Татьяна Горяченко
План по самообразованию «Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Родничок»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Горяченко Татьяна Николаевна– воспитатель
Стаж работы в должности: 5 лет 6 мес
Квалификационная категория: 1 кв. категория от 23.05.2017г
Начало изучения темы: 03.08.2020г.
Арамиль, 2020г
Тема: «Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет»
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).
Проблема
Публикация «План по самообразованию „Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность
На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем дошкольном возрасте?
1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
• Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
• Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Использование сказки в развитии речи детей 3-4 лет».
Образовательный процесс можно осуществлять:
• в ходе непосредственно образовательной деятельности;
• в ходе режимных моментов;
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей второй младшей группы.
Перспективный план самообразования педагога
Сентябрь
Работа воспитателя:
Подбор и изучение методической литературы.
Подбор материала необходимых для работы с детьми.
Постановка целей и задач по данной теме.
Работа с детьми:
Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Работа с родителями:
Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»
Октябрь
Работа воспитателя:
Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников.
Работа с детьми:
Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;
Работа с родителями:
Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».
Ноябрь
Работа воспитателя:
Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Работа с детьми:
Прослушивание звукозаписей детских сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Работа с родителями:
Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"
Декабрь
Работа воспитателя:
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками.
Работа с детьми:
Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки"
Работа с родителями:
Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»
Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных. игр
Январь
Работа воспитателя:
Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка»
Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Работа с детьми:
Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба».
Работа с родителями:
Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».
Февраль
Работа воспитателя:
Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба»
Работа с детьми:
Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки)
«Парные картинки».
Работа с родителями:
Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра
Март
Работа воспитателя:
Обустроить уголок ряженья
Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок.
Работа с детьми:
Беседы «Какие сказки я знаю»
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу"
Апрель
Работа воспитателя:
Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».
Работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций к сказкам, Д/И «Назови меня»
Работа с родителями:
Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».
Май
Работа воспитателя:
Самоанализ плана по самообразованию.
Работа с детьми:
Обыгрывание сказки «Репка»
Работа с родителями:
Презентация: «Какая прелесть эти сказки»
Используемая литература:
1. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.
2. О. А. Куревина. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / - М. : Линка-ПРЕСС, 2003.
3. Хрестоматия для детей 3-4 лет.
4. Грабенко Т. М. «Зачем читать детям сказки». РЕЧЬ, 2006 г.
5. Иванова Э. И. : «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006 г.
8. Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.
9. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г.
10. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.
11. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
12. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.
13. https://www.maam.ru/detskijsad/rol-skazki-v-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
14. https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования
15. https://dohcolonoc.ru/stati/6299-rol-skazki-v-zhizni-doshkolnika.html