Олеся Левченко
План по самообразованию учителя-логопеда «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;
Публикация «План по самообразованию учителя-логопеда „Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
2.Внедрять применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;
3.Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
4.Создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;
5.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.
6.Оформить в группе центр речевого развития детей
7. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.
8.Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ, а также распространить в СМИ.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми.
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
анкетирование родителей
консультации
индивидуальные и групповые беседы
оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .
Ожидаемые результаты:
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
Центр речевого развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей.
Презентация отчета по теме самообразования на родительском собрании
"Наши успехи"
Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ
Распространение опыта работы в СМИ.
План методической работы на 2021-2022 учебный год
Сентябрь:
I этап. Теоретический
Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).
Планирование работы с детьми на новый учебный год.
Анкетирование родителей
"Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы" Привести в соответствие с возрастными особенностями речевой центр.
(игры, наглядный материал и др.)
1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт. -сост. Н. В. Багичева, А. С. Д мышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие.
3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт. -сост. Л. М. Граб
4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
5. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
6. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником.
7. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г. 10.00
8. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.
II этап. Практический
Октябрь:
Подбор и изучение литературы по теме самообразования.
Оформление папки-передвижки
«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»
Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и во время проведения ООД
(пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игры с мячом су-джок).
Самомассаж ладоней.
Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок» Приобрести мячики су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик.
Ноябрь:
Презентация для педагогов:
"Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста "
Консультация для педагогов: «Технология мнемотехника»
Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.
Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей" Разработать папку "Стихотворения по технологии мнемотехника"
(текст стихотворения и к нему мнемотаблица).
Декабрь:
Проведение встречи обмена опытом. Смотр речевых центров в других возрастных группах «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»
Привлечь детей к изготовлению лэпбука "Развиваем речь, играя"
и игровой деятельности с ним.
Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" Оформить весь игровой материал, выполненный с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре развития речи).
Консультация для педагогов
Январь:
«Технология наглядного моделирования»
Дидактические упражнения
"Нарисуй и расскажи".
"Расскажи, что нарисовал"
"О чем услышал, что изобразил?"
Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью».
Создать папку творческую паку работ детей.
Февраль:
Подготовка презентации по теме:
«Технология синквейн»
Составление синквейнов.
Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн"
Приобрести литературу для изучения методики.
Март:
Мастер класс для педагогов «Сторителлинг-инновационная технология»
Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми.
Игровые речевые упражнения:
"Придумай сказку"
"Расскажи про. "
Индивидуальные беседы с родителями по текущим вопросам
"Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?"
Пополнить РППС кубиками по технологии сторителлинг.
Апрель:
Оформление буклетов для воспитателей по теме:«ТРИЗ -технология творчества»
Игровые упражнения "Придумай свою сказку"
Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма, метода фокальных объектов, морфологического анализа.
Предложить родителям использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например : прием эмпатии:
"Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек в определенной ситуации?"
Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии.
III этап. Обобщающий
Май:
Отчет по самообразованию
Выступление на педсовете ДОУ.
Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию. Мониторинг детей.
Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе Оформление
опыта работы.
Брошюра "Методические рекомендации по проведению работы по речевому развитию с использованием инновационных технологий".