Олеся Огарева
Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»
«Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС ДО»
Огарева Олеся Александровна, музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория, Котлас, 2018
Введение
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т. п.
В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума, в которых живут и развиваются современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка, его личности.
Вопросы детского творчества являются одними из самых спорных и сложных, и интересуют не одно поколение исследователей. Большинство из них соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа её достижения. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Выбор данной темы опыта определило личное желание познавать и фантазировать вместе с детьми, а так же отсутствие понимания путей реализации программных задач по развитию детского музыкального творчества.
Цель опыта: вовлечение детей в процесс активных творческих действий. Развитие навыков песенного, танцевального творчества и инструментальной импровизации.
Исходя из поставленной цели были выдвинуты задачи работы, которые представлены на слайде:
1. Уточнить сущность понятия «творческая активность» посредством анализа психолого-педагогической литературы и образовательной практики.
2. Выделить возрастные особенности старшего дошкольника в музыкальной деятельности и способность к проявлению творческой активности.
3. Изучить опыт педагогов, занимавшихся проблемой творчества в музыкальном воспитании дошкольников.
4. Использовать в своей работе современные методы и приемы, способствующие развитию творческой активности старших дошкольников во всех видах музыкальной деятельности.
5. Выделить критерии, позволяющие проследить динамику развития творческой активности старших дошкольников.
6. Подобрать музыкальный дидактический материал и использовать его в образовательной деятельности.
Особенности развития творческой активности детей дошкольного возраста
в современной педагогике и психологии
Теоретический анализ современных педагогических и методических разработок в области проблемы развития творческих способностей детей раскрывает понятие «творческая активность» как интегративную, качественную характеристику личности, комплекс мотивационного, креативного и интеллектуального компонентов, дающих ребенку возможность творчества в любом виде деятельности.
Творческая активность имеет основой самостоятельность ребёнка, т. е. его способность ориентироваться в незнакомой ситуации без посторонней помощи.
По мнению Ярошевского понятие «творческая активность» означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.
По определению Н. А. Ветлугиной - «творческая активность» - это развитие творческих умений в восприятии, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах:
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным
Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром.
Воображение - активное - ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать.
Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Более совершенной становиться крупная моторика. Наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляется в более высокой степени.
Голос очень слабый, крепнет медленно. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, потому что их голос крайне быстро устает и совсем перестает слушаться.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых.
Педагоги, занимающиеся проблемой развития творческой активности дошкольников.
Среди исследователей, занимавшихся проблемой развития у дошкольников активной творческой деятельности можно выделить: немецкого педагога и музыканта - Карла Орфа.
В результате его экспериментальной работы была создана пятитомная антология музыки для детей «Шульверк». Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля Орф-инструментов.
Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира.
Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей - независимо от их способностей - к музыке, раскрепощение индивидуально - творческих сил, развитие природной музыкальности.
Ребенок, по мнению К. Орфа - соавтор и создатель собственного музыкального мира, творец звуков окружающего мира и музыки.
Самое главное считает К. Орф - это атмосфера занятия, увлеченность детей, и их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на музыкальном занятии в роли активного участника.
Музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования г. Москвы Татьяна Эдуардовна Тютюнникова известна как автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками», автор учебно-методических пособий «Из чего родилась музыка», «Бим! Бам! Бом! Игры со звуками», «Уроки музыки по системе обучения К. Орфа».
Принцип подхода Т. Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей - «Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку».
Основная задача богатого музыкального материала разработанного Т. Э. Тютюнниковой - формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления.
Методические разработки, направленные на раскрытие творческой активности ребенка в музыкальной деятельности так же представлены в работах Татьяны Анатольевны Боровик, Натальи Александровны Ветлугиной, Ангелины Николаевны Зиминой, Вячеслава Александровича Жилина и других.
В этих работах представлены решения проблем содействия в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям; развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Организация музыкальной деятельности
Основной формой организации музыкальной деятельности в нашем детском саду является образовательная ситуация, поэтому мы подобрали такие виды совместной деятельности, которые имели свои положительные стороны в развитии детского творчества.
Доминантные: позволили нам больше времени уделить какому-то одному виду музыкальной деятельности, а значит предоставить больше времени для свободного творчества детей.
Комплексные: способствовали созданию условий для развития музыкального творчества на основе синтеза искусств, с использованием сочетания разных видов деятельности: музыкально-изобразительной, музыкально-художественной, музыкально-театрализованной.
В ходе НОД мы старались включить все виды музыкальной деятельности.
Поскольку такой вид музыкальной деятельности как музыкальное движение в большей степени способствует развитию творчества - то 1 раз в неделю организовывали с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальную ритмику», использовав учебно-методическое пособие Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «ФИТНЕС-ДАНС» и пособие Т. А. Затяминой, Л. В. Стрепововой «Музыкальная ритмика».
Обучение танцу не являлось специальной задачей. Основным в нашей работе была - двигательная игра, в которой дети творчески познавали возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружения, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое.
Большое внимание мы уделяли ориентированию детей в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», «восьмерками», парами, тройками, цепочкой; со сменой партнера, направления движения и т. п.
Важно было научить соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений.
Главным для нас было увидеть и поддержать даже самые маленькие импульсы творчества ребенка, чтобы он в дальнейшем смог проявить себя и показать свой талант.
Приемы для развития творчества.
Анализируя различные источники, мы подобрали наиболее интересные приёмы для развития танцевального творчества:
- «Танцы, сидя», когда использование пространства достаточно ограничено.
- «Звучащие жесты» - шлепки, притопы, хлопки, щелчки для сопровождения ими движения.
- Выполнение образных, имитационных движений.
- Речевые игры с движением.
- Упражнения с воображаемыми предметами (такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки»).
- Игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем».
- Придумывание танца для выбранной эмоции.
- Показ репродукций знаменитых художников (о балете и музыке).
- Выделение времени для свободного танца.
- Поощрение наиболее интересно и разнообразно танцующих.
- Игра «Ветер и листья» дети разделены на две подгруппы, первая изображает звук ветра, вторая "осенние листочки". Дети "листья" должны быть предельно внимательны и чутко реагировать на силу ветра.
песенного творчества: (музыка, пение, разнообразие текстов, ритм - все это также самым действенным образом влияет на фантазию ребенка)
- Пение песенок-бусинок.
- Игры голосовым аппаратом (глиссандо, свист, цоканье языком и т. д., вдохи, выдохи, возгласы, игры фонемами, фонемными слогами (ш, х, ф, у, а, шур, дили-дон и др.).
- Речевое музицирование.
-Ритмодекломация (речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста).
- Театр песни (часть детей поёт, другая играет на инструментах, а третья часть детей импровизирует движения).
- исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем как кошки, лягушки, кукушки, машины, паровоз и т. д.»).
- интонирование в разных темпах, с различными штрихами и динамическими оттенками;
- выразительное речевое интонирование;
- свободное скольжение голосом по нарисованным линиям;
- вокальное скольжение на определенной гласной;
- сопровождение пения шумовым аккомпанементом;
-использование мимических картинок, глядя на которые дети будут петь более эмоционально, стремясь передать голосом соответствующее настроение, украсят любую из предлагаемых в книге песен;
- размышления над тем как передать тот или иной образ;
- Выделение времени для свободного пения.
Для развития творческой активности в игре на детских музыкальных инструментах использовали специальный набор, где основное место занимали все существующие виды ударных - барабаны, маракас, деревянная коробочка. Для занятий приобрели металлофон, звучащий в гамме, бубенчики, трещотки и т. д., изготовили шумовые коробочки.
Так же в работе с детьми в качестве музыкальных инструментов использовали нетрадиционные материалы и предметы – это шары, ткани, палочки, ленты и др.
Для развития инструментальной импровизации применяли такие приемы как:
- Использование музыкальных инструментов для озвучивания стихов, сказок.
- Выбор инструментов, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки.
- Шумовой оркестр.
- Игры-эксперименты с инструментами.
- Посещение детской музыкальной школы.
- Озвучивание ролей с помощью ритмических и мелодических инструментов.
- Самостоятельные творческие работы с инструментами (модель Т. Боровик).
Данные приемы использовались в игровой форме. В ходе игры дети по очереди становились то танцорами, импровизирующими движение, то музыкантами. Для импровизации к движениям использовали аккомпанемент - это ручные барабаны, браслеты с бубенчиками и другие маленькие ударные инструменты, а заканчивали игру ритмичными хлопками и поклоном.
При организации различных видов музыкальной деятельности не забывали о формировании эстетического вкуса, что способствовало развитию выразительности искусства, пониманию языка искусства.
Самым важным для нас было, что дети проявляли интерес, радовались и удивлялись новому. На протяжении всей работы мы учитывали индивидуальность каждого ребенка, принимали их со всем комплексом раскрытых и нераскрытых способностей.
Показатель динамики развития творческой активности детей.
В песенном творчестве:
Старшая группа диагностика на основе произведения М. Скребкова «Зайка, зайка, где бывал?»
Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросно - ответной форме.
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации в вопросно - ответной форме.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации.
В песенном творчестве:
Подготовительная группа диагностика на основе произведения В. Агафонникова «Колыбельная»
Высокий уровень. Легко импровизирует на заданный литературный текст.
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации на заданный литературный текст.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации на заданный литературный
В танцевальном творчестве:
Старшая группа диагностика на основе произведения «Вальс цветов» Штрауса.
Высокий уровень. Умеет придумывать несложный танец на предложенную музыку.
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации на предложенную музыку.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации.
В танцевальном творчестве:
Подготовительная группа диагностика на основе м/д игры «Узнай танец и придумай движения»
Высокий уровень. Проявляет себя в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс).
Средний уровень. Затрудняется в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс).
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации.
В инструментальной импровизации:
Старшая группа диагностика через задание «Сочини музыку»
Выс. уровень Может импровизировать на металлофоне вальс и марш.
Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации.
В инструментальной импровизации:
Подготовительная группа диагностика через задание «Сочини музыку»
Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне польку, вальс и марш.
Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации.
Итоговые показатели уровня развития музыкального творчества старших дошкольников за год работы представлены на диаграмме:
Вывод
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Многообразие форм и методов музыкальной деятельности детей обогащает процесс их музыкального воспитания, способствуя разнообразию впечатлений, развитию творческой активности, вкуса и потребности в музыке.
Библиография
1. Акулова О. В., Вербенец А. М., Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методичкское пособие/науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.-400с.
2. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПБ. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144с.
3. Фирилева Ж. Е, Сайкина Е. Г. "Лечебно-профилактический танец. Фитнес-данс. Учебное пособие", - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.-468с.
4. Ресурсы интернет