МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»

Олеся Огарева
Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»

Опыт работы по теме:

«Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС ДО»

Огарева Олеся Александровна, музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория, Котлас, 2018

Введение

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС“» размещена в разделах

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т. п.

В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума, в которых живут и развиваются современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка, его личности.

Вопросы детского творчества являются одними из самых спорных и сложных, и интересуют не одно поколение исследователей. Большинство из них соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа её достижения. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Выбор данной темы опыта определило личное желание познавать и фантазировать вместе с детьми, а так же отсутствие понимания путей реализации программных задач по развитию детского музыкального творчества.

Цель опыта: вовлечение детей в процесс активных творческих действий. Развитие навыков песенного, танцевального творчества и инструментальной импровизации.

Исходя из поставленной цели были выдвинуты задачи работы, которые представлены на слайде:

1. Уточнить сущность понятия «творческая активность» посредством анализа психолого-педагогической литературы и образовательной практики.

2. Выделить возрастные особенности старшего дошкольника в музыкальной деятельности и способность к проявлению творческой активности.

3. Изучить опыт педагогов, занимавшихся проблемой творчества в музыкальном воспитании дошкольников.

4. Использовать в своей работе современные методы и приемы, способствующие развитию творческой активности старших дошкольников во всех видах музыкальной деятельности.

5. Выделить критерии, позволяющие проследить динамику развития творческой активности старших дошкольников.

6. Подобрать музыкальный дидактический материал и использовать его в образовательной деятельности.

Особенности развития творческой активности детей дошкольного возраста

в современной педагогике и психологии

Теоретический анализ современных педагогических и методических разработок в области проблемы развития творческих способностей детей раскрывает понятие «творческая активность» как интегративную, качественную характеристику личности, комплекс мотивационного, креативного и интеллектуального компонентов, дающих ребенку возможность творчества в любом виде деятельности.

Творческая активность имеет основой самостоятельность ребёнка, т. е. его способность ориентироваться в незнакомой ситуации без посторонней помощи.

По мнению Ярошевского понятие «творческая активность» означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.

По определению Н. А. Ветлугиной - «творческая активность» - это развитие творческих умений в восприятии, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах:

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным

Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром.

Воображение - активное - ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Более совершенной становиться крупная моторика. Наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляется в более высокой степени.

Голос очень слабый, крепнет медленно. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, потому что их голос крайне быстро устает и совсем перестает слушаться.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых.

Педагоги, занимающиеся проблемой развития творческой активности дошкольников.

Среди исследователей, занимавшихся проблемой развития у дошкольников активной творческой деятельности можно выделить: немецкого педагога и музыканта - Карла Орфа.

В результате его экспериментальной работы была создана пятитомная антология музыки для детей «Шульверк». Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля Орф-инструментов.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей - независимо от их способностей - к музыке, раскрепощение индивидуально - творческих сил, развитие природной музыкальности.

Ребенок, по мнению К. Орфа - соавтор и создатель собственного музыкального мира, творец звуков окружающего мира и музыки.

Самое главное считает К. Орф - это атмосфера занятия, увлеченность детей, и их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на музыкальном занятии в роли активного участника.

Музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования г. Москвы Татьяна Эдуардовна Тютюнникова известна как автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками», автор учебно-методических пособий «Из чего родилась музыка», «Бим! Бам! Бом! Игры со звуками», «Уроки музыки по системе обучения К. Орфа».

Принцип подхода Т. Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей - «Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку».

Основная задача богатого музыкального материала разработанного Т. Э. Тютюнниковой - формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления.

Методические разработки, направленные на раскрытие творческой активности ребенка в музыкальной деятельности так же представлены в работах Татьяны Анатольевны Боровик, Натальи Александровны Ветлугиной, Ангелины Николаевны Зиминой, Вячеслава Александровича Жилина и других.

В этих работах представлены решения проблем содействия в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям; развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Организация музыкальной деятельности

Основной формой организации музыкальной деятельности в нашем детском саду является образовательная ситуация, поэтому мы подобрали такие виды совместной деятельности, которые имели свои положительные стороны в развитии детского творчества.

Доминантные: позволили нам больше времени уделить какому-то одному виду музыкальной деятельности, а значит предоставить больше времени для свободного творчества детей.

Комплексные: способствовали созданию условий для развития музыкального творчества на основе синтеза искусств, с использованием сочетания разных видов деятельности: музыкально-изобразительной, музыкально-художественной, музыкально-театрализованной.

В ходе НОД мы старались включить все виды музыкальной деятельности.

Поскольку такой вид музыкальной деятельности как музыкальное движение в большей степени способствует развитию творчества - то 1 раз в неделю организовывали с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальную ритмику», использовав учебно-методическое пособие Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «ФИТНЕС-ДАНС» и пособие Т. А. Затяминой, Л. В. Стрепововой «Музыкальная ритмика».

Обучение танцу не являлось специальной задачей. Основным в нашей работе была - двигательная игра, в которой дети творчески познавали возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружения, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое.

Большое внимание мы уделяли ориентированию детей в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», «восьмерками», парами, тройками, цепочкой; со сменой партнера, направления движения и т. п.

Важно было научить соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений.

Главным для нас было увидеть и поддержать даже самые маленькие импульсы творчества ребенка, чтобы он в дальнейшем смог проявить себя и показать свой талант.

Приемы для развития творчества.

Анализируя различные источники, мы подобрали наиболее интересные приёмы для развития танцевального творчества:

- «Танцы, сидя», когда использование пространства достаточно ограничено.

- «Звучащие жесты» - шлепки, притопы, хлопки, щелчки для сопровождения ими движения.

- Выполнение образных, имитационных движений.

- Речевые игры с движением.

- Упражнения с воображаемыми предметами (такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки»).

- Игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем».

- Придумывание танца для выбранной эмоции.

- Показ репродукций знаменитых художников (о балете и музыке).

- Выделение времени для свободного танца.

- Поощрение наиболее интересно и разнообразно танцующих.

- Игра «Ветер и листья» дети разделены на две подгруппы, первая изображает звук ветра, вторая "осенние листочки". Дети "листья" должны быть предельно внимательны и чутко реагировать на силу ветра.

песенного творчества: (музыка, пение, разнообразие текстов, ритм - все это также самым действенным образом влияет на фантазию ребенка)

- Пение песенок-бусинок.

- Игры голосовым аппаратом (глиссандо, свист, цоканье языком и т. д., вдохи, выдохи, возгласы, игры фонемами, фонемными слогами (ш, х, ф, у, а, шур, дили-дон и др.).

- Речевое музицирование.

-Ритмодекломация (речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста).

- Театр песни (часть детей поёт, другая играет на инструментах, а третья часть детей импровизирует движения).

- исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем как кошки, лягушки, кукушки, машины, паровоз и т. д.»).

- интонирование в разных темпах, с различными штрихами и динамическими оттенками;

- выразительное речевое интонирование;

- свободное скольжение голосом по нарисованным линиям;

- вокальное скольжение на определенной гласной;

- сопровождение пения шумовым аккомпанементом;

-использование мимических картинок, глядя на которые дети будут петь более эмоционально, стремясь передать голосом соответствующее настроение, украсят любую из предлагаемых в книге песен;

- размышления над тем как передать тот или иной образ;

- Выделение времени для свободного пения.

Для развития творческой активности в игре на детских музыкальных инструментах использовали специальный набор, где основное место занимали все существующие виды ударных - барабаны, маракас, деревянная коробочка. Для занятий приобрели металлофон, звучащий в гамме, бубенчики, трещотки и т. д., изготовили шумовые коробочки.

Так же в работе с детьми в качестве музыкальных инструментов использовали нетрадиционные материалы и предметы – это шары, ткани, палочки, ленты и др.

Для развития инструментальной импровизации применяли такие приемы как:

- Использование музыкальных инструментов для озвучивания стихов, сказок.

- Выбор инструментов, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки.

- Шумовой оркестр.

- Игры-эксперименты с инструментами.

- Посещение детской музыкальной школы.

- Озвучивание ролей с помощью ритмических и мелодических инструментов.

- Самостоятельные творческие работы с инструментами (модель Т. Боровик).

Данные приемы использовались в игровой форме. В ходе игры дети по очереди становились то танцорами, импровизирующими движение, то музыкантами. Для импровизации к движениям использовали аккомпанемент - это ручные барабаны, браслеты с бубенчиками и другие маленькие ударные инструменты, а заканчивали игру ритмичными хлопками и поклоном.

При организации различных видов музыкальной деятельности не забывали о формировании эстетического вкуса, что способствовало развитию выразительности искусства, пониманию языка искусства.

Самым важным для нас было, что дети проявляли интерес, радовались и удивлялись новому. На протяжении всей работы мы учитывали индивидуальность каждого ребенка, принимали их со всем комплексом раскрытых и нераскрытых способностей.

Показатель динамики развития творческой активности детей.

В песенном творчестве:

Старшая группа диагностика на основе произведения М. Скребкова «Зайка, зайка, где бывал?»

Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросно - ответной форме.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации в вопросно - ответной форме.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации.

В песенном творчестве:

Подготовительная группа диагностика на основе произведения В. Агафонникова «Колыбельная»

Высокий уровень. Легко импровизирует на заданный литературный текст.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации на заданный литературный текст.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации на заданный литературный

В танцевальном творчестве:

Старшая группа диагностика на основе произведения «Вальс цветов» Штрауса.

Высокий уровень. Умеет придумывать несложный танец на предложенную музыку.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации на предложенную музыку.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации.

В танцевальном творчестве:

Подготовительная группа диагностика на основе м/д игры «Узнай танец и придумай движения»

Высокий уровень. Проявляет себя в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс).

Средний уровень. Затрудняется в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс).

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации.

В инструментальной импровизации:

Старшая группа диагностика через задание «Сочини музыку»

Выс. уровень Может импровизировать на металлофоне вальс и марш.

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации.

В инструментальной импровизации:

Подготовительная группа диагностика через задание «Сочини музыку»

Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне польку, вальс и марш.

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации.

Итоговые показатели уровня развития музыкального творчества старших дошкольников за год работы представлены на диаграмме:

Вывод

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Многообразие форм и методов музыкальной деятельности детей обогащает процесс их музыкального воспитания, способствуя разнообразию впечатлений, развитию творческой активности, вкуса и потребности в музыке.

Библиография

1. Акулова О. В., Вербенец А. М., Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методичкское пособие/науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.-400с.

2. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПБ. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144с.

3. Фирилева Ж. Е, Сайкина Е. Г. "Лечебно-профилактический танец. Фитнес-данс. Учебное пособие", - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.-468с.

4. Ресурсы интернет

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие творческой активности и инициативности педагога в процессе работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС Что такое творчество? Творчество – это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных.

Презентация «Развитие творческой активности и инициативности педагога в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС» В данном опыте работы представлены методические продукты, соответствующие основным направлениям ФГОС. Это красиво, познавательно, развивает.

«Развитие элементов инженерного мышления у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности». Опыт работы Материалы для участия в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 годаОпыт работы на тему:.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС» 1) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие компоненты:.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи у старших дошкольников» Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи старших дошкольников в процессе образовательной деятельности» Сегодня.

Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ Опыт работы Развитие.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности детей старшего дв средствами театрализованной деятельности» Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее время интерес.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» Опыт работы по теме «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» в подготовительной.

Проект «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 23:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Огарева (УИ 1228906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД