Анна Клиновицкая
Планирование работы по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ
РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Планирование работы по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В программе детского сада музыкальное воспитание намечается уже в первые месяцы жизни ребенка. Ставятся простейшие задачи музыкального развития, которые в последующем расширяются и усложняются. Музыкальный руководитель должен ясно представлять, как планируется работа по музыкальному воспитанию.
Перспективный план составляется на длительный отрезок времени, в основе его лежат общие задачи, они отражают определенные успехи в музыкальном развитии, ребенка, т. е. раскрывают объем музыкальных умений и навыков, которыми он должен овладеть за данный период.
Календарный план составляется на более короткий отрезок времени. Общие задачи перспективного плана распределяются по отдельным занятиям, которые следуют одно за другим, конкретизируются в связи с определенным музыкальным репертуаром на каждое занятие.
Планирование музыкального воспитания в раннем и младшем дошкольном возрасте имеет свою специфику, которая отражается; в перспективном и календарном планах. Эта специфика определяется возрастными особенностями детей, особенностями их музыкальных проявлений.
Планирование музыкального воспитания в младших группах характеризуется следующим:
1. Комплексность, слитность разных видов музыкальной деятельности. В этот период, особенно в раннем детстве, пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения четко еще не разграничены, не вычленяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами, программным содержанием и ' методическими приемами. Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Слушание музыки сопровождается подпеванием— движениями. К данному явлению следует отнестись положительно, такая комплексная реакции нотолип ребенку полнее проявить свой отклик на музыку. Педагогу при этом важно вызвать его на активные действия.
2. Неразвернутость процесса обучения программное содержание направлено на развитие эмоций. отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Формирование сенсорных способностей — основа музыкального развития в этом возрасте. Поэтому и программе значительное место занимает восприятие звучаний различной высоты, тембра, динамики. Во второй младшей группе более конкретно даются задачи по каждому виду деятельности, намечаются первоначальные вокально-хоровые навыки.
Таким образом, последовательность в освоении задач музыкального воспитания выявляется постепенно. При характеристике навыков и умений мы говорим не «научить чему-то», а «подводить к такому-то навыку». Уровень навыков в младших группах характеризуется такими словами, как «первоначальные певческие проявления», «элементарная- ритмичность движений». Этим и подчеркивается незавершенность процесса обучения в младшем возрасте.
3. Повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Большая неустойчивость образовывающихся навыков у детей младшего дошкольного возраста требует многократного повторения одних и тех же задач. Новых программных задач немного, и они совсем несложные. Весь педагогический процесс строится на их длительном усвоении при разучивании различного музыкального репертуара. Например, задача смены движений в связи с двухчастной формой произведения выполняется в младших группах в течение всего года, но на разном репертуаре.
4. Небольшой объем программных умений и музыкального репертуара. В младшем возрасте систематическое обучение лишь начинается, однако здесь есть дети, наиболее отличающиеся своей активностью, уровнем проявления музыкальных способностей. Число музыкальных произведений, с которыми надо познакомить детей, невелико. Важно часто повторять репертуар и стремиться к тому, чтобы все дети его усвоили.
Следует отметить, что частое повторение знакомого репертуара малышам в этом возрасте не надоедает. Чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости это им доставляет. Дети как бы узнают свои возможности, им нравится уверенно действовать.
Рассмотрим три вида задач перспективного плана.
1. Общие задачи, которые отражают принцип всестороннего развития личности ребенка, характеризуют воспитание средствами музыкального искусства, нравственно-эстетического отношения к окружающему, способствуют развитию интереса к определенным тявлениям действительности, обогащению представления о ней.
2. Задачи, направленные на развитие у детей основных музыкальных способностей, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, обогащение музыкальных представлений, развитие чувства ритма, музыкального слуха и т. д.
3. Задачи по формированию простейших навыков в различных видах музыкальной деятельности.
Все эти задачи осуществляются в разных организационных формах музыкальной деятельности : на занятиях, праздниках, при проведении развлечений, которые также отражаются в перспективном плане.
По истечении определенного времени, намеченного в плане, проводится краткий учет результатов работы. Музыкальный руководитель на занятиях дает коллективные и индивидуальные задания, по которым проверяются успехи группы в целом и отдельных детей. Учет позволяет получить ясную картину уровня музыкального развития детей той или иной возрастной группы, отметить, над чем еще надо поработать, и соответственно полученным результатам составить следующий перспективный план.