Получи документы

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Лиана Нургалиева
План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Введение

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Публикация «План работы по самообразованию по теме „Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования“» размещена в разделах

Пояснительная записка

Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Задачами моей работы на 2022-2023 год по теме : «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Образовательные

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-Учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

-Изучить необходимую справочную и методическую литературу.

Развивающие

-Развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;

- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- Формировать координацию движений;

- Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;

- Развивать навык работать с разным изобразительным материалом.

Воспитательные

- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- Воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность.

Цели работы

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Предполагаемый результат: формирование творческих способностей произойдёт быстрее и эффективнее, если в работе с детьми дошкольного возраста использовать изодеятельность.

Подбор и изучение методической литературы: в течении года

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования : в течение года

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: в течении года

Отчет опыта работы по теме : май каждого года.

Форма самообразования(индивидуальная, групповая, коллективная)

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Итоговые мероприятия: Выставки детских работ (в течении года)

Консультации для педагогов

- «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности»;

- «Как развить творческие способности детей»;

Работа с родителями по теме самообразования :

Консультации:

- «Как организовать занятия по изо деятельности дома»;

- «Рисование пальчиками : зачем и как?»;

- «Виды нетрадиционных методов рисования»;

- «Значение рисования нетрадиционными способами»;

- «Нетрадиционные техники рисования».

Значение развития мелкой моторики рук дошкольника.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена

скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты,

изучающие деятельность мозга, психику детей.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т. п.

Если работа по развитию мелкой моторики рук будет поводится в системе, то к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка станут более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем Виды и техники нетрадиционного рисования.

Распределение техники по возрастным группам

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком;

рисование мыльными пузырями

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная

печать по трафарету;

монотипия предметная

кляксография обычная;

пластилинография.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз.

Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.

В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного.

На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок и т. д.

План работы

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками.

Затем постепенно вводила новые техники : рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией.

На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т. д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

План занятий на 2022-2023 год

Месяц Техника нетрадиционного развития Тема занятия

Сентябрь

Печать листьями,

рисование пальчиками и прием примакивания,

Осенний ковёр

Укрась платочек

Зайчик

Октябрь

Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины,

Оттиск печатками (шляпка-картон, рисование пальчиками.

Рисование с помощью «Риса», ватные палочки. Ягоды на тарелочке

Грибы в лукошке

Цыпленок

Ноябрь

Рисование пальчиками,

точечный рисунок,

рисование ладошками.

Рисование поролоновой губкой.

Оттиск печатками из салфетки.

Гуашь, ватные диски, палочки. Осень на опушке краски разводила

Плюшевый медвежонок Цветы в вазе

Первый снег

Цыпленок

Декабрь

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками.

Печать по трафарету.

Ёлочка пушистая, нарядная.

Овечка

Снежинка

Идет снег

Узор на платочке

Зимний лес

Январь

Знакомить детей с приемом нетрадиционного рисования восковые мелки + акварель, учить рисовать рыбку.

Комкание бумаги (скатывание).

Рыбка в аквариуме Морозный узор

Деревья зимой Снеговичок

Снег идет

Бусы для Маши

Февраль

Свеча и акварель. Оттиск печатками из пробки или ластика, дном бутылочки.

Поролон (2шт., тонкая кисть, гуашь. Звездное небо.

Жили у бабуси два веселых гуся

Танк

Кубики для Сережи

Плюшевый медвежонок Гусеница

Март

Оттиск мятой бумагой, оттиск (штамп) пенопластом

рисование губкой

рисование трафаретом

рисование по- мокрому Мимоза для мамы Платье для Вари

Спрячь мишку

Веселые животные

Солнышко

Апрель

Монотипия, рисование бумагой.

Кисточка, пуговицы различной формы.

Рисование свечой. Закреплять технику рисования свечой Мой любимый дождик

Березки

Неваляшка

Воздушные шарики

Волшебные картинки» (волшебный дождик).

Май

Обрывание, восковые мелки, тычкование. Поролоновые рисунки, метод ниткографии.

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка.

Как я люблю одуванчики

Салют

Дождь идет

Мухомор

Котенок

Июнь, Июль, Август

Сбор разнообразного природного материала для работ с использованием нетрадиционных техник рисования (листья, веточки, ракушки, шишки, палочки и т. д.)

Конец года отчет о проделанной работе за год.

Нетрадиционные техники рисования, используемые на занятиях.

На занятиях и в вечерний отрезок времени, когда дети по желанию занимаются рисованием, использую нетрадиционные техники рисования :

Рисование пальчиками.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Рисование ладошкой.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивают ее с помощью кисточки, и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой рукой, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Способ получения изображения: ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ее по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Оттиск печатками из картофеля

(то же поролоном и пенопластом, ластика, пробки).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка или печатка.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти.

Рисование свечой и акварелью.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Печать по трафарету.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны или трафарет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифенного полу картона либо прозрачной пленки.

Монотипия предметная.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Кляксография обычная, кляксография с трубочкой, отпечатки листьев, монотипия пейзажная, волшебные веревочки.

Способ получения изображения: ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветок, яблоко, грушу. Постепенно он усложняет фигуру, используя несколько веревочек. Любое изображение начинает с головы, необходимо следить за формой туловища того или иного животного.

Материалы: веревочки различной длины и цвета.

Воздушные фломастеры.

Способ получения изображения: ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе, соблюдая правила длительного выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок надо нарисовать фон.

Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Рисование песком.

Способ получения изображения: ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка.

Материалы: чистой песок, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш. Оттиск смятой бумагой.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Кляксография с ниточкой.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на лист бумаги выкладывает изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, ниточка средней толщины.

Рисование техникой – набрызг.

Способ получения: ребенок набирает краску на зубную щетку, который держит над бумагой и разбрызгивает краску на бумагу.

Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию мелкой моторики рук у дошкольников

Список литературы:

1. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

2. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2015.

36. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2016.

4. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2016. - №18

5. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

7. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.

8.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

9. «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

10. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

11.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

12. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С.

13.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)

14. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования. Анализ изученной литературы плане по самообразованию).

Экспериментируйте! И к вам придёт радость – радость совместного творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Опубликовано: 15 августа 2022 в 20:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД