - Предложите мне сейчас свои варианты занятий-игр по данному направлению развития детей от 0 до 3 лет.

(Поступают предложения, идёт обсуждение).

-Правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои варианты. Молодцы!

3) Заключительная часть занятия.

3.1.- Поблагодарить за сотрудничество.

3.2. -Напомнить о необходимости соблюдения данных рекомендаций, проведении мероприятий по развитию речи в кругу семьи.

3.3.- Уточнить способ связи для дальнейшего контакта с родителями ребёнка.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Отчет проведения мастер-класса для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возрастаОтчет проведения мастер-класса для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возраста. В рамках второй годовой задачи по «Формированию здорового.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка»Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка» Конспект мастер-класса для родителей и детей по лепке из природного материала. Тема: «Божья коровка». Цель: обобщить представления детей.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект проведения мастер-класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 15:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект проведения мастер-класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Артемьева (УИ 2793923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД