МААМ-картинки

План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому направлению развития «Чтение «Сказки о тумане»

Пагубина Зульфия
План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому направлению развития «Чтение «Сказки о тумане»

Цель: знакомство детей со «Сказкой о тумане» Н. Абрамцевой и осмысление текста во время его чтения

Задачи:

- познакомить с художественным произведением Н. Абрамцевой «Сказка о тумане»;

- помогать детям участвовать в коллективных разговорах, используя разные виды деятельности и речевые ситуации для развития диалогической речи;

Публикация «План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому направлению развития „Чтение „Сказки о тумане“» размещена в разделах

- формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;

- создать условия для проявления эмоций, инициативы, творчества.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Сказка о тумане», музыкальный центр, аудиозаапись «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий с осеннего леса, лесного озера, березовой рощи, туман, дождь, слушание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

Активизация словаря: закрепление названия природного явления - туман.

Планируемые результаты образовательной деятельности: дети активно отвечают на вопросы по ходу чтения сказки, проявляют инициативу и положительные эмоции во время чтения и на предложение исполнить танец «Дружбы озера и тумана».

Ход ЗАНЯТИЯ.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель привлекает внимание детей :

- Знаете ребята, сегодня утром я хотела посмотреть в окно, какая на улице погода и ничего не увидела. Как будто белое облако укатало все вокруг. Как вы думаете, что это такое было (высказывания детей).

- На улице был густой туман. Вы знаете что такое туман?

(туман- это то же облако, получается, когда холодный и теплый воздух соприкасаются, водяной пар превращается во множество водяных капель)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Слайд 1. «Туман»

воспитатель:

- Мне показалось, что туману было грустно, как в сказке Натальи Абрамцевой «Сказка о тумане». А вы читали эту сказку? (ответы детей)

Тогда, может прочитаем все вместе?

Устраивайтесь поудобнее, начинаем.

Прежде, чем начнем читать, хочу познакомить вас с замечательным сказочником - Наталья Корнельевна Абрамцева. (17 августа 1954 — 6 февраля 1995)

Слайд 2. «Портрет Н. Абрамцевой».

Воспитатель:

- Наталья Корнельевна написала много интересных сказок. А свою книгу она назвала «Сказки для добрых сердец». Ребята, как вы понимаете название книги? Как вы думаете, о чем ее сказки?

Вот мы сейчас и узнаем, правы вы или нет.

«Сказка о тумане»

Слайд 3. «Туман»

Воспитатель читает:

- Поздно вечером далеко за лесом грустил туман. Ему было одиноко. У него никого не было. Так случается. Иногда.

— Как печально…. Как печально одному…—. вздыхал туман.

Туман разорвался на множество клубочков. Получилось видимо-невидимо легких молочно-белых шаров. Это было очень красиво. Но ничуть не весело. Ведь шары просто висели в воздухе, и никто ими не играл.

Потом туман собрал все свои клубочки, взлетел немного над землей и растянулся в чудесный пушистый ковер. Получился замечательный ковер-самолет. Но печаль все равно осталась. Потому что никто никуда не собирался лететь на этом волшебном ковре.

И тогда туман решил, что ему просто необходимо иметь друга. Иначе он испарится от печали. А это гораздо хуже, чем испариться от солнца. Исчезнуть от солнца туману не страшно : ему ведь полагается таять с первыми солнечными лучами и не появляться до вечера. Но исчезнуть, растаять от печали… Это очень, очень обидно.

Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел….

Воспитатель спрашивает: Кого мог увидеть туман поздно вечером в лесу? Кто мог стать другом туману? А зачем туману друг? (ответы детей)

Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел тропинку.

Слайд 4. «Тропинка в тумане»

Тропинка бежала сначала через луг, поросший травой, а потом ныряла в лес.

— Тропинка, — позвал туман мягким, тихим голосом, — тропинка, я очень одинок, стань моим другом.

— Твоим другом? — отозвалась тропинка. — А как мы будем дружить?

— Мы будем замечательно дружить, — ответил туман. — И ты, и я — мы знаем много интересного. Я — потому что могу подняться над землей и все разглядеть. А ты — потому что бежишь далеко, через луг, через лес, и тоже много всего видишь. Вот мы и будем рассказывать друг другу разные разности.

— Это было бы хорошо, — согласилась тропинка, — только уж очень я длинная. Поэтому один мой конец тебя прекрасно слышит, а другой, дальний, еле различает твои слова.

— Не беда, — возразил туман, — смотри!

Воспитатель спрашивает: Кого решил туман выбрать в друзья?

Ребята, чье предположение о выбранном друге оказалось правильным? Как вы думаете, что произошло дальше? Что мог придумать туман, чтобы подружиться с тропинкой? (ответы детей)

Туман вытянулся в длинную белую ленту и поплыл над тропинкой. Очень скоро лента густого белого тумана скрыла всю тропинку от конца до конца.

— Вот, —сказал туман. —Теперь ты вся должна меня видеть и слышать.

— Точно, — подтвердила тропинка. — Я тебя отлично вижу и слышу. Правда, ты такой густой, что, кроме тебя, я вообще ничего и никого не вижу. Это очень неудобно. Но раз мы друзья — я потерплю. Давай рассказывать интересные истории. Ты первый.

Воспитатель спрашивает: Как вы думаете, о чем может рассказать туман? Хорошими друзьями будут туман и тропинка? Почему? Что произойдет дальше? (ответы детей)

Но только туман собрался начать свой рассказ, послышался удивленный и недовольный голос. Человеческий голос. Голос лесника, который возвращался из города в свой лесной дом.

Слайд 5. «Человек на лесной тропинке в тумане»

- Ничего не понимаю, — ворчал старый лесник. — Шел по знакомой тропинке и вдруг заблудился — туман. Туман спереди, туман сзади. Что за напасть! Ничего не вижу! Где же тропинка? Ну где же тропинка?

— Ой, — заволновалась тропинка, — милый туман! Меня из-за тебя совсем не видно! Я не подумала об этом. А как же без меня дедушка лесник найдет свой дом? Прости меня, туман, но мы не можем быть друзьями. Уходи, пожалуйста.

— Я понимаю, — печально сказал туман.

Белая пышная лента быстро свернулась, тропинка снова стала заметной, а туман снова стал прежним печальным туманным облачком.

Совсем загрустил туман. Вдруг видит — невдалеке что-то белеет. Туман пригляделся, но было темно и плохо видно. Ведь уже ночь наступила. «Интересно, — думал туман, — кто-то белый, и я — белый. Может быть, мы сумеем подружиться?.»

Туман тихо поплыл к тому, кто белел.

Воспитатель спрашивает: Почему не получилось дружбы между туманом и тропинкой? Как вы думаете с кем решил подружится туман во второй раз? Почему он решил, что теперь найдет себе друга? (ответы детей)

Оказалось, что это березы.

Слайд 6. «Березовая роща в тумане»

Целая березовая роща. Листва берез терялась в темноте, а кора стволов казалась в лунном свете еще белее.

— Милые березы, — робко сказал туман, — вы так красивы, а я так одинок. Станьте моими друзьями, пожалуйста.

— Мы бы рады, но… Мы бы рады, но… Мы бы рады, но…— прошептали березы по очереди.

— Мы бы рады, — закончила за всех самая красивая береза, — но мы красивы. Ведь ты тоже так считаешь?

— Конечно, — подтвердил туман, — вы очень красивы. Вы прекрасны! Но разве ваша красота мешает нам дружить?

— Да, — сказала самая красивая береза, — мешает. Если мы будем дружить, если пустим тебя в нашу рощу, мы… Мы будто исчезнем. Ты белый, и мы белые. Мы будто растворимся в тебе, и никто не сможет нами любоваться. А зачем тогда наша красота?

— Но, — пробовал спорить туман, — сейчас ночь. Для кого же ваша красота?

— Как!— заволновались березы. — А ночные мотыльки? А ночные цветы? А ветер ночной?

— А ночь сама? — спросила самая красивая береза и добавила: — Нет, туман, не обижайся, но нам нельзя дружить. Уходи, пожалуйста.

И поплыл печальный туман снова искать друга. А кого? А где? Не знал он. И вдруг видит: в траве что-то маленькое, белое, как клочок тумана, только с длинными ушами и коротеньким хвостиком. «Ну уж с этим маленьким пушистым клубочком я обязательно подружусь. Во что бы то ни стало!» — решил туман.

Воспитатель спрашивает: Ребята, как вы думаете, кто повстречался туману на этот раз? (ответы детей)

Слайд 7. «Заяц в тумане»

Динамическая пауза:

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики!

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Воспитатель приглашает детей на свои места и продолжает чтение.

Он подкрался к ушастому, осторожно, как пушистой шапкой, накрыл его и спросил:

— Ты кто?

— Заяц, — быстро ответил тот и спросил: — А ты? — и добавил: — Я тебя боюсь!

— Заяц! Ну, конечно, ты заяц. Теперь я вижу. А я — туман, — мягко ответил туман. — Ты меня не бойся. Я хочу с тобой дружить. Согласен?

— Согласен. Согласен. Я на все согласен. Потому что я боюсь. Утром начнем дружить.

— Нет, нет, нет, — заволновался туман, — не утром. Сейчас. Утром я растаю. Я вообще могу быть только ночью.

— А я ночью так боюсь! Боюсь темноты! Боюсь волка! Боюсь просто потому, что боюсь. Так боюсь, что меня, можно считать, почти и нет. А значит, дружить с тобой я не могу, — выпалил заяц. — Извини! Я домой!

Прыгнул заяц в сторону, и не видно его. А туман снова один. «Что же я за несчастный, — заплакал туман (а слезы тумана люди росой называют).

— Что же никто со мной не дружит? Почему я никому не нужен?»

Но не долго плакал туман. Скоро услышал ….он громкое хлопанье сильных крыльев, щелканье сильного клюва, сердитое уханье. А потом увидел желтые-прежелтые яркие круглые глаза. Глаза то ли сердитые, то ли добрые — сразу не скажешь. Мудрая птица опустилась на ветку старой ели.

Слайд 8. «Сова на ветке в тумане»

— Плачешь? — то ли насмешливо, то ли сочувственно спросила сова и добавила: — Глупый…

— Почему глупый? — вздохнул туман.

— Потому что глупо то, что ты говоришь: «Я никому не ну-ж е н». Так не бывает. Не бывает, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете, — спокойно сказала сова.

— Ты точно это знаешь? — с надеждой спросил туман.

— Я — сова, — хлопнули желтые глаза, — могу ли я что-то знать не точно?

— И ты знаешь, кому необходим я? Ты поможешь нам стать друзьями?

— Знаю, помогу, — медленно ответила сова и, помолчав, добавила: — Жаль. Жаль, конечно, что ты не сам его нашел. Ну да ладно. Лети за мной.

Воспитатель спрашивает: Ребята, как вы думаете, кого он может встретить на этот раз? Получится ли у тумана найти себе друга?

Сова расправила сильные мягкие крылья и полетела не высоко и не быстро, а туман послушно поплыл за ней. Недолог был их путь. Вот и небольшое озеро, поросшее по берегам зеленой осокой.

Слайд 9. «Лесное озеро»

Послышались тихие звуки: жалуется кто-то, вздыхает, сетует.

— Сова, — позвал туман,— послушай, это озеро жалуется.

— Вот как, — спокойно сказала сова, будто сама не слышала,— вот как. — И она опустилась на ветку старого дерева, что росло возле озера. Туман окружил озеро. А сова спросила:

— О чем вздыхаешь, озеро?

— Ах! Беда, беда, беда у меня,— заволновалось озеро,— я сейчас выйду из берегов. От слез.

— Ты плачешь?— спросила сова.

— Ты плачешь…— вздохнул туман.

— Нет,— ответило озеро,— не я. Плачут мои рыбы, что у меня живут. Они не могут уснуть. Слишком ярко горят звезды. Свет звезд дробится в моей воде, становится еще ярче, слепит рыб, не дает им спать. Вот рыбы и плачут. И столько слез они наплакали, что слезы их и вода моя в берегах у меня не умещаются.

-Ах, — волновалось озеро и само чуть не плакало,— жаль мне бедных рыб моих.

— Вот как, — будто бы радушно сказала сова и улетела. А туман? Туман повис над озером и укрыл его плотным пушистым ковром-одеялом.

Слайд 10. «Туман над лесным озером»

Яркие лучи прекрасных, но немного беззаботных звезд тонули, терялись в клубах тумана и не мешали спать, ни одной, даже самой беспокойной рыбке.

— Спасибо тебе, — сказало озеро туману, — спасибо. Ты спас моих рыб и меня. Ты настоящий друг.

— Да нет, — смутился туман. — Спасибо тебе.

— Мне? — очень удивилось озеро. — За что?

— За то, что я тебе нужен, — ответил туман.

Вот и все. Теперь, когда ты увидишь над озером белые клубы тумана, ты поймешь, что все в порядке: рыбы спят, а два друга, туман и озеро, о чем-то беседуют. Или молчат. Но вдвоем.

…Может быть, серьезные ученые назовут эту историю сказкой, выдумкой. Может быть, скажут они, туман совсем не потому стелется над озером. Может быть. Но это не страшно. Я рассказала то, что узнала от озера, тумана и совы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель спрашивает: Получилось ли у тумана найти себе друга? Понравилась вам сказка? Как вы считаете, что значит быть настоящим другом? А вы умеете дружить? (ответы детей)

Предлагаю придумать танец «Дружбы озера и тумана». Кто будет «озером»? Кто будет «туманом»?

(дети под мелодичную музыку придумывают движения, как «дружат» туман и озеро.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект занятия по речевому развитию «Звуки [Н]-[Н’] и буква «Н» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по речевому развитию «Звуки [Н]-[Н’] и буква «Н» с детьми старшего дошкольного возраста Задачи: -Познакомить с буквой Н. -Уточнение артикуляции звуков Н-Нь. -Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками.

План-конспект игрового занятия «Колобок» к Международному Дню хлеба для детей старшего дошкольного возрастаПлан-конспект игрового занятия «Колобок» к Международному Дню хлеба для детей старшего дошкольного возраста Игровое занятия "Колобок" я провела в старших группах дошкольных подразделений нашей школы к Международному дню хлеба. И хочу поделиться.

План — конспект НОД «Домашние животные» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: 1)Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного от.

План-конспект проведения комплексного занятия «Наша Армия сильна» для детей старшего дошкольного возрастаПлан-конспект проведения комплексного занятия «Наша Армия сильна» для детей старшего дошкольного возраста Задачи - Воспитывать уважение к Российской Армии; вызывать у детей эмоциональное отношение к воинам, желание быть такими же сильными, ловкими;.

План-конспект проведения комплексного занятия «Парад Победы» для детей старшего дошкольного возрастаПлан-конспект проведения комплексного занятия «Парад Победы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать уважение к Российской Армии; вызвать у детей эмоциональное отношение к воинам, желание быть такими же сильными, ловкими;.

Придумывание сказки «Как звери в лесу пожар тушили». ООД по речевому развитию детей с ОНР старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: развитие речетворческих способностей дошкольников. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ. -Коррекционно-образовательные: 1. Формировать умение придумывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому направлению развития «Чтение «Сказки о тумане»
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 23:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД