Приложение МААМ

План по самообразованию во второй младшей группе «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»

Анастасия Кощубова
План по самообразованию во второй младшей группе «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Без игры нет, и не может быть пол-ноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выли-вается живительный поток представле-ний, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Публикация «План по самообразованию во второй младшей группе „Роль дидактических игр в развитии дошкольников“» размещена в разделах

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта иг-рает математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, вообра-жения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и по-тому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение ма-тематике детей дошкольного возраста немыслимо без использования ди-дактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материа-ла и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процес-се.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, исполь-зование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ре-бенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занима-тельных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

• проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

• составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержа-ния по развитию математических представлений у детей дошкольно-го возраста;

• использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

• активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

активизация познавательного интереса дошкольников;

развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышле-ния;

формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предме-тами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сход-ство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В та-ких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картин-ки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предме-тов.

Также при формировании элементарных математических способно-стей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моде-лирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать про-стейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источни-ков.

1.

З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвеще-ние 1990.

2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.

3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВА-КО, 2005 г. — 208 с.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленце-ва.

5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для до-школьников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для малень-ких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математиче-скому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в те-чение года).

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

4. Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь Формирование представлений о свойствах предме-тов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по раз-витию представлений о ве-личинах: «Украсим ков-рик», «Домики для медве-жат», «Угостим мышек ча-ем», «Цветные кубики».

ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по раз-витию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

февраль Сравнение групп предметов по количеству (столь-ко же, больше, меньше).

Дидактические игры по раз-витию равенства на основе сопоставления двух групп предметов : «Угостим бело-чек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количе-ством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры : «Под-бери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мости-ки для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количе-ством. Дидактические игры : «Гео-метрическое лото», «Разло-жи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

май Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на расположение в простран-стве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин иг-рушек».

5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольно-го возраста».

Ноябрь

4. Рекомендации: «Формируем пространственные пред-ставления», «Как научить детей определять свойства предметов». Апрель

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2022 г.)

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию во второй младшей группе «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»
Опубликовано: 20 октября 2021 в 13:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию во второй младшей группе «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кощубова (УИ 232548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД