Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»

Олеся Огарева
Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»

Опыт работы по теме:

«Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС ДО»

Огарева Олеся Александровна, музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория, Котлас, 2018

Введение

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС“» размещена в разделах

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т. п.

В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума, в которых живут и развиваются современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка, его личности.

Вопросы детского творчества являются одними из самых спорных и сложных, и интересуют не одно поколение исследователей. Большинство из них соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа её достижения. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Выбор данной темы опыта определило личное желание познавать и фантазировать вместе с детьми, а так же отсутствие понимания путей реализации программных задач по развитию детского музыкального творчества.

Цель опыта: вовлечение детей в процесс активных творческих действий. Развитие навыков песенного, танцевального творчества и инструментальной импровизации.

Исходя из поставленной цели были выдвинуты задачи работы, которые представлены на слайде:

1. Уточнить сущность понятия «творческая активность» посредством анализа психолого-педагогической литературы и образовательной практики.

2. Выделить возрастные особенности старшего дошкольника в музыкальной деятельности и способность к проявлению творческой активности.

3. Изучить опыт педагогов, занимавшихся проблемой творчества в музыкальном воспитании дошкольников.

4. Использовать в своей работе современные методы и приемы, способствующие развитию творческой активности старших дошкольников во всех видах музыкальной деятельности.

5. Выделить критерии, позволяющие проследить динамику развития творческой активности старших дошкольников.

6. Подобрать музыкальный дидактический материал и использовать его в образовательной деятельности.

Особенности развития творческой активности детей дошкольного возраста

в современной педагогике и психологии

Теоретический анализ современных педагогических и методических разработок в области проблемы развития творческих способностей детей раскрывает понятие «творческая активность» как интегративную, качественную характеристику личности, комплекс мотивационного, креативного и интеллектуального компонентов, дающих ребенку возможность творчества в любом виде деятельности.

Творческая активность имеет основой самостоятельность ребёнка, т. е. его способность ориентироваться в незнакомой ситуации без посторонней помощи.

По мнению Ярошевского понятие «творческая активность» означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.

По определению Н. А. Ветлугиной - «творческая активность» - это развитие творческих умений в восприятии, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах:

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным

Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром.

Воображение - активное - ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Более совершенной становиться крупная моторика. Наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляется в более высокой степени.

Голос очень слабый, крепнет медленно. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, потому что их голос крайне быстро устает и совсем перестает слушаться.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых.

Педагоги, занимающиеся проблемой развития творческой активности дошкольников.

Среди исследователей, занимавшихся проблемой развития у дошкольников активной творческой деятельности можно выделить: немецкого педагога и музыканта - Карла Орфа.

В результате его экспериментальной работы была создана пятитомная антология музыки для детей «Шульверк». Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля Орф-инструментов.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей - независимо от их способностей - к музыке, раскрепощение индивидуально - творческих сил, развитие природной музыкальности.

Ребенок, по мнению К. Орфа - соавтор и создатель собственного музыкального мира, творец звуков окружающего мира и музыки.

Самое главное считает К. Орф - это атмосфера занятия, увлеченность детей, и их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на музыкальном занятии в роли активного участника.

Музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования г. Москвы Татьяна Эдуардовна Тютюнникова известна как автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками», автор учебно-методических пособий «Из чего родилась музыка», «Бим! Бам! Бом! Игры со звуками», «Уроки музыки по системе обучения К. Орфа».

Принцип подхода Т. Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей - «Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку».

Основная задача богатого музыкального материала разработанного Т. Э. Тютюнниковой - формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления.

Методические разработки, направленные на раскрытие творческой активности ребенка в музыкальной деятельности так же представлены в работах Татьяны Анатольевны Боровик, Натальи Александровны Ветлугиной, Ангелины Николаевны Зиминой, Вячеслава Александровича Жилина и других.

В этих работах представлены решения проблем содействия в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям; развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Организация музыкальной деятельности

Основной формой организации музыкальной деятельности в нашем детском саду является образовательная ситуация, поэтому мы подобрали такие виды совместной деятельности, которые имели свои положительные стороны в развитии детского творчества.

Доминантные: позволили нам больше времени уделить какому-то одному виду музыкальной деятельности, а значит предоставить больше времени для свободного творчества детей.

Комплексные: способствовали созданию условий для развития музыкального творчества на основе синтеза искусств, с использованием сочетания разных видов деятельности: музыкально-изобразительной, музыкально-художественной, музыкально-театрализованной.

В ходе НОД мы старались включить все виды музыкальной деятельности.

Поскольку такой вид музыкальной деятельности как музыкальное движение в большей степени способствует развитию творчества - то 1 раз в неделю организовывали с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальную ритмику», использовав учебно-методическое пособие Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «ФИТНЕС-ДАНС» и пособие Т. А. Затяминой, Л. В. Стрепововой «Музыкальная ритмика».

Обучение танцу не являлось специальной задачей. Основным в нашей работе была - двигательная игра, в которой дети творчески познавали возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружения, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое.

Большое внимание мы уделяли ориентированию детей в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», «восьмерками», парами, тройками, цепочкой; со сменой партнера, направления движения и т. п.

Важно было научить соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений.

Главным для нас было увидеть и поддержать даже самые маленькие импульсы творчества ребенка, чтобы он в дальнейшем смог проявить себя и показать свой талант.

Приемы для развития творчества.

Анализируя различные источники, мы подобрали наиболее интересные приёмы для развития танцевального творчества:

- «Танцы, сидя», когда использование пространства достаточно ограничено.

- «Звучащие жесты» - шлепки, притопы, хлопки, щелчки для сопровождения ими движения.

- Выполнение образных, имитационных движений.

- Речевые игры с движением.

- Упражнения с воображаемыми предметами (такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки»).

- Игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем».

- Придумывание танца для выбранной эмоции.

- Показ репродукций знаменитых художников (о балете и музыке).

- Выделение времени для свободного танца.

- Поощрение наиболее интересно и разнообразно танцующих.

- Игра «Ветер и листья» дети разделены на две подгруппы, первая изображает звук ветра, вторая "осенние листочки". Дети "листья" должны быть предельно внимательны и чутко реагировать на силу ветра.

песенного творчества: (музыка, пение, разнообразие текстов, ритм - все это также самым действенным образом влияет на фантазию ребенка)

- Пение песенок-бусинок.

- Игры голосовым аппаратом (глиссандо, свист, цоканье языком и т. д., вдохи, выдохи, возгласы, игры фонемами, фонемными слогами (ш, х, ф, у, а, шур, дили-дон и др.).

- Речевое музицирование.

-Ритмодекломация (речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста).

- Театр песни (часть детей поёт, другая играет на инструментах, а третья часть детей импровизирует движения).

- исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем как кошки, лягушки, кукушки, машины, паровоз и т. д.»).

- интонирование в разных темпах, с различными штрихами и динамическими оттенками;

- выразительное речевое интонирование;

- свободное скольжение голосом по нарисованным линиям;

- вокальное скольжение на определенной гласной;

- сопровождение пения шумовым аккомпанементом;

-использование мимических картинок, глядя на которые дети будут петь более эмоционально, стремясь передать голосом соответствующее настроение, украсят любую из предлагаемых в книге песен;

- размышления над тем как передать тот или иной образ;

- Выделение времени для свободного пения.

Для развития творческой активности в игре на детских музыкальных инструментах использовали специальный набор, где основное место занимали все существующие виды ударных - барабаны, маракас, деревянная коробочка. Для занятий приобрели металлофон, звучащий в гамме, бубенчики, трещотки и т. д., изготовили шумовые коробочки.

Так же в работе с детьми в качестве музыкальных инструментов использовали нетрадиционные материалы и предметы – это шары, ткани, палочки, ленты и др.

Для развития инструментальной импровизации применяли такие приемы как:

- Использование музыкальных инструментов для озвучивания стихов, сказок.

- Выбор инструментов, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки.

- Шумовой оркестр.

- Игры-эксперименты с инструментами.

- Посещение детской музыкальной школы.

- Озвучивание ролей с помощью ритмических и мелодических инструментов.

- Самостоятельные творческие работы с инструментами (модель Т. Боровик).

Данные приемы использовались в игровой форме. В ходе игры дети по очереди становились то танцорами, импровизирующими движение, то музыкантами. Для импровизации к движениям использовали аккомпанемент - это ручные барабаны, браслеты с бубенчиками и другие маленькие ударные инструменты, а заканчивали игру ритмичными хлопками и поклоном.

При организации различных видов музыкальной деятельности не забывали о формировании эстетического вкуса, что способствовало развитию выразительности искусства, пониманию языка искусства.

Самым важным для нас было, что дети проявляли интерес, радовались и удивлялись новому. На протяжении всей работы мы учитывали индивидуальность каждого ребенка, принимали их со всем комплексом раскрытых и нераскрытых способностей.

Показатель динамики развития творческой активности детей.

В песенном творчестве:

Старшая группа диагностика на основе произведения М. Скребкова «Зайка, зайка, где бывал?»

Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросно - ответной форме.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации в вопросно - ответной форме.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации.

В песенном творчестве:

Подготовительная группа диагностика на основе произведения В. Агафонникова «Колыбельная»

Высокий уровень. Легко импровизирует на заданный литературный текст.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации на заданный литературный текст.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации на заданный литературный

В танцевальном творчестве:

Старшая группа диагностика на основе произведения «Вальс цветов» Штрауса.

Высокий уровень. Умеет придумывать несложный танец на предложенную музыку.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации на предложенную музыку.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации.

В танцевальном творчестве:

Подготовительная группа диагностика на основе м/д игры «Узнай танец и придумай движения»

Высокий уровень. Проявляет себя в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс).

Средний уровень. Затрудняется в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс).

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации.

В инструментальной импровизации:

Старшая группа диагностика через задание «Сочини музыку»

Выс. уровень Может импровизировать на металлофоне вальс и марш.

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации.

В инструментальной импровизации:

Подготовительная группа диагностика через задание «Сочини музыку»

Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне польку, вальс и марш.

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации.

Итоговые показатели уровня развития музыкального творчества старших дошкольников за год работы представлены на диаграмме:

Вывод

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Многообразие форм и методов музыкальной деятельности детей обогащает процесс их музыкального воспитания, способствуя разнообразию впечатлений, развитию творческой активности, вкуса и потребности в музыке.

Библиография

1. Акулова О. В., Вербенец А. М., Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методичкское пособие/науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.-400с.

2. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПБ. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144с.

3. Фирилева Ж. Е, Сайкина Е. Г. "Лечебно-профилактический танец. Фитнес-данс. Учебное пособие", - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.-468с.

4. Ресурсы интернет

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие творческой активности и инициативности педагога в процессе работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС Что такое творчество? Творчество – это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных.

Презентация «Развитие творческой активности и инициативности педагога в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС» В данном опыте работы представлены методические продукты, соответствующие основным направлениям ФГОС. Это красиво, познавательно, развивает.

«Развитие элементов инженерного мышления у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности». Опыт работы Материалы для участия в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 годаОпыт работы на тему:.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС» 1) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие компоненты:.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи у старших дошкольников» Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи старших дошкольников в процессе образовательной деятельности» Сегодня.

Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ Опыт работы Развитие.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности детей старшего дв средствами театрализованной деятельности» Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее время интерес.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» Опыт работы по теме «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» в подготовительной.

Проект «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 23:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД