Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе»

Татьяна Ткачёва
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе»

Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений является развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В своей работе мы используем следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию:

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование развивающих игр;

- применение методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, развития речи.

Вся деятельность осуществляется через три основных блока образовательно-го процесса:

- в непосредственной образовательной деятельности;

- в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

- в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандарта образовательный процесс основывается на комплексно - тематическом планировании.

Поскольку наша группа логопедическая, для детей с ОНР, то и планирова-ние непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию строится в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом в соответствии с его тематическим планированием, ориентируясь на интересы воспитанников. Так же в группе создаём благоприятные условия для их развития.

Осуществляя комплексный подход к проблеме развития интеллектуально- познавательных способностей, нами разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников.

Интеллектуально-познавательному развитию дошкольников способствуют занятия по ФЭМП, во время, которых дети учатся объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части; устанавливать связи и отношения между целым множеством и отдельными его частями; сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства; сравнивать целый предмет и его часть; ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости. У детей развиваются представления о денежных единицах, представление о времени (сутках). На конкретных примерах у детей развивается способность устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра и т. д.

В непосредственной образовательной деятельности нами широко используется занимательный дидактический материал, который обыгрывается в разнообразных проблемно-игровых ситуациях, дидактических играх «Какая цифра потерялась?», «Назови и сосчитай», «Вчера, сегодня, завтра», «Почему овал не катится?», «Какое число рядом», «Живые числа», «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет», «Мастерская форм», «Составь фигуру»и т. д. Для развития логического мышления, воображения используем «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики Никитина», так же решение головоломок, отгадывание математических загадок на счет и логическое мышление.

Стараемся разнообразить формы работы с детьми. Так, нами были организованы и проведены математическое развлечение «В поисках клада», игра- путешествие «Путешествие в страну математики», «Путешествие в страну «Экономика». Практикуем и игры-аукционы, «покупая» игрушку, дети ещё и упражняются в знакомстве с деньгами и их счете.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей. Нами был организован педагогический проект на тему «Путешествие в страну Экономика». Цель проекта: формирование представлений дошкольников об элементах экономики через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием. В ходе, которого ребята стали понимать и ценить окружающий предметный мир; познакомились с понятием «бюджет семьи»; стали иметь представление о том, что процесс зарабатывания денег сложный и требует от человека определенных знаний и умений, что цена товара зависит от качества. Стали проявлять уважение к людям, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Ребята осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; видят красоту человеческого творения; признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие; стали вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

В группе созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений, имеется: достаточное количество дидактических, настольных игр и пособий в соответствии с возрастом детей, демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Дети работают с индивидуальными математическими тетрадями, что обеспечивает существенный вклад в развитие математических представлений, а также в формирование навыков учебной деятельности. Создана картотека игр и игровых упражнений на количество и счёт, величину, форму, пространственное представление и др.

Для закрепления пройденного материала нами используются домашние задания.

Особое внимание уделяем познавательно – исследовательской и опытно -экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Описание опыта работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Использование.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе»
Опубликовано: 13 июня 2019 в 15:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

Дидактическая игра «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...
Проект «Мини-огород на участке»
Проект: долгосрочный. Вид проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность: 2 месяца. ( Май, июнь) Участники проекта: дети групп «Кораблики",...
Рождественский настольный театр, связаный крючком
Cтавить в доме под Рождество вертеп - прекрасная старинная традиция. Что же представляет собой вертеп? Вертеп переводится со старославянского — как пещера....