Папки-передвижки

Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности

Ольга колпакова
Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

Публикация «Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности» размещена в разделах

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами.

Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют:

• внимание и повышенная заинтересованность;

• эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);

• действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета;

• постоянное притяжение к этому объекту или предмету.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Метод проектов актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, направленной на «открытие» нового.

Для развития познавательной активности детей дошкольного возраста нами был разработан проект «Цветная неделя», целью которого явилось изучение роли познавательной активности дошкольников, становления мировидения ребенка, его личностного роста.

Каждый день недели соответствовал цвету радуги, каждый день мы приходили в одежде определенного цвета, а в картину, которая создавалась нами, добавлялись предметы этого же цвета.

Задачи проекта :

• формировать у детей представления о последовательности дней недели;

• продолжать знакомство с цветами спектра;

• привлечь детей к созданию сюжетной композиции;

развивать творческие способности, воображение, наблюдательность, речевую и познавательную активность;

• способствовать сплочению детского коллектива.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный –

• изучение методической литературы,

• подготовка материалов и оборудования,

• оснащение РППС,

• ознакомление участников с темой проекта.

Практический –

• объявление о реализации проекта,

• беседы с детьми о цвете,

• обозначение дней недели определенным цветом,

• чтение художественной литературы,

• проведение дидактических игр,

• рисование цветными ладошками,

• создание коллективной композиции «Цветная картина»,

• консультация для родителей «Цвет и его влияние».

Итоговый –

• все задачи были успешно реализованы,

• на протяжении всей недели сохранялось веселое и бодрое настроение,

• создана коллективная работа «Цветная картина».

В ходе реализации проекта «Елочка расти, елочка живи!» была организована выставка поделок на тему «Елочки». Родители с удовольствием откликнулись на предложение, а дети наперебой рассказывали о своих поделках. Восторгу и радости детей не было предела. Здесь дети узнали о том, как долго растут елочки, которые люди срубают ради праздника, о необходимости беречь родную природу, об изготовлении елочек из разных материалов, не причиняющих вреда природе. Итогом был новогодний праздник, где девочки в танце отобразили тему проекта.

При ознакомлении с проектом «Наша армия сильна» дети узнали о родах войск, о буднях военной службы. Почему нужно защищать Родину? Заключительный этап проекта – спортивное мероприятие «Будем вместе с папой в армии служить».

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Таким образом, используя познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает качественные изменения в развитии познавательной деятельности : от любопытства до познавательной активности. Знакомство ребенка с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.

Публикации по теме:

Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы, и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Опыт работы по нравственному воспитанию старших дошкольников в рамках проектной деятельности Я хочу представить вам свой опыт работы по нравственному воспитанию старших дошкольников в рамках проектной деятельности. Целью духовно-нравственного.

Опыт работы «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников» Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников».

Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» Опыт работы по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе» Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе» Опыт работы : «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе, использование средств.

Опыт работы «Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников» Тема семинара: «Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников» Часто светлые воспоминания о детстве связаны.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 20:47
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД