Получи документы

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Юлия Яблочкина
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

План по самообразованию педагога

Яблочкиной Юлии Анатольевны

на тему:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель работы: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

Публикация «План по самообразованию „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах

обучать приёмам нетрадиционного рисования;

знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

воспитывать интерес к художественной деятельности;

воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;

развивать и укреплять мелкую моторику рук детей;

развивать творческие способности детей, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

развивать желание экспериментировать;

создать предметно – развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;

разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;

взаимодействовать с родителями по вопросу развития мелкой моторики детей в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной работы.

Этап работы над темой самообразования : 1 год.

Актуальность:

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно – эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.

Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребёнка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Формы работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

консультации;

индивидуальные и групповые беседы;

оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии : здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты:

формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

овладение дошкольниками простейших технических приёмов работы с различными изобразительными материалами;

развитие у детей мелкой моторики рук;

повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в развитии мелкой моторики рук у дошкольников;

пополнена РППС группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :

Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.

Пополнение методической копилки.

Презентация педагога по теме самообразования.

Творческие выставки детских работ.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Подготовительный этап

Содержание работы Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий. Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.

Участие в профессиональных конкурсах. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Освоить формы работы с родителями.

Сообщение для родителей на тему «Речь на кончиках пальцев» Привлечь внимание родителей к теме самообразования

Основной этап

Тема НОД Способ нетрадиционной техники Программное содержание

Сентябрь

1 Диагностика Разные способы рисования Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2 Диагностика Разные способы рисования Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3 «Лебеди» Печатание растениями. Систематизировать знания детей о птицах осеню; продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы объектов, обращать внимание на форму, величину, пропорции частей; учить рисовать нетрадиционными способами (печатание).

4 «Гортензия» Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю округлость цветка; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь; воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

5 «Рябинка» Рисование пальчиками + печатание растениями. Учить рисовать ягоды на ветке (пальчиками) и листья (печатание). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Октябрь

1 «Золотая осень» Печатание растениями. Продолжать учить детей работать с хрупким материалом – листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

2 «Корзина с грибами» Рисование поролоном, используя трафарет. Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

3 «Разноцветные бабочки» Монотипия. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

4 «Виноград» Печатание пробкой. Познакомить с новым способом рисования ягод. Учит детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зелёный или фиолетовый). Развивать чувство композиции.

Ноябрь

1 «Яркие краски осени» Рисование мятой бумагой. Продолжать учить способу рисования мятой бумагой, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Поощрять детское творчество, инициативу.

2 «Птицы улетают» Рисование ладошкой. Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами; учить ребёнка воображать и фантазировать; совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки; знакомить с цветом; учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

3 «Ёжик в норке» Печать растениями. Совершенствовать умения детей в данной технике рисования. Развивать цветовосприятие и умение подбирать для композиции цветовые сочетания, развивать творческое воображение.

4 «Мы шлёпаем по лужам» «Кляксография с трубочкой». Познакомить детей с новой техникой рисования «кляксография с трубочкой». Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия посредством активной работы легких. Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

5 «Поздняя осень» Монотипия Продолжать знакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия. Познакомить детей с симметрией, на примере деревьев.

Декабрь

1 «Снежинка» «Набрызг» Познакомить детей с новой техникой рисования – набрызг. Развивать аккуратность. Воспитывать художественный вкус и умение работать самостоятельно.

2 «Зимнее дерево» Рисование мятой бумагой. Продолжать учить способу рисования мятой бумагой, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Поощрять детское творчество, инициативу.

3 «Игрушки на ветке» Рисование мыльными пузырями. Познакомить детей с новым способом рисования – мыльными пузырями. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения интересного образа. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4 «Ёлочка пушистая, нарядная» Рисование вилкой. Научить детей изображать ёлку новым способом – печать вилкой. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать самостоятельно.

Январь

1 «Зимний пейзаж» «Кляксография» Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

2 «Зимняя сказка» Монотипия. Продолжать знакомство с техникой монотипии. Развитие художественного вкуса, фантазии, мелкой моторики рук. Воспитание эмоциональной творческой отзывчивости на происходящее вокруг.

3 «Белый медведь» Рисование поролоном, используя трафарет. Закреплять умение печатать поролоном. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности

4 «Морозные узоры» Рисование восковыми мелками и акварелью. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования : восковые мелки и акварель; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании. Развивать воображение, творчество и фантазию, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Воспитывать самостоятельность, любознательность, инициативность, художественный вкус.

Февраль

1 «Узоры на окнах» Раздувание капли. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

2 «Волшебный зимний лес» Печатание капустным листом. Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображения деревьев – отпечаток капустным листом. Развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения зимнего леса. Развивать у детей эстетическое восприятие, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

3 «Самолёт» Рисование пальчиками. Учить рисовать простейшие рисунки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4 «Тюльпаны» Рисование вилкой. Развивать мелкую моторику, интеллектуальные способности детей. Учить отражать свои впечатления, передавать свое настроение, получают огромное удовольствие от своих действий с нетрадиционным рисование (вилкой). Воспитывать эстетический вкус.

Март

1 «Мимоза для мамы» Рисование мятой бумагой. Продолжать учить рисовать мятой бумагой. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребёнка художественный вкус.

2 «Какого цвета весна» Оттиск на стекле. Научить рисованию способом размывания красок на стекле и оттиска стекла на бумажный лист. Определить краски «весны», развить воображение.

3 «Подснежники» Акварель + восковые мелки Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4 «Облака» Рисование по сырому Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Апрель

1 «Пасхальное яйцо» Монотипия Продолжать знакомство с техникой монотипии. Развитие художественного вкуса, фантазии, мелкой моторики рук. Воспитание эмоциональной творческой отзывчивости на происходящее вокруг.

2 «Космос» Рисование по трафарету солью. Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе, научить рисовать с помощью соли.

3 «Корзина с цветами» Рисование мыльными пузырями. Продолжить знакомство с техникой рисования мыльными пузырями. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения интересного образа.

4 «Салют» Набрызг Продолжать знакомить детей с техникой рисования – набрызг. Развивать аккуратность. Воспитывать художественный вкус и умение работать самостоятельно.

Май

1 «Цветочная поляна». Рисование ватными палочками. Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки. Закреплять знания цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисванию.

2 «Божья коровка» Оттиск печатками овощей Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

3. «Черёмуха» Рисование ватными палочками. Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком». Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4 Рисование по замыслу. Индивидуальная работа, техника изображения по выбору детей. Повторить умение детей изображать понравившейся техникой. Развивать интерес к индивидуальной художественной деятельности. Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетику.

Работа с родителями

№п/п Дата проведения Форма проведения

1 Сентябрь Ознакомление с планом работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования» на родительском собрании.

Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию»

2 Октябрь Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Папка передвижка «Каждый ребёнок талантлив»

Выставка детских работ «Осень золотая»

3 Ноябрь Папка передвижка «Эти удивительные ладошки»

Мастер – класс «Рисуем без кисточки»

Выставка «Рисуют родители»

Памятка «Виды нетрадиционного рисования»

4 Декабрь Выставка детских работ «Красавица зима»

Беседа «Как мы рисуем дома»

Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

5 Январь Мастер – класс «В гостях у снежной королевы»

Памятка «Эти удивительные картинки»

6 Февраль Выставка рисунков детей и родителей «Рисуем всей семьёй. Любимая техника рисования»

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

7 Март Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»

Советы – рекомендации «Использование выразительных средств для изображения весны в рисунке»

8 Апрель Рекомендации «Использование техники рисования ватными палочками в детской изобразительной деятельности»

Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве»

9 Май Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»

Фотоотчёт по итогам года. Выступление на родительском собрании о подведении итогов по самообразованию.

Работа с педагогами

№п/п Дата проведения Форма проведения

1 Сентябрь Круглый стол для педагогов «Нетрадиционные техники рисования : за или против?».

2 Октябрь Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

3 Ноябрь Консультация для педагогов «Чудо нетрадиционной техники рисования».

4 Декабрь Выступление на педсовете на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду как средство развития мелкой моторики рук»

5 Январь Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу)

6 Февраль Составить каталог на методическую литературу по теме самообразования.

7 Март Доклад по теме самообразования.

8 Апрель Открытый просмотр ОД «Цветущая ветка». – Кляксография и аппликация.

9 Май Опыт работы по созданию с родителями выставок семейного творчества.

Литература:

1) 1. Эйнон Д. Творческая игра : от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2) Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3) Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

4) Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

5) Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

6) Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

7) Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

8) Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

9) Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 21:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД