Мещанова Татьяна
Развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Публикация «Развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник изобразительного творчества» размещена в разделах
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник изобразительного творчества»
Цель самообразования: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
3. Формировать целостную картину мира;
4. Расширять кругозор детей;
5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Основные направления самообразования:
-профессиональные (образовательная деятельность) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
-психолого-педагогическое (ориентированное на детей);
-охрана здоровья.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная, интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, участие в конкурсах профессионального мастерства. Групповая – через участие в методической работе МДОАУ, в деятельности ММО воспитателей.
Ожидаемый результат самообразования:
-разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
-пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
-разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по теме самообразования;
-участие в конкурсах различного уровня;
-выступления на педагогическом совете, семинаре-практикуме;
-обобщение и распространение педагогического опыта;
-открытые показы мероприятий;
-участие в конференциях, семинарах, выставках.
План самообразования:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
1 этап
Подготовительный Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме. Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов 2019г.
Изучение научно-методической литературы.
Обзор информации по исследуемой теме в Интернете.
Подбор методик для диагностики педагогического процесса
2 этап
Реализационный Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. 2020-2022гг. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.
Открытые занятия на дошкольном и муниципальном уровне.
Оформление результатов работы.
Оформление консультаций для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей".
Создание картотеки нетрадиционной техники рисования.
Оформление уголка ИЗО и творчества.
Пополнение уголка ИЗО и творчества материалами, для реализации работы по нетрадиционной техники рисования.
3 этап
Контрольно-этоговый Распространение опыта работы. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет – конкурсах педагогического мастерства.
Участие в неделях открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). 2023г. Выступления на педагогических советах, семинарах практикумах.
Сборник консультаций для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка». Участие в конкурсах разного уровня. Посещение и публикации инновационных работ на сайтах педагогического сообщества. Показ открытых мероприятий.
Ожидаемый результат самообразования:
-разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
-пополнение развивающей предметно-пространственной среды;
-разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
-участие во всероссийских конкурсах;
-выступление на педагогическом совете;
-обобщение педагогического опыта;
-открытый просмотр;
-участие в конференциях, семинарах, выставках.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику нетрадиционного рисования.
Инновационно - профессиональная деятельность по завершению изучения темы: Систематизировать материал и апробировать картотеки дидактических игр развитию математических способностей.
Список литературы:
1. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
2. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
3. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия Т. А. Цквитария.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина 2010г.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. :ТЦ Сфера, 2007.-128с
7. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет»
8. М. Д. Лахутин «Как научиться рисовать»
9. О. М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
10. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»