МААМ-картинки

Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи у старших дошкольников»

Евгения Виноградова
Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме :

«Содействие становлению диалогической речи старших дошкольников в процессе образовательной деятельности»

Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога - выбрать методы и формы организации образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Процесс общения - это непосредственное взаимодействие субъектов, который реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка.

Публикация «Опыт работы по теме: „Содействие становлению диалогической речи у старших дошкольников“» размещена в разделах

Предварительные наблюдения показали, что речевое развитие детей остается проблемным. В частности, затруднительна для детей коммуникативная сторона речи. Многие дошкольники испытывают затруднения в общении с окружающими, в формулировке вопросов, ответов. Слабо развито умение согласовывать свои действия с партнёрами по общению. Возникают проблемы в умении чётко и грамотно сформулировать ответ на вопрос. Наблюдая за детьми в группе, обратила внимание, что старшим дошкольникам сложно поддерживать беседу на одну тему и развивать установившийся контакт.

Возник вопрос, как научить детей старшего дошкольного возраста общаться друг с другом, со взрослыми, вдвоём, в подгруппе, в группе.

Изучая литературу по данном вопросу, для себя я сделала вывод, что одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является формирование диалогической речи старших дошкольников.

Что же такое «диалог, «диалогическая речь»? Как развивать диалогическую речь у воспитанников?

«Диалог – обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц. Реплики имеют определённый языковой состав».

Л. П. Якубинский считает, что диалог – это не просто одна из форм речи. Диалог – это один из главных видов поведения человека. Диалог – главная форма общения между людьми. Он состоит из высказываний, которые могут принимать форму вопросов и ответов, возражений и пояснений. Во время диалога большую роль играют жесты, мимика, тон голоса – всё это несет свой смысл и может даже изменять значение произнесённых высказываний.

«Диалогическая речь - это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же – высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Для диалогической речи наиболее благоприятны неофициальность и непубличность контакта, его устный и непринужденно-разговорный характер, атмосфера нравственного равенства говорящих». Можно выделить следующие характеристики диалогической речи :

- в разговоре должно участвовать минимум два человека;

- речь постоянно меняет направление от одного участника к другому;

- речь одновременно воспринимается, продуцируется и высказывается: все это происходит без значительных задержек; активно используются внеязыковые коммуникативные средства;

- языковая ситуация изменяется.

Диалогическая речь позволяет ребёнку лучше усвоить родной язык, научиться использовать различные языковые средства для понятного другим людям изложения своих мыслей.

Многие дошкольники старшего возраста способны участвовать лишь в простых формах диалога. При построении диалога они испытывают такие проблемы, как:

-не могут рассуждать и приводить аргументы своим высказываниям.

- не могут долгое время поддерживать разговор

- не проявляют инициативу в том, чтобы начать разговор.

Диалоги могут различаться :

- диалог сверстников

-диалог «ребёнок – взрослый»

Задачи работы по обучению дошкольников диалогу :

Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);

Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;

Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Прежде чем приступить к работе по развитию диалогической речи был проведен анализ предметно - развивающей среды. После этого, приступила к планированию работы по развитию у детей диалогической речи : условно ее можно представить в виде трех блоков:

Первый блок – это усвоение диалогового единства «вопрос – ответ»;

Второй блок – посвящен диалогическому единству «сообщение –реакция на сообщение»;

Третий блок – включает обучение в диалогическом единстве «побуждение – реакция на побуждение».

При планировании содержания работы я предусматривала их постепенное усложнение. Вначале наиболее простые задачи, чтобы на их основе решить более сложные ( например: усваивая разнообразие вопросов по содержанию, дети вначале учатся задавать вопросы познавательного характера, а позже вопросы социально – личностного содержания).

Следующим этапом в моей работе было проектирование работы по развитию диалогической стороны речи. Работу начинала от простого к сложному.

На предварительном этапе работы использовала разнообразные методы:

1. Разговор воспитателя с детьми

В течение дня я разговаривала с каждым ребенком, используя для этого время прихода в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не избегала разговоров и во время еды. Я обращалась к детям с общими вопросами вкусно ли, не остыло ли блюдо и. т. д. приучала их к негромкому содержательному разговору. Тематика и содержание разговоров определялась задачами воспитания, и зависели от возрастных особенностей детей. В средней группе круг разговоров был связан с тем, что окружает детей с игрушками, транспортом, улицей, семьей, тематика разговоров постепенно расширялась за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, кино, телевидения.

2. Чтение художественных произведений

Дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалог с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

3. Для формирования навыков разговорной речи использовала метод словесных поручений. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, показать новому ребенку игрушки, передать что – либо родителям и. т. д. при этом давала образец словесной просьбы, иногда предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи : «если не трудно», «вы не смогли бы…», «будьте так добры…» и. т. д. На первый взгляд кажется все это просто использование вежливой формы общения, но у детей на этом этапе возникали определенные трудности, так как данные формы не используются дома родителями, да и в детском саду не все формы употребляются. Поначалу дети забывали использовать данные формы общения, просьбы, обращенные к взрослому. Я постоянно напоминала и использовала личный пример вежливого обращения. В конечном итоге дети не только использовали известные формы, но и придумывали свои.

Для умения слушать чужую речь полезны также игры.

Особую роль в работе с детьми над диалогической речью отводится инсценированию произведений. Интересными для обыгрывания являются коротенькие фольклорные миниатюры:

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

-Очень.

- Я медведя поймал!

-Так веди сюда.

- Не идет.

-Так сам иди.

- Так он меня не пускает.

Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу сценки по мотивам этих миниатюр.

Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешки или стихотворение, дети усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.

- Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

В этом шутливом диалоге, дети учатся добродушно реагировать на побуждение. В других стихотворных текстах заимствуются вежливые формы побуждений:

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

Передача таких произведений, как «Кисонька - мурысонька», «Волк и лиса», «Сапожник», «Еж» и другие по ролям позволяют детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Большое внимание я уделяю выразительности речи и движению детей. Отрабатываю дикцию, интонацию, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером.

Когда такие умения как: задавать вопросы адресно, не отвечать вопросом на вопрос, придерживаться темы разговора, говорить по очереди, пользоваться средствами речевого этикета отработаны и усвоены детьми в полном объеме, можно переходить ко второму и третьему этапу работы.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого я использовала игры, в которых дети опираются не только на заученные реплики, но и самостоятельно построенными. Каждое диалогическое единство отрабатывала отдельно. Для этого в начале подбирала произведения с преобладанием какой – либо одной диалогической пары, позже брала произведения, где разные диалоги переплетаются. Я использовала народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка» К. Ушинского; русская народная сказка «Спор животных».

На данном этапе я начала обучать детей вести диалог по телефону. Вначале включала игры с телефоном в речевые фронтальные занятия в качестве отдельной части, а закрепляла умения разговаривать по телефону в играх с небольшими подгруппами. Для этого разыгрывала различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга (в гости, на день рождения, и. т. п.); вызов врача на дом; заказ такси по телефону и. т. д. цель проведения таких игр - научить вести диалог по телефону, соблюдая существующие правила телефонного этикета. Малоактивным детям было проще вести диалог по телефону, чем с собеседником и поэтому они более, активно принимали на себя эти роли.

В данный момент мы находимся на третьем этапе, в ходе которого я подбираю игры, которые побуждают детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры импровизации, творческие виды игр: театральные и режиссерские игры с придуманным сюжетом. Режиссерские игры – наиболее сложный этап в развитии диалогической речи, так как режиссерская игра предполагает умение фантазировать, рассуждать, развивать и объединять сюжеты, отражать реальные и сказочные события, поэтому мы только учимся ее строить.

Особую роль на данном этапе я отвожу словесным играм, которые помогают правильно направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик, умение задавать вопросы и отвечать на них. Это такие игры как: «Да и нет», «Запрещенное слова», «Вопросы с подсказкой» - участие в подобных играх требует от дошкольников усилия памяти, мысли, активизации знаний детей о предметах, природе.

Кроме того, я широко использую приемы развития диалогической речи на занятиях по рассматриванию и составлению рассказов по картинам. Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик. Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями», «Журналисты», «Интервью» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями.

Проводимая системная работа (разговор воспитателя с детьми, тематика и содержание которых определялась задачами воспитания, и зависела от возрастных особенностей детей; чтение художественных произведений, как образцов диалогического взаимодействия; использование метода словесных поручений, как образца словесной просьбы; игровой технологии и др.) была эффективной для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Это проявилось в повышении уровня их общительности, сформированности диалогических умений и общего уровня развития диалогической речи и культуры диалога, о чем свидетельствуют результаты проводимого мониторинга.

Публикации по теме:

Игры для развития диалогической речи старших дошкольников Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть.

Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» Доклад. Из опыта работы. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников. [/b][/b] Что такое связная речь? Связная речь – смысловое.

Опыт работы «Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» «Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это.

Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

Опыт работы «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр» 1-2 Добрый день, я, Васильева Юлия Викторовна. Я работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад № 74». Темой моей работы стала «Развитие физических.

Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» Работая над темой познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников, я полностью убедилась, что для этой темы в образовательном.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения» Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя старшей группы Константиниди Наталии Александровны.

Опыт работы «Экологическое воспитание старших дошкольников» Презентация «Экологическое воспитание старших дошкольников» 1 слайд (тема, цитата, фото) Сегодня важность и необходимость экологического.

Автор публикации:
Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 23:19
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме: «Содействие становлению диалогической речи у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Виноградова (УИ 1862419) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД