Юлия Белоусова
План по самообразованию воспитателя на учебный год «Развитие мелкой моторики у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Сланцевский детский сад № 15 комбинированного вида
План по самообразованию воспитателя
на 2023-2024 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет»
Воспитатель : Белоусова Ю. Г.
г. Сланцы
Актуальность:
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Публикация «План по самообразованию воспитателя на учебный год „Развитие мелкой моторики у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Развивающие : развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Воспитательные : воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Сроки и этапы реализации: Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
• Изучение учебно- методической литературы.
• Разработка плана работы по развитию мелкой моторики рук.
• Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.
• Обогащение развивающей предметно пространственной среды.
• Разработка дидактических игр и пособий.
2. Основной этап.
• Реализация идеи, цели, задач, плана.
3. Заключительный этап
• Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта
Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игра и упражнения:
• Самомассаж кистей рук;
• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Подготовительный этап.
Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме Методы и приемы работы:
Взаимодействие с родителями
Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика»,изд. АСТ, 2007г.
Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"
ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.
"Пальчиковые шаги" С-Пб, «Корона», 2007г.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
Пальчиковый театр
Работа с конструктором ЛЕГО
Рисование по трафаретам
Дидактические игры
Шнуровка
Игры с мелкими предметами
Пазлы, мозаика.
Консультации
Беседы
Папки-передвижки
Буклеты
Дорожная карта
Сентябрь 1. Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
2. Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».
3. Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени. Повышение своего уровня знаний, профессионального.
Обогащение развивающей среды.
Октябрь 1. Д/и. : «Прищепки»
2. Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,
"Пальчики, здравствуйте!"
3. Д/и. «Шнуровка». Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Цель: Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; развитие пространственного ориентирование, способствование усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" ,развитие усидчивости терпения.
Ноябрь
1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
2. Создание разнообразного «Пальчикового театра»
3. Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»
«Деревья»
4. Заучивание стихов об осени по мнемотехнике. Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развитие мелкой моторики рук с использование пальчикового театра.
Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики.
Декабрь 1. Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
2. Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».
3. Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» Цель: Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.
Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Январь 1. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
2. Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
3. Настольная игра «Мозаика».
4. Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Сосульки», «Как под горкой снег». Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки;
Цель:Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.
Февраль 1."Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок
2. Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,
3. Заучивание стихов о зиме. Цель: Развитие моторики, зрительного восприятия, внимание, памяти, усидчивости, интуиции, знакомство со свойствами разных предметов и поверхностей.
Цель: Развитие действия, координации действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Цель: Развитие моторики рук, при выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста.
Март 1. Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»
2. Пальчиковые шаги. (Упражнения на развитие мелкой моторики.)
3. Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,
«компот»
4. Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». Цель: Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.
Цель: Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста
Апрель 1. Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
2. Работа с конструктором Лего.
3. Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников.
Цель: Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Цель: Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.
Май 1. Рисование по трафаретам.
(собрать картотеку трафаретов).
2. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
3. Анализ работы по теме самообразования. Проведение контрольного диагностического исследования.
Цель: Развивать фантазию и воображение.
Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
Выводы по результатам диагностики на конец учебного года : Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигнут хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и успешно подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений. Правильно подобранная психолого-педагогическая литература, а также совместная деятельность триады ВОСПИТАТЕЛЬ-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ, позволило достичь положительной динамики по развитию мелкой моторики рук детей 4-5 лет.