МААМ-картинки

План работы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Ольга Полежаева
План работы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

Публикация «План работы „Развитие познавательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Актуальность выбранной темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Предполагаемый результат:

Дети: дети ознакомлены в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием; - развит у детей интерес к экспериментированию, сформировано у детей чувство ответственности в практической деятельности.

Родители: активно вовлечены в процесс проектной деятельности, установлен более тесный контакт с семьей в работе над данной темой.

Педагоги: определены основные направления по работе с детьми по теме самообразования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». Обобщен опыт по исследуемой теме выступлением на педсовете.

Тематический план

Сентябрь

Изучение психолого-педагогической литературы:

1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Е. А. Дмитриева «Детское экспериментирование»

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

6. Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». 2013г.

7. Н. В. Кузьминова «Экспериментируя- мы познаем» Самара 2010г

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Октябрь

Внедрение в работу подготовленного материала

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

1. Ознакомится со свойствами песка- сыпучесть.

2. Показать, что свойства песка сыпаться позволяет ему двигаться.

3. Ознакомить со свойствами мокрого песка

Ноябрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Ознакомить с прозрачностью воды как свойством.

Выяснить, что у воды нет вкуса. Выявить, что у воды нет запаха.

Показать детям агрегатное состояние воды.

Опыты с водой.

Декабрь

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Январь

Продолжать расширять знания детей о свойстве воды, снега. Побуждать формировать, имеющиеся у них представления, догадки, гипотезы.

Дать детям представление о том, как образуется снежинка. Познакомить детей с составом, с цветом снега, с разнообразием форм снежинок.

Создать условия для расширений представлений детей о свойствах льда- тает в тепле.

Февраль

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Учить обнаруживать воздух.

Показать, что воздух обладает силой.

Показать, что воздух есть в некоторых предметах.

Март

Показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становится меньше, для горения нуден кислород.

Показать, что при горении выделяются вредные вещества.

Ознакомить с образованием цветов спектра.

Опыты по изучению свойств огня.

Апрель

Ознакомить детей с таким понятием как «центр тяжести», ознакомить детей с составом яйца.

Рассказать детям, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, поэтому в кожуре он не тонет в воде, а отчищенный тонет.

Май

Эксперименты с семьёй. Использование интернет ресурсов.

Фотоотчет.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Презентация картотеки опытов- экспериментов для старшего дошкольного возраста.

Работа с семьёй

В течение года

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» : оборудовать уголок полочками, собрать материал для экспериментирования.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Консультация для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников» Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников» Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе» Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе» Опыт работы : «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе, использование средств.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.

План работы городского методического объединения воспитателей ДОУ «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Тема: Утверждение плана работы ГМО на 2018-2019 учебный год. «Трудовая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников».

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

«Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности». План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность». Актуальность. “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования трактует познавательное развитие как образовательную область,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
План работы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 10:03
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД