Приложение МААМ

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Ирина Богатырева
План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШУМЯЧСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ «СОЛНЫШКО»

План по самообразованию

воспитателя

Богатыревой Ирины Александровны

По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Шумячи

2018 – 2019 год

Пояснительная записка

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

В. М. Бехтерев

Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Работая с детьми среднего возраста и общаясь с коллегами, можно отметить, что в последние годы у детей заметно снизился уровень речевого развития (недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, поэтому я очень заинтересовалась этой проблемой и выбрала тему для своего опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».

Окружение ребенка (семья, родственники, в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста, так как недостаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме. Я поставила перед собой цель: создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.

В процессе работы над данной темой: научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому использую их на каждом занятии. В работе придерживаюсь основного принципа дидактики: от простого к сложному. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Цель: создание условий для повышение личного теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:

изучить и проанализировать методическую литературу, направленную на изучение мелкой моторики рук у детей;

создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр;

познакомить детей с видами пальчиковых игр;

обогатить и активизировать словарь детей через пальчиковые игры;

формировать правильное звукопроизношение у детей;

повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи детей путем использования пальчиковых игр

Сроки Формы работы Практический выход

Сотрудничество с детьми

Сентябрь Пальчиковые игры : «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши».

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка».

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок. Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке»

Лепка из соленого теста. Картотека игр

Выставка творческих работ «Волшебные нити»

Оформление уголка лепки «Удивительные овощи»

Октябрь Пальчиковые игры : «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень».

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке» Картотека игр

Выставка творческих работ «Волшебные нити»

Ноябрь Пальчиковые игры : «Котятки», «Мышка».

Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Игры с карандашами, счётными палочками.

Колобки - сделанные из воздушных шариков, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

Объё мная аппликация из бумаги: «Золотая рыбка» Картотека игр

Выставка творческих работ «Объёмная аппликация из бумаги»

Оформление совместной творческой работы «Аквариум»

Декабрь Пальчиковые игры : «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки».

Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Работа с пластилином: «Наряд для Ёлочки» Картотека игр

Выставка творческих работ «Пластилиновые фантазии»

Оформление фотоколлажа «Узоры из ниток»

Январь Пальчиковые игры : «Бараны», «Улитка.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Аппликация из кусочков бумаги: «Разноцветный коврик» Картотека игр

Выставка творческих работ «Аппликации из кусочков бумаги»

Оформление уголка лепки: «Весёлый Снеговичок»

Февраль Пальчиковые игры : «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Аппликация из шерстяных ниток: «Цирковой артист» Картотека игр

Оформление совместной творческой работы «Арена цирка»

Март Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».

Цель: учить детей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память. Актуализировать и расширить знания детей о пальчиковым театре.

Пальчиковая гимнастика (Мышка», «Чижик-пыжик»)

Объё мная аппликация из бумаги: «Ласковое солнышко» Пальчиковый театр «Репка», «Колобок»

Картотека игр

Выставка творческих работ «Объёмная аппликация»

Апрель Пальчиковые игры : «Пальчик-мальчик», «Котятки»

Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа). Цель: развивать мелкую моторику и речь.

Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей.

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках.

Аппликация из кусочков рваной бумаги: «Свет в окнах» Картотека игр

Выставка творческих работ «Аппликация из кусочков рваной бумаги»

«Паровоз» - для игр

Май Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».

Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.

Игра: «Солнечные зайчики».

Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.

Каринка из крупы и семян: «Яблоневый сад» Картотека игр

Выставка творческих работ «Солнышко лучистое»

Оформление уголка в группе «Яблоневый сад»

Сотрудничество с семьей

Сентябрь Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников», Цель : Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик - я» Консультация о значении развитии мелкой моторики. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе по данной тематике

Памятка для родителей «Этот пальчик - я»

Октябрь - Ноябрь Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка среднего возраста в домашних условиях» Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях Картотека игр для развития мелкой моторики в домашних условиях

Консультация: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».

Декабрь Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». Атрибуты для центров в группе

Январь – Февраль Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). Картотека игр с предметами домашнего обихода

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!»

Март Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово»

Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок. Фотовыставка: «Руки мамы и мои ручонки».

Папка - передвижка

Апрель - Май Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для детей».

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). Буклет

Сотрудничество с педагогами

В течение года Изучение методической литературы

Изучение педагогического опыта воспитателей (Посещение педсоветов, семинаров, конференций)

Сотрудничество со специалистами детского сада (музыкальный работник, инструктор по физической культуре, психолог, логопед) в процессе работы по развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

План работы на год

Картотеки игр

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Май Самоанализ проделанной работы Отчет-презентация о проделанной работе (Выступление на пед. совете)

Ожидаемые результаты:

Разнообразие пособий вызовут у детей интерес к пальчиковым играм, активизируются творческие способности, улучшатся психические процессы (внимание, мышление, память). Кисти рук и пальцев у детей приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запомнят движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повысится уровень речевого развития детей. Для многих родителей уже не будет представлять секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.

Литература:

1. Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики. -М. : ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

2. Елецкая О. В., Е. Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М. : ТЦ Сфера,2005. -С. 54-59.

3. Закревская О. В. Развивайся, малыш! -М. : Изд-во ГНОМ и Д,2007. -С. 60,65.

4. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007. -С. 41.

5. КольцоваС. 146-148, с. 149-154, с. 173-181.

6. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006. -173-180с. ,189с. ,200с.

7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! -М. :Теревинф, 2007. - 127с., с. 162.

8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма Пресс», 2001.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 00:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Богатырева (УИ 372697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД