Папки-передвижки

План самообразования «Использование дидактических игр в художественно — эстетическом развитии детей второй младшей группы»

ЕЛЕНА ФАДЕЕВА
План самообразования «Использование дидактических игр в художественно — эстетическом развитии детей второй младшей группы»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

второй младшей группы

на 2018 – 2019 учебный год

«Использование дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Фадеева Елена Валерьевна

Саранск 2018

Актуальность выбранной темы:

Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает

Публикация «План самообразования „Использование дидактических игр в художественно — эстетическом развитии детей второй младшей группы“» размещена в разделах

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.

Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.

Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.

Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствуют развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда.

Цель работы:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области художественно – эстетического развития с использованием дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Использование дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» .

2. Изучить психолого - педагогические особенности и специфику художественно – эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе использования дидактических игр в художественно – эстетическом развитии.

4. Разработать дидактический и информационный материал по данной теме.

5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям художественно – эстетического развития детей.

6. Создать условия для применения дидактических игр в художественно – эстетическом развития детей младшего дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

8. Организовать режимные моменты на основе технологий «Групповой

сбор», «План – Дело – Анализ» .

9. Продолжать включать в практику технологии проектной деятельности.

10. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам использования дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста, привлечение к участию в проектах.

11. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач использования дидактических игр в художественно – эстетическом развития детей младшего дошкольного.

2. Разработаны проекты по художественно – эстетическому развитию с использованием дидактических игр.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

6. Повышен уровень компетенции родителей в вопросе художественно – эстетического развития детей.

Для воспитанников:

1. У детей сформировано эстетическое восприятие, эстетические эмоции, чувства, эстетическое сознание, отношения и интересы.

2. У детей сформирована эстетическая деятельность через приобщение к разным видам искусства.

3. Развиты эстетические и художественно-творческие способности.

4. Сформированы основы эстетического вкуса.

План работы

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта В течение года 1. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

2. Знакомство с технологией «Групповой сбор», «План – Дело – Анализ» .

3. Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.

4. Подготовка и оформление проектов.

(Приложение 1)

Через методические издания, ресурсы Интернет.

Обучение на вебинарах, семинарах по теме,

изучение опыта других педагогов по данному направлению.

Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид», Международный

образовательный портал МААМ. RU,

Всероссийский образовательный Портал Педагога и др.

Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и др.

Создание картотек дидактических игр, форм, методов и приёмов по теме самообразования.

Работа с детьми Сентябрь 1. Проведение педагогической диагностики по художественно – эстетическому развитию.

2. Разработка проекта.

3. Создание предметно – развивающей среды, центров художественно – эстетического развития.

4. Внедрение технологии «Групповой сбор».

Мониторинг ДОУ. Технологическая карта проекта «Разноцветная неделя» .

Наблюдение «Посмотри вокруг», «Красота природы», «Осенний клён», «Самый красивый лист», «Наша красивая группа», «Волшебные картинки любимых книг» .

Экскурсия вокруг детского сада, вокруг соседнего корпуса.

Слушание спокойной музыки (по плану музыкального руководителя) .

Д / и «Найди по описанию», «Что какого цвета», «Что за звук», «Откуда песенка», «Назови правильно» .

Октябрь 1. Работа по проекту.

2. Продолжение внедрения технологии «Групповой сбор» при приёме детей.

3. Внедрение в практику технологии «План – Дело – Анализ» .

4. Осенний праздник.

5. Выставка работ.

Проект «Разноцветная неделя» .

Сценарий праздника «Осень золотая» .

Выставка семейного творчества «Чудеса с грядки» .

Ноябрь 1. НОД по лепке с использованием нетрадиционных материалов.

2. Просмотр кукольного спектакля.

Конспект НОД «Ромашка» .

Репертуар театра «Крошка» .

Декабрь 1. НОД по аппликации нетрадиционными способами.

2. Новогодний маскарад.

3. Выставка работ. Конспект НОД «Сложи яблоки в корзинку» .

Сценарий праздника

«Весёлый праздник Новый год» .

Выставка семейного творчества «Фабрика Деда Мороза» .

Январь 1. Разработка проекта.

2. Драматизация сказки.

Технологическая карта проекта «Народное творчество России - малышам» .

Драматизация сказки «Репка» .

Февраль 1. Работа по проекту.

2. Просмотр кукольного спектакля.

3. Экскурсия в кинотеатр.

Проект «Народное творчество России - малышам» .

Репертуар театра «Крошка» .

Репертуар к / т «Россия».

Март 1. Разработка проекта.

2. Весенний праздник.

3. Выставка работ.

Технологическая карта проекта «Рисуем весну» .

Сценарий праздника «8 марта – мамин день» .

Выставка совместного творчества «Ах, сколько руки эти чудесного творят» .

Апрель 1. Работа по проекту.

2. Развлечение.

3. Драматизация сказки.

Проект «Рисуем весну» .

Сценарий развлечения «Весна прекрасная и опасная» .

Драматизация сказки «Теремок» .

Май 1. НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник.

2. Проведение педагогической диагностики по художественно – эстетическому развитию.

Конспект НОД «Воздушные шарики».

Мониторинг ДОУ.

Работа с семьей Сентябрь 1. Проведение консультации.

2. Помощь родителей в эстетическом оформлении игровых Центров.

3. Фотовернисаж.

Консультация «Воспитываем эстетов, играя» .

Фотовернисаж «Давайте познакомимся» .

Октябрь 1. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

2. Выставка - презентация работ.

3. Музыкальная гостиная. Участие в проекте «Разноцветная неделя» .

Выставка семейного творчества «Чудеса с грядки» .

Осенний праздник «Осень золотая» .

Ноябрь 1. Привлечение родителей к проведению НОД.

2. Обмен опытом семейного воспитания.

Конспект НОД по лепке с использованием нетрадиционных материалов «Ромашка» .

Обмен опытом на тему «Лепим, играем, развиваемся» .

Декабрь 1. Музыкальная гостиная.

2. Выставка - презентация работ.

Новогодний карнавал «Весёлый праздник Новый год» .

Выставка семейного творчества «Фабрика Деда Мороза» .

Январь 1. Мастер – класс.

2. Поход в театр.

Мастер – класс «Дидактическое пособие по художественно – эстетическому развитию «Цветная страна» .

Репертуар русского драматического театра.

Февраль 1. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. .

2. Экскурсия в кинотеатр.

Участие в проекте «Народное творчество России – малышам» .

Репертуар к / т «Россия».

Март 1. Музыкальная гостиная.

2. Выставка – презентация работ. Праздник «8 марта – мамин день» .

Выставка семейного творчества «Ах, сколько эти руки чудесного творят» .

Апрель 1. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

2. Совместная драматизация сказки.

Участие в проекте «Рисуем весну» .

Совместная драматизация сказки

«Теремок» .

Май 1. Групповое родительское собрание.

2. Экскурсия в парк.

Групповое родительское собрание «Наши достижения» .

Экскурсия в парк им. А. С. Пушкина.

Самореализация В течение года Выступление на семинаре ДОУ.

Выступление на семинаре ДОУ «Игровые» технологии в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста» .

Взаимопосещения.

Обмен опытом.

Проведение консультации для обмена опытом.

Консультация «Из опыта работы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста» .

Проведение открытого НОД.

Конспект НОД по ИЗО, музыкальному развитию «Петушок» .

Публикации на педагогических сайтах, участие в конкурсах, онлайн – олимпиадах.

Наградные материалы, документы о публикации в научных сборниках, участии в конференциях различных образовательных порталов городского, республиканского, всероссийского, международного уровней по теме самообразования.

Участие в мероприятиях по обмену опытом.

Обмен опытом.

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Отчёт по теме самообразования.

Приложение 1

Список литературы и методических интернет-ресурсов

1. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб. : издательство Буковского, 2014. - 60 с.

2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л. Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2013. - 46 с.

3. Волынкин В. И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие. - Ростов н/ д :Феникс, 2013. - 448 с.

4. Герасимов С. А. Система эстетического воспитания школьников. — М. : Педагогика, 2014.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. ФГОС. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.

6. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников / - М. : Педагогическое общество России. - 2015. - 208 с.

7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. — М. : Сфера, Карапуз,

2013. - 160 с.

8. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития

дошкольника. — М. : «Гном-Пресс», 2015.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 2-е издание. Екатеринбург: Деловая книга, 2013. - 176 с.

10. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. — Ставрополь, 2013.

11. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2013. - 202 с.

12. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М. : Педагогика, 2013. - 283с.

13. ФГОС. - М. Центр педагогического образования, 2014 .

14. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М., 2014. - 132 .

Интернет-ресурсы

1.https://www.solnet.ee - Детский портал: советы родителям, игротека, сказки для детей, конкурсы.

2.https://doshkolnik.ru/ – Дошкольник.

3. https://www.dovosp.ru/ – Издательский дом «Воспитание дошкольника» («Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Здоровье

дошкольника»)

4.https://www.int-edu.ru – Институт новых технологий образования.

5.https://www.obruch.ru/ – Обруч

6.https://www.doshcolniki.ru/ – Социально-педагогический портал «Дошкольники».

7.https://illustrators.odub.tomsk.ru/illustr - Художники-иллюстраторы детских книг.

Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч –

https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd

1. Бадулина О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе –

https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs

2. Глушкова Г. В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО –

https://www.youtube.com /watch?v=o3qQJRhOVZc

3. Гришаева Н. П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw

4. Лыкова И. А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

5. Скоролупова О. А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs

6. Скоролупова О. А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -

https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o

7. Скоролупова О. А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста –

https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8

8. Скоролупова О. А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8

Отчет по теме самообразования воспитателя второй младшей группы

«Использование дидактических игр в художественно – эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Фадеевой Елены Валерьевны

за 2018 – 2019 учебный год

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в моём личном плане самообразования уже есть список результатов, которые были достигнуты за учебный год. Вот некоторые из них:

- Создание картотек: «Формы, методы и средства реализации ОО «Художественно- эстетическое развитие», «Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию (3-4 года)» ;

- проектов «Разноцветная неделя», «Народное творчество России – малышам», «Рисуем весну» ;

- разработка сценариев праздников и развлечений : праздники - «Осень золотая», «Весёлый праздник Новый год», «8 марта – мамин день», развлечения – «Весна прекрасная и опасная», «Весенняя полянка» (в рамках проекта «Рисуем весну»), досуги – «Лучики» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), физкультурный досуг «Путешествие с Колобком» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам») , совместная деятельность детей и родителей «Инсценировка сказки «Теремок» ;

- доклад на педсовете в ДОУ «Из опыта работы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста»,

- выступление на семинаре «Игровые» технологии в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста» ;

- разработка дидактических игр, наглядностей ;

- разработка и проведение открытых НОД – (рисование) «Петушок», НОД –(рисование) «Воздушные шарики», (лепка) «Ромашка», (аппликация) «Сложи яблоки в корзинку», (речевое развитие совместно с художественным творчеством) «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам», (речевое развитие) «Матрёшки – подружки», (познавательное развитие совместно с применением информационно – коммуникационной технологии «Увлекательный мир народной игрушки» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), (рисование) «Весенняя лужайка «(в рамках проекта «Рисуем весну») ;

-мастер-класс для родителей «Дидактическое пособие по художественно – эстетическому развитию «Цветная страна» ;

- консультации для родителей,.разработки родительских собраний с использованием интерактивных форм : консультации – «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), «Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), «Воспитываем эстетов, играя», памятки – «Как познакомить ребёнка с дымковской игрушкой» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам»), «Психология детского рисунка», «Развитие музыкальных способностей у детей младшего возраста» (в рамках проекта «Народное творчество России – малышам») , обмен опытом «Лепим, играем, развиваемся», родительское собрание «Наши достижения» ;

- выставки – презентации : «Чудеса с грядки», «Фабрика Деда Мороза», «Ах, сколько эти руки чудесного творят» ;

- применение инновационных технологий - пальчиковая гимнастика, которая удачно сочетается с народным фольклором, применяется во всех видах детской деятельности.

Участие в конкурсах, онлайн-тестированиях, в онлайн-олимпиадах, публикации работ:

- 1 место Всероссийский конкурс «Исследовательские и научные работы, проекты» статья «Учите радоваться жизни и видеть прекрасное вокруг себя» 24 октября 2018 года;

- 1 место Международный конкурс «Исследовательские и научные работы, проекты» проект «Народное творчество России – малышам» 1 ноября 2018 года ;

- всероссийская педагогическая конференция «Талантливое поколение» статья «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ» 16 апреля 2019 года ;

- публикация в сетевом образовательном издании «Арт – талант» «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных методов и приёмов художественно – изобразительной деятельности» 14 октября 2018 года ;

- публикация в сетевом образовательном издании «Арт – талант» «Картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений, цветовосприятия у детей» 4 сентября 2018 года ;

- публикация в сетевом издании «Солнечный свет» «Конспект НОД (лепка) «Ромашка» 1 марта 2019 года.

Хочу заметить, что общий уровень художественно – эстетического развития детей за учебный год повысился. Дети стали более творческими, легче идут на контакт со сверстниками и с взрослыми. С большим удовольствием участвуют в конкурсах. Мои дети были участниками во всероссийском конкурсе для детей и молодёжи «Талантливое поколение» Кулагин Тимур конкурсная работа «Моё хобби» 1 марта 2019 года.

Изменилось и отношение родителей к проблемам художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители стали активными помощниками в создании развивающей среды.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.

«Образованный человек тем и

отличается от необразованного,

что продолжает считать своё

образование не законченным»

(К. Симонов)

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Обобщение опыта «Использование нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии детей» Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня хочу рассказать вам о художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста и поделиться опытом.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ. ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.

Из опыта работы «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Из опыта работы"Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников".В современной эстетико-педагогической.

Нетрадиционные и традиционные приемы в художественно-эстетическом развитии дошкольников Приобщение ребенка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие способны воспринимать красоту в окружающем.

План самообразования воспитателя «Использование игровых средств для формирования ОБЖ у дошкольников младшей группы» План самообразования воспитателя. Тема: Использование игровых средств для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

Презентация «Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии» В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в.

План самообразования «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр» Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» Введение: Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Использование дидактических игр в художественно — эстетическом развитии детей второй младшей группы»
Опубликовано: 29 августа 2019 в 16:39
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД