Папки-передвижки

Подборка рекомендаций для родителей детей второй младшей группы общеразвивающей направленности (3–4 года)

Анастасия Путина
Подборка рекомендаций для родителей детей второй младшей группы общеразвивающей направленности (3–4 года)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки детской речи?

Публикация «Подборка рекомендаций для родителей детей второй младшей группы общеразвивающей направленности (3–4 года)» размещена в разделах

Формирование правильного произношения звуков в словах и фразах зависит от уточнения и закрепления их произношения в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях.

Начинать работу следует с освоения простых звуков, которые дети уже умеют произносить чисто, так как наряду с развитием артикуляции будет происходить подготовка к усвоению более сложных звуков. В общении с детьми чаще употребляйте обобщающие слова – понятия (одежда, обувь, посуда, мебель и т. п.). Например : «Давай расставим посуду на столе. Какой транспорт ты видел на прогулке с папой? Из каких овощей я приготовила салат? Помоги бабушке перебрать ягоды».

Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и затем уже отражал в речи свои мысли.

Распространённая ошибка - заучивание этих понятий по картинкам в книгах. Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя понял, чем отличаются овощи и фрукты, стул от табуретки и т. п. Алгоритм действий примерно такой: внимательно рассмотреть, сравнить, обсудить, и помочь ребёнку самому сделать вывод. Позднее, нам надо лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», «Какие цветы растут у нас на даче? Можно поиграть с ребёнком в магазин, где ему надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки. Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (одежда, мебель, посуда и т. д.) и уточнить их.

Чаще сравнивайте предметы друг с другом. Например, по дороге в детский сад предложите ребёнку сравнить его куртку и куртку мамы – чем они похожи и чем отличаются (цвет, форму, детали, материал). Сравнивать можно всё, что угодно, - дома, транспорт, игрушки, деревья и др. Такие задания развивают не только речь, но его внимание, восприятие, мышление ребенка.

Помогайте ребёнку, используя наводящие вопросы (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал? Что ты ему ответил? Чем всё закончилось). Можно предложить ребёнку игру «Закончи предложение (мою фразу). Например, «Мне очень понравилось, как… Я расстроился, когда… Сначала малыш будет рассказывать с помощью Вашей помощью, а позднее Вы заметите, что он сам научился строить высказывание.

Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи. Вместо того, чтобы сказать «надевай штаны», назовите предмет точно, «надень колготки (или – брюки, джинсы, шорты). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и джинсы? Чем похожи и чем отличаются панамка и кепка? Чем похожи и чем отличаются стул, табуретка и кресло? Чашка, стакан и бокал? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать, объяснять свои действия. Когда Вы кормите ребёнка или собираетесь на прогулку, проговаривайте, что Вы делаете, называя все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый) : «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Машеньку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Маши ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т. д.

Примерно с 4 лет предлагаю попробовать использовать ситуацию «письменной речи». Конечно, пишет не малыш, а вы под диктовку ребенка придуманный им рассказ (для друга или письмо бабушке). Это очень действенный, работающий способ развития речи, т. к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Предложите ребё нку начало фраз: «Сегодня мы были…где? Там мы видели? Мы стали…. И котята.». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

Важно знать и то, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его переживаниях, его планах, просите рассказать что-либо. По дороге в детский сад спросите, в какую игру он хочет поиграть, какие игрушки ему больше нравятся и почему. А вечером, после садика, поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Обсудите, как он хочет провести выходные дни. Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, понятно и связно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.

Помните, что малышу очень нужно общение со сверстниками, и лучше, в свободной игре. Опыт работы убедительно доказал, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! Это важно, так как активно формируется грамматический строй речи ребенка.

Важно знать и то, что если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит её в его памяти. Вместо этого просто скажите правильный вариант. Например, сын говорит: «Я разложил на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Молодец! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положил. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, ты мне очень помог». Интонацией старайтесь выделить правильное окончание в слове.

Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например : «Жили – были… Однажды… Вдруг… Один раз …. Бегемот спросил… Тогда… И все звери решили…» и т. д. Через несколько месяцев такого сочинения, Вы заметите, что малыш стал самостоятельно употреблять слова - связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.

Обязательно читайте детям книги, рассказывайте сказки. Чтение обогатит их словарь, принесёт много положительных эмоций.

Далее идет закрепление произношения звуков в словах – при этом надо обращать внимание на то, чтобы ребенок приучался говорить их четко и внятно.

Звук «А»

- Вспомните с ребенком сказку «Курочка Ряба» и предложите ребенку показать, как плакали дедка и бабка ("А-а-а").

- Покажите малышу картинку с изображением гуся, и попросите его изобразить, как «говорит» гусь («Га-га», потом покажите изображение лягушки, пусть малыш покажет вам, как она квакает («Ква-ква»). Чередуйте показываемые картинки.

Звук «У»

- Расставьте с ребенком руки в стороны, изображая самолеты. Покачайте «крыльями», издавая гудящий звук самолета: «У-у-у-у-у».

- Покажите ребенку три игрушки (или картинки) : корову, сову и кукушку. Попросите озвучить этих животных.

Звук «И»

- Вы с ребенком лошадки. «Поскачите» по комнате, издавая звук «И-и-и, И-и-и, И-и-и».

- Теперь поиграйте в осликов. Пусть малыш изобразит, как «говорит» ослик («Иа-иа»).

- Покажите ребенку изображения цыпленка и мышонка и предложите изобразить их голоса («Пи-пи-пи»).

Звук «О»

- Покажите ребенку куклу с перевязанной щекой и скажите, что у неё болят зубки: «О-О-О». Попросите малыша повторить звук.

- Спросите ребенка, как «говорит» курочка. Изобразите с ребенком курочек (хлопайте «крыльями», ходите по комнате, произнося: «Ко-ко-ко».

Звук «Ы»

- Изображаем рассерженных львов: «Ы-ы-ы».

- Изображаем ладонью с оттопыренным вверх большим пальцем – пароход. Пароход плывет по реке: «Ы-ы-ы» (двигаем рукой оп столу).

Звук «Э»

- Предложите малышу беззвучно посмеяться: «Э-Э-Э».

- Вместе с малышом спойте песенку эха: «Э-э-э, э-э-э, э-э-э, э-э-э».

- Вы показываете ребенку то изображение козочки, то овечки, а ребенок озвучивает: «Мэ-э-э» или «Бэ-э-э».

Звуки «М» и «М’».

- Вы будете коровой, а ребенок – котенком. Вы должны поговорить друг с другом на языке ваших животных. Вы говорите: «Му», - ребенок вам отвечает: «Мяу», - и т. д. Потом поменяйтесь ролями и возобновите «диалог».

Звуки «Н» и «Н’»

- Вы с ребенком делаете вид, что скачете на лошадке и покрикиваете: «Но, но».

Звуки «П» и «П’»

- Расскажите ребенку сказку, и пусть он повторяет за вами выделенные слова. «Курочка решила испечь пирожки. Она замесила тесто и поставила его подниматься. Как пыхтит тесто? «Пых – пых». Тут прибежали цыплята и стали просить пить. Как цыплята просят пить? «Пи-пи». А пока курочка наливала цыплятам воды – тесто и убежало.

- Предложите ребенку спеть песенку цыплят: «Пи-пи-пи».

Звуки «Б» и «Б’»

- Хлопаем губами и поё м: «Ба-ба-ба, бо-бо-бо».

- Делайте с малышом вид, будто вы ездите на машинах. И когда вам будет грозить опасность врезаться, бибикайте друг другу: «Би-би».

Звуки «Т» и «Т’»

- Скажите: «Тук-тук-тук», - и спросите малыша, кто так стучит. Если ребенок скажет, что молоток, покажите ему заранее приготовленную игрушку молотка. Если скажет, что дятел – покажите игрушку или изображение дятла.

Звуки «Д» и «Д’»

- Положите перед малышом на столе колокольчик и дудочку. Позвените в колокольчики и скажите, что колокольчик звенит: «Динь–динь». Затем подудите в дудочку и скажите, что дудочка дудит: «Ду-ду». Вы будете говорить : «Динь–динь», - или: «Ду-ду», - а ребенок будет играть на соответствующем музыкальном инструменте. Затем поменяйтесь ролями.

Звуки «К» и «К’»

- Положите перед ребенком две картинки с изображением курицы, петуха и кукушки. Спросите, кто говорит: «Ко-ко»? А кто говорит: «Ку-ка-ре-ку»? А кто: «Ку-ку»? Посоревнуйтесь, кто громче споет песенку петуха или кто кого «перекукует».

Звуки «Г» и «Г’»

- Спросите ребенка: "Как говорят гуси?" («га-га-га», "А как говорят голуби?" («Гуу-гуу-гуу»). Предложите ребенку стать гусенком, а вы будете голубем. Если вы показываете изображение гуся, то ребенок говорит: «Га-га-га», - если изображение голубя, то вы говорите: «Гуу--гуу-гуу», - или: «Гру-гру-гру». (У ребенка, конечно, получится только первый вариант – «гуу-гуу-гуу».) Потом можно поменяться ролями.

Звуки «Х» и «Х’»

- Спросите ребенка, как смеется мышка («хи-хи-хи»). А как клоун смеется? («хо-хо-хо»). А как мишка смеется? («ха-ха-ха»).

Звуки «Ф» и «Ф’»

- Покажите ребенку игрушечного ё жика и спросите: «Как ёжик фыркает?" («Ф-ф-ф»). Пусть малыш несколько раз озвучит ёжика.

Звуки «В» и «В’»

- Спросите ребенка, как воет ветер? Изобразите его звучание ("В-в-в").

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Игры и упражнения для домашних занятий? Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры? Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП группы общеразвивающей направленности детей 3–4 лет «В гости на день рождения к Маше» Конспект открытого занятия по ФЭМП группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Тема "В гости на день рождение к Маши" Подготовила:.

Конспект занятия «Экологическая прогулка» для детей средней группы общеразвивающей направленности "Экологическая прогулка" для детей средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Здравствуй, ежик» Форма: комбинированная Возрастная.

Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.

Конспект ОД с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по познавательному развитию «Кошкин дом»Конспект ОД с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по познавательному развитию «Кошкин дом» Нажия Азисова. Цель: Закреплять знания о пожарной безопасности. Задачи:Познавательное развитие:Продолжать знакомить детей с правилами пожарной.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине»Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Подборка пальчиковых игр «Профессии» для второй младшей группыПодборка пальчиковых игр «Профессии» для второй младшей группы Профессии Профессии разные есть, Все сразу не перечесть: (ритмично сжимают – разжимают кулаки) Доктор лечит людей, Учитель учит детей, Повар.

Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых»Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых» Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4- 5 лет «Удивительный мир насекомых» Раздел1. Информационная карта проекта 1.1.

Проект с воспитанниками второй группы раннего возраста общеразвивающей направленности «Птичий двор» Тип проекта – краткосрочный, познавательно-игровой Срок реализации – октябрь-декабрь Возраст детей – 2-3года Участники проекта – воспитанники,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка рекомендаций для родителей детей второй младшей группы общеразвивающей направленности (3–4 года)
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 09:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД